пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные темы и мотивы лирики Жуковского. Стилевое но-ваторство. Становление жанра романтической элегии. Белинский о Жуковском

. 1. Жанровая тематика. Элегия, песня, романс и дружеское послание — основные жанры поэзии Жуковского. На материале элегии Жуковский прежде всего разрабатывал русский поэтический язык. Элегия особенно привлекает его своей тематикой, уже закреплённой общеевропейской традицией: погружением во внутренний мир, мечтательным и мистическим восприятием природы. Здесь я хочу сказать о стихотворении «Море»: море — воплощение души лирического героя. Как море, так и лирический герой, стремится “из земныя неволи” к небесам. Под внешним спокойствием скрываются смятение и тревога. 2. Поэтический синтаксис, музыкальный принцип. Слова в поэзии Жуковского ориентированы на то, чтобы пробуждать эмоциональный опыт читателя. И это напоминает о принципах классической музыки. Музыкальная организованность песен и романсов Жуковского очень велика. Жуковский разрабатывает чисто песенную систему восклицаний, обращений. Недаром стихотворения Жуковского часто перекладывались на музыку: возможность музыкальной интерпретации для них органична, заложена в самой их основе. Такие повторы, как: Что молить неумолимых? Возвращу ль невозвратимых? («Людмила») Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью? ................................................................ Сие присутствие Создателя в созданье… («Невыразимое») — Размер стихотворения также играет важную роль. «Море» написано двустишиями, и при чтении появляется ощущение, что каждое двустишие — словно прибой волн. Размер стихотворения «Вечер»: первые три строки в каждой строфе написаны шестистопным ямбом, остальные — четырёхстопным. Это создаёт определённый ритм. В стихотворении «Воспоминание» 1816 года Жуковский использует сквозную рифму: “воспоминанье–позабыть”. Стихотворения Жуковского написаны по музыкальному принципу, то есть важен смысл не каждого слова; важнее поток слов, отсюда множество многоточий, строфы редко отделяются друг от друга, чаще между ними стоит запятая. “Поток” стихотворения воплощает поток поэтических чувств, единый музыкальный поток. Характерно в этом отношении то, что Жуковский называет своё стихотворение «Невыразимое» отрывком, хотя не собирался дописывать его. Это стихотворение представляет поток душевной жизни, и каждая попытка выразить своё восприятие мира будет лишь частью, потому что нельзя выразить величие, красоту и “душу” природы полностью. 3. Двоемирие и связь с другим миром, мотив завесы. Для Жуковского мир разделён на здесь и там. Здесь — это земное, низкое, а там — это небеса, чистое, светлое, незыблемое, то, к чему мы все стремимся. Тянет тебя из земныя неволи Далёкое светлое небо к себе... («Море») Идеей двоемирия пронизано всё творчество Жуковского: в «Вечере» другой мир — это тайная, мистическая жизнь в образах природы; в «Море», в «Лалле Рук», в «Я музу юную, бывало...» — это небеса, а здесь — это “подлунная сторона...”, в балладах другой мир — это мир потусторонних сил; в «Сельском кладбище» — мир загробный, и память — единственная связь с тем миром. Мнил я быть в обетованной Той земле, где вечный мир; Мнил я зреть благоуханный Безмятежный Кашемир... («Лалла Рук») Прохожий, помолись над этою могилой; Он в ней нашёл приют от всех земных тревог; Здесь всё оставил он, что в нём греховно было, С надеждою, что жив его спаситель-Бог. («Сельское кладбище») Там поют согласны лиры; Там обитель тишины; Мчат ко мне оттоль зефиры Благовония весны; Там блестят плоды златые На сенистых деревах; Там не слышны вихри злые На пригорках и лугах. («Желание») Есть лучший мир; там мы любить свободны; Туда моя душа уж всё перенесла; Туда всечасное влечёт меня желанье; Там свидимся опять... («Песня». 29 сентября, 1811) В сём мире без тебя, оставленный, забвенный, Я буду странствовать, как в чуждой стороне... («На смерть А.Тургенева») «Голос с того света» — само название говорит об идее двоемирия: “Я в стороне свиданья...”, “всё земное совершила...”, “в какой предел из мира перешла...”, “здесь, сколь ваш прекрасен свет...” «Песня»: “где-то лучший край...”, “там весна живёт...”, “там, в долине рая...”, “жизнь иная...” «Путешественник»: “там в нетленности небесной всё земное обретёшь...”, “неизвестное...”, “всё, что мило — мнится — там...”, “небо светлое с землёю...” Жуковский ощущает зыбкость этого мира, мира низшего, и он не привязан к нему так, как, например, Державин. Здесь — это мир земной, низший, ничто в нём не вечно, отсюда туманность, неясность. «Сельское кладбище»: “в туманном сумраке...” «Вечер»: “склонись задумчиво на пенистые воды...”, “туманный вечер...”, “как зыблется твой блеск на сумраке лесов...” «Желание»: “озарися, дол туманный; расступися, мрак густой...” «Путешественник»: “даль по-прежнему в тумане; брег невидим и далёк...” Связь с другим миром. Тема посредника между небом и землёй. Связь с другим миром осуществляется по-разному: в стихотворениях «Лалла Рук», «Я музу юную, бывало...», «Таинственный посетитель» поэту является вестник с неба, в «Светлане» молодая девушка хочет узнать о своём будущем у потусторонних сил через зеркало. Мотив отражения («Море», «Вечер»): море, река, ручей — всё, что отражает гармонию небесного мира, есть посредник между небом и землёй. «Вечер»: “и в зеркале воды...”, “в реке дубравы отразились...” «Море»: “ты чисто в присутствии чистом его: ты льёшься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые и радостно блещешь звёздами его”. «Рыбак»: “не с ними ли свод неба слит прохладно-голубой...” В стихотворении «Невыразимое» Жуковский сопоставляет эти два мира: земной, мёртвый, и дивную природу. Всю лексику стихотворения можно поделить на две колонки. Земной, мёртвый: земной, мёртвое, с усилием, обессиленно, безмолвствует, подвластно ль, хотим удержать. Дивная природа: дивною, небрежною и лёгкою свободой, красоту, согласила, живое, небу тихому летящих, пожаре пышного заката, яркие черты, легко, мысль крылата, блестящей красоты. Мотив завесы. «Таинственный посетитель»: “неведомого края под волшебной пеленой...”, “сквозь покрывало неземным казался он... Снят покров...”, “к нам, как ты, она из рая два покрова принесла: для небес лазурно-ясный, чистый, белый для земли...”, “кто-то светлый к нам летит, поднимает покрывало и в далёкое манит”. «Лалла Рук»: “светлый завес покрывала оттенял её черты...”, “нам туда сквозь покрывало он даёт взглянуть порой...” 4. Сакрализация и очеловечивание природы. Жуковский — первый русский поэт, сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы — всё, что составляет её “материальную” красоту, но наделить природу чувством и мыслью воспринимающего её человека. Пейзаж в поэзии Жуковского — “пейзаж души”, природа окрашена в лирические чувства автора: “приятна...”, “тихая...”, “стенанье соловья...” («Вечер»); “рогов унылый звон...” («Сельское кладбище»). Для Жуковского человек — часть природы, а природа живая и одушевлённая. «Вечер»: “как слит с прохладою растений фимиам...” Фимиам — здесь запах. По сути, как может быть запах слит с температурой, с прохладой? Но “фимиам” рождает ассоциации с божественным, священным. «Рыбак»: “душа полна прохладной тишиной...” — тоже, казалось бы, как может быть душа полна прохлады и тишины? У Жуковского же прохладная тишина символизирует душевную тоску, “в нём вся душа тоски полна...” Тишина — это тишина реальная и тишина душевная. О природе Жуковский говорит самым сакральным, религиозным языком: “святые таинства...”, “пророчеством великого виденья...”, “величественный час...”, “вечернего земли преображенья...” “Что наш язык земной пред дивною природой?”, “Но льзя ли мёртвое в живое передать?” Природа жива, дивна, язык же наш мёртв. И попытка мёртвым языком сказать о бесконечности живой природы будет бесплодна. “И лишь молчание понятно говорит...” — нельзя выразить словами дивную природу. «Море»: “ты живо, ты дышишь, смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты...” — море наделено жизнью, душой, чувствами. Оно противоречиво, как и человек. Вопросительные интонации наиболее свойственны поэзии Жуковского, ведётся диалог с природой, так как природа у Жуковского одушевлённая. «Море»: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” 5. Тема перехода, перетекания, изменения состояния. Тема перехода. Вечер — переходное состояние от дня к ночи. В поэзии Жуковского вечер в природе — вечер жизни. С этим связан мотив угасания в природе и множество глаголов, обозначающих движение: “померкнули...”, “последний луч...”, “умирает...”, “потухшими...”, “угасает...”, “бледнеет...”, “усталой...”, “медлительной...”, “задумавшись...”, “исчезает...” Вечер и закат — излюбленное время Жуковского. Перелив чувств. Здесь я бы хотела сказать о стихотворении «Воспоминание» 1816 года. О будь же, грусть, заменой упованья! Способность грустить — ценное чувство, до Жуковского этого не писал никто, собственно, в это время зарождается психологическая лирика. Надежду, упованье заменяет грусть, “отрада нам — о счастье слёзы лить!” Чувства противоречивы, многозначны. Противоречивость: воспоминание нежеланно, мучительно, приносит страдания, но мысль о том, что я могу их забыть, приносит ещё большие страдания. Несчастье — об вас воспоминанье, Но более несчастье — вас забыть! 6. Тема поэзии. Поэзия — это дар, которым обладают немногие. Жуковский не обращал свой труд к широкой аудитории, как Карамзин или Крылов, он писал «Fu..r Wenige». И вдохновение летало с небес, незваное, ко мне; На всё земное наводило животворящий луч оно... («Я музу юную, бывало...») ...Лишь порой он навещает нас с небесной высоты... («Лалла Рук») О песни, чистый плод невинности сердечной! Блажен, кому дано цевницей оживлять Часы сей жизни скоротечной! («Вечер») Связь творчества с небом. Поэт творит лишь в те минуты, когда Бог посылает ему вдохновение. Таким образом, вдохновение — это дар Бога, Музы. Я музу юную, бывало, Встречал в подлунной стороне, И Вдохновение летало С небес, незваное, ко мне... .................................. Но дарователь песнопений... .................................. Или навек моя утрата И вечно арфе не звучать... .................................. Но всё, что от времён прекрасных, Когда он мне доступен был... ...................................... Кладу на твой алтарь священный… ....................................... («Я музу юную, бывало...») Иль в тебе сама святая здесь поэзия была? («Таинственный посетитель») Благодатный посетитель Поднебесной стороны... ............................. А когда нас покидает В дар любви у нас в виду... ............................. Посетил, как упованье; Жизнь минуту озарил... («Лалла Рук») 7. Гений чистой красоты. Эта красивая формула впервые появилась у Жуковского. Кладу на твой алтарь священный, О Гений чистой красоты! («Я музу юную, бывало…») Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты... («Лалла Рук») 8. Тема прошедшего, минувшего. Ничто не проходит бесследно, но прошлое вместе с тем невозвратимо. Его желанного возврата Дождаться ль мне когда опять? («Я музу юную, бывало…») Друг, на земле великое не тщетно; Будь твёрд, а здесь тебе не изменят; О милый, здесь не будет безответно Ничто, ничто: ни мысль, ни вздох, ни взгляд. Не унывай, минувшее с тобою... («Голос с того света») 9. Тема ранней смерти. Могила юноши, мотив скоротечности жизни. Эти мотивы присущи элегии вообще. Здесь пепел юноши безвременно сокрыли; Что слава, счастие, не знал он в мире сём, Но музы от него лица не отвратили, И меланхолии печать была на нём. («Сельское кладбище») Едва расцвёл — и жизнь уж разлюбил И ждал конца с волненьем и тоскою; И рано встретил он конец, Заснул желанным сном могилы... ............................................. Он дружбу пел, дав другу нежну руку, — Но верный друг во цвете лет угас... («Певец») Один — минутный цвет — почил, и непробудно, И гроб безвременный любовь кропит слезой. Другой... О небо правосудно!.. («Вечер») Мотив утраты. «На смерть А.Т.»: “без тебя, оставленный, забвенный...” О братья! О друзья! Где наш священный круг? Где песни пламенны и музам и свободе? Где Вакховы пиры при шуме зимних вьюг? Где клятвы, данные природе, Хранить с огнём в душе нетленность братских уз? («Вечер») Здесь речь идёт об утрате друзей, о разрушении братства. Об этом же говорится в стихотворении «Воспоминание» 1816 года. Переход в иной мир — всегда благо. В балладе «Лесной царь» иной мир — мир прекрасный, и переход в него — всегда благо. Надежда сладкая! Приятно ожиданье! — С каким веселием я буду умирать! («На смерть А.Т.») Тема сна — смерти. «Сельское кладбище»: “повсюду мёртвый сон...”, “спящих здесь...”, “сном непробудным спят...”, “мёртвых сон под мраморной доскою...”, “спокойно спят под сенью гробовою...” «Певец»: “ты спишь, тиха твоя могила...” Тема сна — видения. Милый сон, души пленитель... («Лалла Рук») Бывалых нет в душе видений... («Я музу юную, бывало...») Снят покров, любви не стало; Жизнь пуста, и счастье — сон. («Таинственный посетитель») Мотив загробной встречи. Увидимся опять; во гробе нам судьбой назначено свиданье! («На смерть А.Т.») 10. Тема судьбы, жребия. С этой темой связана также тема пророчества: “над тихой юноши могилой...” — здесь Жуковский говорит о самом себе, но таким образом он предсказал раннюю смерть А.Тургенева и сумасшествие Радзянки. Эти строки имеют автобиографический аспект: С Минваною унылой Придёт сюда Альпин в час вечера мечтать Над тихой юноши могилой! Минвана и Альпин — условные имена влюблённых, символизирующие Жуковского и Машу Протасову, историю их несчастливой любви. ...Того ль, несчастный, я от рока ожидал! («На смерть А.Т.») ...Но жребий сей цветок прекрасный могиле приготовил в дар... («На смерть семнадцатилетней Эрминин») 11. Тема странника в сём мире. Прискорбный, сумрачный, с главою наклонённой, Он часто уходил в дубраву слёзы лить, Как странник, родины, друзей, всего лишённый, Которому ничем души не усладить. («Сельское кладбище») Но в мире он минутный странник был... ............................................... Твой век был миг, но миг унылый, Бедный певец! («Певец») 12. Мотив священной дружбы. О радостях души, о счастье юных дней, И дружбе, и любви, и музам посвящённых... («Вечер») О милых спутниках... («Воспоминание», 1821) Это стихотворение пронизано темой дружбы, которая представлялась всегда тёплым, нерушимым союзом. Ах! Нежная душа, природу покидая, Надеется друзьям оставить пламень свой; И взоры тусклые, навеки угасая, Ещё стремятся к ним с последнею слезой; Их сердце милый глас в могиле нашей слышит; Наш камень гробовой для них одушевлён... («Сельское кладбище») 13. Мотив ушедшей молодости. К протекшим временам лечу воспоминаньем... («Вечер») Сей миновавшего привет (Как прилетевшее внезапно дуновенье От луга родины, где был когда-то цвет, Святая молодость, где жило упованье), Сие шепнувшее душе воспоминанье О милом радостном и скорбном старины... («Невыразимое») 14. Тема света, мотив высоты. «Море»: “далёкое светлое небо...”, “светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь...”, “ясное небо...” «Я музу юную, бывало...»: “светлых вдохновений...”, “светит мне твоя звезда...” «Таинственный посетитель»: “для небес лазурно-ясный...”, “кто-то светлый к нам летит...” Венец поэзии – переводы и заимствования из немецких и английских поэтов: в этом он самобытен, как единственный глава и представитель своей собственной школы; в этом выразился момент самого сильного и плодовитого движения вперед русской литературы карамзинского периода. Он писал для «немногих», то есть его поэзия была рассчитана на узкий круг понимающих читателей. Его называли «балладистом», в нем видели певца могил и приведений. Жуковский ввел в русскую поэзию романтизм. Истинным романтиком русским был совсем не Пушкин, а Жуковский. Путь, которым Жуковский привел нам романтизм – путь подражания и заимствования. Жуковский переводил особенно хорошо только то, что гармонировало с внутреннею настроенностью его духа. Жуковский был переводчиком на русский не поэтов Германии и Англии, он был переводчиком на русский язык романтизма средних веков. В собственно лирических произведениях (элегиях-?), переведенных и переделанных Жуковским с немецкого языка, открывается еще более чем в балладах, сущность и характер его романтизма: желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое бог знает, в чем состояло; это – мир, чуждый всякой действительности, населенный тенями и призраками, унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собою будущего; любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы, чем поддержать свое существование. Все стихотворения Жуковского – вариации на одни и те же мотивы. «Таинственный посетитель» - одно из самых характерных стихотворений Жуковского. Скорбь и страдание – один из важнейших элементов всякой романтической поэзии, и поэзии Жуковского в особенности. Вопли сердечных мук – не раздирающие душу диссонансы, а тихая сердечная музыка, и его поэзия любит и голубит свое страдание как свою жизнь и свое вдохновение. Жуковского можно назвать певцом сердечных утрат. «Теон и Эсхин» - самое романтическое произведение, вышедшее из-под пера Жуковского. Эсхин долго бродил по свету, ища счастье – оно убегало от него. Он возвращается на родину и видит ту же картину, как прежде, но пейзаж не озарен Надеждой. Он приходит к своему другу Теону – тот сидел в раздумье на пороге своей хижины, в виду гроба из белого мрамора; друзья обнялись; лицо Эсхина скорбно и мрачно, взор Теона скорбен, но ясен. Эсхин говорит об обманывающей сердце мечте, о счастии, и спрашивает друга – не та же ли участь постигла его? На это стихотворение можно смотреть как на изложение основных принципов содержания поэзии Ж. Дивное искусство Жуковского – живописать картины природы и влагать в них романтическую жизнь. Природа, изображаемая Жуковским – романтическая природа, исполненная высшего смысла и значения.

17.01.2016; 19:58
хиты: 0
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь