пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Научно-популярный мир Петербурга XVIII — начала ХX века

Дореволюционная отечественная наука формировалась прежде всего в столице Российской империи, поэтому столь ценно изучить формы приобщения аудитории к знанию, существовавшие в Петербурге (книгоиздательство, библиотеки, выставки, музеи, народные чтения, кинематограф и пр.).

Изначально весьма сложно было приучить население к чтению, и потому применялись самые разнообразные меры. Например, по приказу Петра I посетителям аустерий (трактиров) бесплатно выдавались первая печатная газета «Ведомости» и угощение. В первом частном журнале России сообщалось, что в саду Сухопутного шляхетного корпуса по четвергам и воскресеньям в беседке посетители могут знакомиться с двумя русскими, тремя немецкими, пятью французскими ведомостями и несколькими журналами. Помимо прессы «для забавы находятся в оном саду биллиард, Фортуна и качель» .

«Идея национальной библиотеки в русском обществе XVIII в. формировалась в специфической и непростой социально-культурной ситуации. Россия переходила в режим ускоренного развития, вызванного реформами Петра I, а ускоренное развитие нуждалось в наличии образованной части общества», как справедливо утверждал директор первой в Петербурге библиотеки В. П. Леонов. Основанная в 1714 г. по указу Петра I Библиотека императорской Академии наук вмещала в себя собрания книг Аптекарского приказа и герцога Голштинского, самого Петра I и царевича Алексея, предполагала иностранный книгообмен и свободный допуск ученых и государственных деятелей к книжным сокровищам (менее знаковые персоны допускались в библиотеку дважды в неделю, по вторникам и пятницам). С 1783 г. по указу Екатерины II Библиотека получала обязательный экземпляр книг, изданных в казенных и вольных типографиях. В 1725 г. в Библиотеке было 12 тыс. томов; современное книгохранилище БАНа располагает более 20,5 млн. томов. Но библиотечная история, как и история в целом, часто переписывается: «Сегодня в основу профессионального библиотечного праздника страны положен не 1714 год (основание Петром I императорской библиотеки), а год 1795 — дата основания императорской публичной библиотеки Екатериной II». Сложности появления публичной библиотеки в новой столице России объясняются малым числом населения Петербурга XVIII в. и социальным составом потенциальных читателей. Первый план организации петербургской общедоступной библиотеки появился в 1766 г. Граф А. С. Строганов, князь П. М. Голицын и др. предложили составить «общество, по образцу Вольного Экономического, которое, собирая средства путем членских и добровольных взносов, образовало бы публичную библиотеку в Санкт-Петербурге» из российских духовных и светских книг4 . Этот проект не исполнился, но книги из собраний барона И. А. Корфа, Эрмитажной библиотеки, книжной коллекции братьев Ю. А. и А. С. Залусских легли в основу книжных сокровищ Императорской публичной библиотеки. Целью новой доступной для всех библиотеки было «создать полное собрание российских книг, изданных с начала книгопечатания в России и выпущенных на русском языке в чужих краях, а также книг о России, изданных на иностранных языках»5 . 16 (27) мая 1795 г. Екатерина II одобряет проект здания Библиотеки, представленный архитектором Е. Т. Соколовым; в июне 1794 г. стройка начинается. 14 января 1814 г. Императорская публичная библиотека была торжественно открыта. Двери были открыты для всех, кроме простонародья и лакеев; книги выдавались бесплатно для чтения в залах (на дом почти не выдавались). В 1811 г. директором библиотеки стал А. Н. Оленин. Директор создал библиографическую систему, разделив все книжное богатство на три части (наука, искусство, словесность); ввел деление книг по языкам; составил первые инструкции по составлению каталогов; во многом заложил основы библиотечного дела России6 . С 1856 г. был налажен книгообмен с крупнейшими библиотеками Европы. В год открытия в библиотеке было 243 тыс. томов, в XXI в. их число превысило 37 млн. Третья крупная библиотека Петербурга послужила основой для создания Публичной библиотеки в Москве (ныне Российская государственная библиотека). Граф Н. П. Румянцев, известный государственный деятель и коллекционер, с конца XVIII в. по всей Европе и России собирал книжные редкости — по определенному плану, с особым вниманием к раритетам. До 28 тыс. томов, рукописи на разных языках, инкунабулы и старопечатные книги7 сначала являлись частью личной коллекции сенатора, затем вошли в состав Румянцевского музея (1828 г.). В 1845–1861 гг. Румянцевский музей был частью Императорской публичной библиотеки, в 1861 г. коллекция была перевезена в Москву. К середине XIX в. в России сформировалось три типа библиотек: общественные, специальные и личные. Крупнейшими книгохранилищами как страны, так и Петербурга оказались Библиотека Императорской академии наук и Императорская публичная библиотека; библиотеки органов государственной власти (Государственного Совета, Святейшего Синода); библиотеки научных обществ (Императорского Вольного экономического, Минералогического, Общества врачей и пр.) и военные (Главного морского штаба и пр.). Библиотеки публичные делились на три категории: крупнейшие библиотеки с функциями национальных (Императорская публичная), библиотеки органов местного самоуправления (городские, земские), частные библиотеки. Публичные библиотеки были открыты для всех желающих, в отличие от специальных. Зародились они в 1830-х годах по предложению президента Вольного экономического общества адмирала Н. С. Мордвинова. Главными проблемами таких библиотек были экономические сложности (государство в основном эти библиотеки не финансировало), юридические (например, с 1884 г. издавались «Алфавитные списки произведений печати, которые не должны быть допускаемы в публичных библиотеках и общественных читальнях»), ограниченность фондов. До революции была создана и сеть специальных библиотек всевозможных обществ.

Библиотеки открывали «общественно-политические организации, научные, религиозные, профсоюзные, сословные, благотворительные, просветительные, художественно-искусствоведческие, спортивные общества и клубы по интересам»8 . В Петербурге, как и во всей стране, существовали коммерческие библиотеки (их легко узнать по странному для нас сочетанию «библиотека для чтения»). К 1910 г. в нашем городе было 45 таких библиотек9 . Такие библиотеки часто существовали при книжных магазинах, широко привлекали иногородних читателей, выдавали книги на дом (в отличие от, например, «кабинетов для чтения»). Как правило, здесь предлагалось более легкое чтение; но выделялись библиотеки и по языковому, возрастному, тематическому, национальному делению. Например, в частной библиотеке А. А. Пестовской, фонд которой насчитывал 40 тыс. томов, было представлено 6 тыс. произведений на французском языке, 2400 на английском, одна тысяча — на немецком10. Было и немало других типов библиотек: народные, специальные, военные, учебных заведений, духовные и т. д. Понятно, что книжный фонд Дворцовой библиотеки отличался от библиотеки Генерального штаба, а библиотека Санкт-Петербургского Императорского университета — от Синодальной Патриаршей библиотеки. Санкт-Петербургский комитет грамотности, СанктПетербургское городское Попечительство о народной трезвости, офицерские собрания, Императорская охота, лесопильный завод — учредителями разных библиотек выступали разнообразные структуры и частные лица. Читателя дореволюционной Рос сии исследовали, организацию библиотек — значительно реже. В трудах Х. Д. Алчевской затрагивался круг чтения учащихся воскресных школ, Н. А. Корф изучал читателей-учеников земских школ, Е. С. Некрасова знакомилась с чтением крестьян. А. С. Пругавин составил программу централизованного изучения читателей, Н. А. Рубакин — программы для собирания сведений о том, что и как читает народ, и др. Характеристики русской читающей публики встречались в служебных записках Ф. В. Булгарина, Главного управления по делам печати, Комитетов грамотности. В 1911 г. в Петербурге состоялся Первый Всероссийский съезд по библиотечному делу. Со второго года основания Санкт-Петербурга начались закладка Летнего сада — не просто красивого места для отдыха, но и сада-музея со скульптурами.

МУЗЕИ

Не случайно Петербург во всем мире воспринимают как город музеев. Сейчас в городе на Неве 182 музея, из них 24 федерального значения. Первый музей не только России, но и Петербурга — Кунсткамера (1714 г.) — выросла из «Государева кабинета», коллекции редкостей, закупленных Петром I во время Великого посольства. Адмиралтейская «модель-камора», Петергоф и Монплезир явились родоначальниками отечественных музеев разного профиля (научного, исторического, дворцово-паркового, художественного). Рассмотрим хронологию возникновения общедоступных музеев Петербурга XVIII — начала XX в. Год основания / открытия для публики Общедоступные музеи Петербурга Первоначальное местонахождение 1703 / 1868 Цейхауз; с 1811 г. Артиллерийский музей Петропавловская крепость 1709 / 1805 «Модель камора»; с 1805 г. Морской музеум Адмиралтейство 1714 / 1723 Петергоф Петергоф 1758 / 1859 Музей Академии художеств Дворец И. И. Шувалова на Малой Садовой 1764 / 1852 Эрмитаж Малый Эрмитаж 1770 / 1803 Музей Вольного экономического общества; с 1859 г. Сельскохозяйственный музей Главный штаб 1774 Горный музей Горное училище 1811 Мануфактурный музеум Департамент мануфактур и внешней торговли 1820–1830-е На базе Кунсткамеры — Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Минералогический музеи и кабинет Петра I Часть — в здании Кунсткамеры 1831 Румянцевский музеум; с 1861 г. в Москве Дом гр. Н. П. Румянцева 1859 Сельскохозяйственный музей Лесной институт 1872 / 1877 Телеграфный музей; с 1884 г. Почтово-телеграфный музей Почтамтская улица, 17 1879 Музей А. С. Пушкина Александровский лицей 1881 Музей М. Ю. Лермонтова Николаевское кавалерийское училище 1895 / 1898 Русский музей императора Александра III Михайловский дворец 1896 / 1910 Музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I Юсупов сад 1901 / 1904 Мемориальный музей А. В. Суворова Храм-памятник Суворову Здесь названы только самые крупные музеи. Помимо них существовали еще музеи малые (по современной терминологии): азиатский, природы, гигиенический, придворно-конюшенный, алкоголизма, общества борьбы с бугорчаткой (туберкулезом), сыскной полиции, изобретений, Хирургического общества, еврейский, при Обществе спасания на водах, толстовский и др. В мясном патологическом музее при бойнях на Забалканском проспекте (с 1890 г.) обучали полковых врачей, фельдшеров и всех желающих отличить качественное мясо от испорченного. Интендантский музей (1868–1927 гг.) хранил образцы военной формы. Музей имени великого князя Михаила Николаевича (с 1911 г.) рассказывал о военной и государственной деятельности последнего сына Николая I.

ВЫСТАВКИ

Другой формой активной популяризации знаний были выставки. Зародившиеся в Европе в середине XVIII в., выставки прежде всего проводились как промышленные (мануфактурные). Первая российская выставка состоялась в Петербурге в 1829 г. Для этого было специально возведено здание на Стрелке Васильевского острова — «Экспозиционная зала». Здесь проходили Всероссийские мануфактурные выставки 1829, 1833, 1839, 1849 и 1861 гг., а в 1850 г. экспонировались предметы, предназначенные к отправке в Лондон на Всемирную выставку 1851 г. Высочайше утвержденные правила первой выставки поясняли, что выставляться будут предметы только российского производства, поделенные на 15 тематических отделов. Вход на выставку был свободным; посетители могли любоваться 4041 экспонатом с помощью впервые изданного каталога «Роспись вещам, выставленным в первую публичную выставку Российских изделий в Санкт-Петербурге 1829 года». Помимо «Экспозиционной залы» в Петербурге выставки проводились в манежах, экзерциргаузах, дворцах, выставочных павильонах и зданиях в Соляном городке и Таврическом саду. Огромное число выставок организовывалось культурно-просветительными обществами (Императорским Вольным экономическим, Русским техническим обществом, Российским обществом садоводства и пр.). В 1836 г. организация выставок была закреплена законодательно; с 1848 г. определен их хронологический порядок (попеременно в Петербурге, Москве и Варшаве через четыре года на пятый); с 1853 г. были введены платные входные билеты. За 1820–1850 гг. в Петербурге прошло восемь Всероссийских промышленных выставок; в начале ХХ в. город стал центром и международных выставок — Международная рыбопромышленная  (1902 г.), Международная строительно-художественная (1908 г.), международные автосалоны (1907, 1910, 1913 гг.), Международная выставка садоводства (1914 г.)12. С 1829 по 1916 г. в столице Российской империи прошло более 70 мануфактурных, сельскохозяйственных и пр. выставок13. Выставлялись рогатый скот, народное шитье, детские игрушки; проходили фотографические, гигиенические, пчеловодческие, спортивные, кулинарные, мукомольные, железнодорожные выставки. Из необычных отметим выставку печатного дела (1895 г.), монастырских работ (1904 г.), патриотическую (1905 г.), протезов (1916 г.). Особняком стоят передвижные выставки (началось все с художников-передвижников). Выставки плыли на баржах и ездили в поездах (I Всероссийская передвижная пожарная выставка, 1897–1899). Под Всероссийскую мануфактурную выставку 1870 г. отдали большую часть Соляного городка; подготовили иллюстрированное описание экспозиции. В память о выставке и своем друге архитекторе В. Гартмане М.П. Мусоргский написал цикл фортепианных пьес «Картинки с выставки» (1874 г.). Лучшие художники разрабатывали рекламные плакаты выставок (К. Сомов, Е. Лансере, М. Врубель и др.). Развитие архитектурных форм, поиски новых конкурентных форм, пропаганда и поддержка отечественного производителя — выставки успешно решали целый ряд экономических, просветительских и социальных задач.

Петербург показывал пример в организации музеев ведомственных (прежде всего в военной сфере), педагогических (Музей военно-учебных заведений, с 1864 г.), театральных (Театральный музей, 1908 г.) музеев — исследовательских организаций (Пушкинский Дом, 1905 г.) и др. При учебных заведениях формировался целый комплекс музеев (минералогический в Горном институте, технический в Институте инженеров путей сообщений, анатомический в Медико-хирургической академии и пр.), куда допускались посетители вне сословных рамок. Музей Старого Петербурга (1907–1918 гг., позднее часть Музея истории города), созданный Обществом архитекторов-художников, собирал, изучал, охранял памятники искусства и архитектуры нашего города. В проекте этого музея говорилось, что он основан «с целью а) собирать в систематическом порядке предметы, относящиеся к основанию, застройке и расширению Санкт-Петербурга во все последовательные эпохи; б) собрать все предметы, изображения и литературу, характеризующие историческое архитектурное и художественное развитие столицы».

 

Способы просвещения разных социальных слоев Петербурга были различными, но столица Российской империи постоянно выступала и в этом отношении некой законодательницей мод. Именно с Петербургского лесного коммерческого училища, например, начинается включение образовательных экскурсий в учебный процесс. В 1910 г. здесь вышла книга «Школьные экскурсии», написанная группой преподавателей училища под редакцией Б. Е. Райкова. Петербург оказался пионером и в организации отечественных народных домов — первым таким культурно-просветительным учреждением стал Лиговский народный дом, организованный на средства графини С. В. Паниной в 1903 г.15 Юридическая консультация и сберегательная касса, первая народная обсерватория и гимнастический зал, читальня и театральный зал, мастерские и прачечная, общедоступная столовая и передвижной музей учебных пособий — далеко не полный перечень предоставлявшихся бесплатно петербуржцам образовательных и досуговых возможностей. Среди преподавателей были лучшие ученые того времени; по подобию Дома стали создаваться учреждения в столице и по всей России (Народный дом Николая II, Народный дом-читальня им. Нобеля и пр.). Появлялись и народные университеты; весной 1906 г. в Петербурге Д. А. Дрилем было основано Общество народных университетов. Традиции публичных чтений в Петербурге зарождаются еще в начале XIX в. В знаменитом Демутовом трактире французский писатель Эмиль Дюпре де Сен-Мор читал лекции о французском театре и литературе. Русским языком де СенМор не владел, и поэтому можно понять социальный состав его аудитории. Например, на цикл из двенадцати лекций Сен-Мора в 1820–1821 гг. записались А. И. Тургенев, Н. М. и Е. А.Карамзины, и Тургенев писал князю П. А. Вяземскому: «A propos: St-Maure на сих днях начинает свои 12 лекций, и я жалею о своих 100 рублях»16. Очевидно, литературные вечера с чтением наизусть французских произведений, их критический разбор, рассказы о французских писателях и артистах, попытка проанализировать причины упадка французского театра были для русской великосветской публики слишком хорошо знакомым предметом.

С 1870-х годов в Петербурге, а затем и в России начались народные чтения (тематические беседы, лекции, демонстрации «туманных картин»). Лекции Педагогического музея в Соляном городке посещало более 100 тыс. слушателей в год. В 1885 г. музей выпустил первый сборник народный чтений. Чтения сопровождались музыкальными выступлениями народных музыкальных классов — первой общедоступной музыкальной школой Петербурга17. От «туманных картин» просветительство быстро шло к первым кинотеатрам — первая в России демонстрация «движущихся картин» состоялась 4 мая 1896 г. в саду «Аквариум» на Каменноостровском проспекте. В 1911 г. в Петербурге имелось уже 115, а в 1917 г. — 257 кинематографов18.

 

Культурно-просветительские общества вели серьезную издательскую работу. Например, Санкт-Петербургским комитетом грамотности еще в 1861 г. был издан Первый рекомендательный каталог книг для народного чтения. За последние 15 лет деятельности (1881–1895, закрыт в 1895 г. по решению правительства) Комитет издал 126 книг с общим тиражом около 2 млн. экземпляров — книги беллетристические (преимущественно русская классика), исторические, географические, естественнонаучные, сельскохозяйственные19. Помимо научно-популярных журналов и газет в Петербурге выходило немало книг, приобщавших широкие массы к научному знанию: книжная продукция А. С. Суворина, М. О. Вольфа, М. М. Стасюлевича, Г. Д. Гоппе, книгоиздательства «Образование», Академии наук, Петербургского императорского университета и др. «История книжного дела неразрывно связана с историей Санкт-Петербурга», — справедливо утверждает крупный историк книги И. Е. Баренбаум. — «На берегах Невы работали известнейшие издатели, открывшие миру многие шедевры отечественной литературы»20 и, добавим, отечественного просветительства. Многообразие просветительских форм, практиковавшихся в столице Российской империи, сохранилось и после революции. Новаторские экспериментальные площадки Петрограда — Ленинграда — Санкт-Петербурга порождали новые формы популяризаторства. Так, Дом занимательной науки Ленинграда до сих пор остается непревзойденным в распространении знаний среди разновозрастной и разноуровневой по профессиональной подготовке аудитории. Хотелось бы надеяться, что традиции просвещения в городе на Неве не иссякнут.


12.12.2019; 02:19
хиты: 125
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь