пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Изучение ценностей в отечественной науке.

В России ценностная проблематика начинает осваиваться в первые десятилетия 20 века, приходит понимание того, что «только абсолютными ценностями можно обосновать самую идейную возможность смысла мира и жизни». Утверждение аксиологических подходов в понимании жизни, культуры оказалось нагруженным политическими аспектами. Материалистическая философия была лидирующей. После поражения революции 1905-1907 последовали периода отказа от этой философии.

1909, сборник «Вехи» (Бердяев, Булгаков, Струве, Франк, Кистяковский), мыслителей разных философских позиций объединило чувство боли за прошлое и тревога за будущее. Статьи «Вех» - политическая реакция на события, только потом нравственно-этическая. Они затронули весь ценностный ряд общественного сознания России начала XX века. Авторы пытались преодолеть крайность – они уходили от политически одностороннего понимания материализма (из которого, в частности, вытекала теория печати, сложившаяся тогда в среде русских марксистов). Эта теория печати отражала объективные законы печати, заявляла о ее партийности, но одновременно показывала пример неполноты философского осмысления: ценностный, нравственный компонент оказались опущенными, их заменила жестко определяемая классовая мораль.

На рубеже 19 и 20 веков внимание западных и российских философов было сосредоточено на аксиологической проблематике, к чему подталкивала новая социальная действительность.

М. С. Каган: «Под сомнения поставлено то, что мы называем гуманизмом, этикой, цивилизацией, то есть те ценности, которыми мы руководствуемся, и на основе которых оцениваем наше поведение». М. М. Рубинштейн тоже говорил о том, что все вышеперечисленное подверглось сомнению, нужно «вернуть утерянный смысл жизни, а вместе с тем и ценность».

Одни философы сводили к ценностям всю духовную жизнь человека, где высшая форма-религиозные ценности. Другие полагали, что философия становится учением об общезначимых ценностях» (в частности, Ницше и его призыв к переоценке всех ценностей).

Феномен «массового человека» был открыт Мережковским («от благоразумного сытого мещанства до безумного голодного зверства один шаг».

Аксиология отражала реальное состояние умов современников и их идеалов. Идеал для Серебряного века – идея революции (об этом с горечью писал философ Франк (1924) в эмиграции, он говорил о «невероятной силе над русскими умами и душами кумира революции»: «То, чего мы ищем и по чему тоскуем, есть не свобода, а прочность и устойчивость, не хаотическое блуждание по бесконечным далям, а покой в родном доме»).

За отрицанием ценности революции настала очередь  ценности свободы. Здесь нет «искусства ради искусства», размышления предельно политизированы.

В советской философии понимание ценностей рассматривалось с позиции классовой борьбы, ценное только то, что может быть поставлено на службу рабочему классу. Ценности прежнего мира отвергались («Сбросим Пушкина с корабля современности!»). Временный нигилизм продлился недолго, при этом потребовалось много сил, чтобы исправить культурную ситуацию. Пришло понимание того, что философия ценностей – закономерная дорога в освоении новых горизонтов жизни.

Гусейнов, Столович, Дробницкий, Тугаринов, Сагатовский, Шохин, Мамардашвили, Лосский,  Каган – отечественные мыслители, которые изучали предмет и сущность ценностей.

Н.О. Лосский – основатель отечественной аксиологии: «Буквально любое содержание бытия есть положительная или отрицательная ценность не в каком-либо своем отдельном качестве, а насквозь всем своим бытийственным содержанием. Самое бытие есть не только бытие, но и ценность». Этот подход не был решающим в русле марксистских традиций, где ценность определяется в рамках отношения субъекта к объекту и становится ориентиром знаний, интересов, предпочтений различных социальных групп и личностей.

С.С. Ильченко очертил вехи советской идеологии. Советское гуманитарное знание игнорировало понятие «ценность» до второй половины 20 века. Начиная с 1960 аксиология, ценностная тематика, которая раньше считалась явлением буржуазным, реабилитировалась. Конечно, понятие ценности рассматривалось сквозь призму марксистского учения.

Например. В.А. Василенко – ценность – момент практического взаимоотношения человека и мира. Есть субъективные факторы – потребности, как непосредственные предпосылки ценностей, и объективные факторы – химические, геометрические и пр. признаки объекта.

В.П. Тугаринов – ценность отождествляется с предметами и явлениями, которые обладают полезными свойствами.

Вообще до сих пор не существует ни эталонного определения ценностей, ни его типологии.

Что такое ценность по М. С. Кагану: «Рассматриваемое изнутри, ценностное отношение образуется связью двух контрагентов – некоего предмета, который становится носителем ценности, и человека, который оценивает данный предмет, придает ему определенный смысл. Таким образом, ценность есть значение объекта для субъекта – благо, добро, красота, а оценка есть эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом». В общем, ценность есть субъективно-объективный феномен, в котором раскрываются ценностные отношения людей в качестве области, где материальное и идеальное сливаются, образуя ценностное пространство. 

 


21.12.2019; 20:03
хиты: 333
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь