пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Культурные ценности публичной сферы.

В качестве социального индивида журналист является творением культуры. И становится личностью только благодаря усвоению соц.опыта, транслируемого в культуре. Человек, будучи творением культуры, вместе с тем является ее творцом. Отображение людей, событий, явлений в эфире и на газетной полосе следует рассматривать как творческий акт журналиста, в котором происходит некоторое ценностное преображение действительности, в котором культурный компонент – социокультурный фактор – выступает как определяющий. Освоение наследия и познания нового – это контрапункт сочленения культуры общества и культуры журналиста.

Одним из условий воплощения общественных ценностей (идеалов, образцов) является культура. Все формы культуры (институты, обычаи, традиции, нормы поведения) не обладают абсолютной ценностью. Одни и те же ценности не могут быть вечность, они претерпевают изменения, потому что все зависит от человека и общества. Благодаря усилиям людей, их восстания против старого и ненужного, стремления к совершенному и прогрессивному.

Опыт предваряет наше представление о культурной памяти, каналах их передачи от поколения к поколению, от человека к человеку. Но просто сохранить память недостаточно. Историю побежденных традиционно писали победители, радикально меняя ценностное содержание культурной памяти побежденных. Интересы маскируются под ценности, при этом терминальные ценности подменяются инструментальными, которые упакованы в популистские идеологемы демократических прав и свобод.

В новой исторической эпохе ведущей формой мировоззрения станет не религиозное, не идеологическое, а ценностное сознание. Культурное пространство современного мира радикально преобразилось под влиянием технологий, наступила массовизация медиа. Тем самым порождается многообразие аксиологических интерпретаций мира, культуры, толкований структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве.

Обществу важны идеи и ответы. Но все же, главную роль играют вопросы. Великие вопросы задаются преждевременно, вызывают недоумение, раздражение окружающих. Зато через столетие находят свои ответы, становятся нравственным образцом. Ценностная основа бытия созидается веками, все смятения духа, утверждения идеалов, прозрений и сомнений всегда проходят испытания временем.

Сто лет назад Лев Толстой поставил преждевременный вопрос об утвержденном законом праве одного человека лишать жизни другого. О смертной казни. Написал потрясшую современников статью «Не могу молчать», отрывки печатались в газетах «Русские ведомости», «Слово», «Речь», «Современное слово» в 1908 году. Все оштрафованы.  Текст Толстого перепечатан в газеты всех цивилизованных стран. Но обличительная сила статьи вызвала решительное противодействие со стороны политических и духовных оппонентов.

Время распорядилось иначе: что виделось слабостью, стало силой, что казалось наивным и патриархальным, в 21 веке – ценность. Публицистика писателя –невосклицательные эмоции, а великие вопросы, заданные современникам и одновременно поставленные на века. 

 

«Одним из условий воплощения общественных ценностей (идеалов, образцов) является культура. Все формы культуры (институты, обычаи, традиции, нормы поведения и т. п.) не обладают абсолютной ценностью. Время вносит свои коррективы. Одни и те же ценности в форме социальных идеалов не могут существовать вечно. Культура как воплощение общественных идеалов и ценностей существует благодаря усилиям людей, их творчеству, восстанию против старого и ненужного, непрерывной борьбе за более совершенное и прогрессивное. Элементы ядра культурной памяти – это дошедшие до нас из прошлого идеи и ценности. Из глубины времён всплыли, возможно, самые живые ценности, за которыми угадываются найденные человечеством ответы на вопросы своего бытия, дошли в сохранности идеи, которые, возможно, оказались и для нас актуальными, пусть даже за всю историю человечества они так и не были реализованными. Почему? Это уже другой вопрос. А в настоящем контексте всего важнее, что в виде идей выражают себя реальные потребности, созревшие внутри социального организма… Идея – это и есть «придуманный», «увиденный» (т. е. найденный пока лишь в сознании) возможный выход за пределы сложившейся противоречивой ситуации – за рамки существующего положения вещей и выражающих его понятий. Таким образом, утрата прежней целостности ядра культурной памяти и попытка обретения новой – закономерное противоречие истории человечества или отдельного этноса. Человек всегда будет переоценивать давно минувшее, и будет это делать с равными шансами на победу и поражения, открытия и заблуждения. Потому что у каждой эпохи свой социокультурный рисунок и свои возможности воздействия на культурную память социума. Верно отмечено, что «разность, дифференциал – вот что дает смысл. Поэзия должна отступить от поэзии, чтобы быть поэзией. В ней зарождается зерно рефлексии». Толстой, статья “Не могу молчать”. В этом плане Толстой был мудрее многих тогдашних (и нынешних) философов, теоретиков, считающих, что человечество решает испокон веков одни и те же вопросы, давая на них устами своих мыслителей различные ответы. Но суть дела в том, что вопросы разные, а ответ, каким бы верным он ни был, остается все-таки относительной истиной, нуждающейся в развитии, дальнейшем исследовании».

 


21.12.2019; 20:07
хиты: 242
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь