пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Сплетни как коммуникативный феномен.

Сплетничание – процесс совместного оценивания отсутствующих лиц, происходящий в условиях праздного времяпровождения на основе деклара-ции собственной приверженности собеседников социальным установлениям и групповым нормам.

Сплетни - продукты этого процесса.

При этом проверяется приверженность каждого к разделяемому всеми знанию, формируется «прототипная позиция группы», т.е. та, «…которая наилучшим образом отражает то общее, что присуще членам одной группы и что отличает их от тех, кто находится вне группы» (Дж. Тернер).

  Социальные функции сплетен:

 

  1) информирования;

  2) развлечения;

  3) социального контроля за действиями наруши-телей групповых норм, общественной морали;

  4) социального объединения, укрепления межличностных связей;

  5) самовыражения;

  6) персонального влияния;

  7) социализации, усвоения системы социальных связей, отношений, ролей и норм.

Классический функционализм: все феномены следует описывать с позиций их функций, присущих обществу как саморегулирующейся системе.

Эволюционная психология изучает феномен как одну из моделей поведения, способствующих выживанию индивидов и их потомков.

«Замена груминга приматов»?

Психоанализ: материал сплетен содержит неоднозначные, неструктурированные символы, которые позволяют Я уменьшить тревогу путем защитных механизмов проекции, сублимации, формирования реакции и смещения враждебности. Это средство «выпускания пара», уменьшения возбуждения. Люди могут выразить так агрессивные и сексуальные фантазии, проецировать проблемы и неосознаваемые потребности на других.

Феминистская традиция: сплетни – это следствие ограничения роли женщин в обществе, вытеснения их из социальной сферы в частную жизнь.

«Оружие слабых?»

Теория  социального сравнения Л. Фестингера: одной из наших базовых потребностей является стремление постоянно оценивать собственные мнения и качества. Сплетни – способ косвенного, заочного оценивания по субъективным стандартам.

Символический интеракционизм: в процессе взаимодействия люди стремятся к контролю за поведением других, что достигается путем воздействия на прочтение ими социальной ситуации. Для этого они, по выражению Э. Гофмана, управляют впечатлением, стараются подавать себя так, чтобы другие ориентировались на их собственные ожидания, делали то, что нужно им.

Теории социального обмена описывают взаимодействие в терминах поиска выгоды, рациональных расчетов вознаграждений и издержек.

«Инвестирование», «дивиденды», «банкротство»?

Подход социального познания: сплетни обеспечивают усвоение обобщенных правил поведения в форме рассказов. Позволяют социализироваться не путем «проб и ошибок», а посредством наблюдения за научением других.

Сплетни как искажения атрибуции.

Атрибуции (от англ. «приписывать», «наделять») - способ расширения информационного простран-ства, когда социальным объектам приписываются какие-то черты, они наделяются характеристи-ками. Это мысли по поводу фактов.

 Особое значение придается процессам каузальной атрибуции (от лат. «причина»), интерпретации причин поступков и событий.

 Два их вида – внешние (экстернальные), когда причина приписывается обстоятельствам, не контролируемым человеком, и внутренние (интернальные), в которых причина считается обусловленной чертами характера или иными особенностями действующего лица.

Диспозиции – устойчивые внутренние предраспо-ложенности.

Принципиальной особенностью оценочного компонента сплетничания является обращение к персональным характеристикам «мишеней», т.е. имеет место доминирование диспозиционных атрибуций.

Иначе говоря, процесс обсуждения поступков отсутствующих объектов сводится к обсуждению устойчивых личностных черт и персональных предпочтений  как первопричин неудач или успехов.

Сплетничание – это интерпретация причин поведения отсутствующих лиц, осуществляемая посредством диспозиционных атрибуций в условиях праздного неформального времяпровождения собеседников.

 

 

Искажения атрибуции в сплетнях

Фундаментальная ошибка атрибуции – это склонность преувеличивать значение диспозици-онных факторов при интерпретации чьего-либо (чужого) поведения и недооценивать роль ситуативных обстоятельств.

Иначе говоря, это обозначение тенденции игнорировать вынужденность поведения другого лица и поспешно считать, что оно обусловлено персональными особенностями, является их очевидным следствием.

Так, жертва насилия оказывается «сама виновата», не понимающий нас человек «попросту глуп», а отказавший в помощи – «закоренелый эгоист».

«Вера в справедливый мир»: наша реальность является правильным, упорядоченным и предсказуемым местом, где каждый имеет то, чего достоин. Все хорошее происходит с честными и порядочными, а все плохое с «плохими».

«Иллюзорный оптимизм»: необоснованная вера индивидов в то, что в будущем их, в отличие от многих других, ожидают позитивные события. Иначе говоря, предполагается, что персонально к ним не относятся многие проблемы, остающиеся на долю остальных.

Э. Аронсон: «…люди предпочитают сохранять необоснованную уверенность в том, что у них гораздо меньше шансов пристраститься к алкоголю, столкнуться с негативными последствиями курения, попасть в тюрьму, погибнуть на войне, стать жертвой преступников, потерять работу, попасть в аварию, остаться одинокими и т.д.».

 

 

 

 


22.12.2019; 19:12
хиты: 80
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь