Сейчас общество волнует нравственность современного поколения в формировании личности. В такой атмосфере, важнейшей задачей традиционных российских конфессий является духовное воспитание, поэтому среди СМИ появляется большое количество религиозных СМИ.
Социально-политические, экономические перемены, произошедшие в России за последние два десятилетия, вызвали существенные изменения и в духовно-нравственной жизни общества. Провозглашение политического, культурного плюрализма, ставшего по сути признанием взаимозаменяемости и равноценности различных культурных образцов и стилей, явилось причиной ценностной дезориентации и идентификационного кризиса. В сложившейся ситуации стало закономерным обращение к традициям предков, в том числе и к православной вере, как возможности обретения ценностных ориентиров, поскольку в русском православном сознании, представленном в религиозно ориентированной философии и литературе, «человек и мир связаны духовной связью: духовно-этический централизм выступает смыслопорождающеи осью всех отношений человека с миром».
Типология религиозных СМИ можно выстроить следующим образом:
- Православное СМИ
Церковь вызывает интерес СМИ в 2 направлениях:
1. Новости Церкви, как "организации". Например: различные конференции, официальные церемонии, юбилеи, участие или неучастие епископата и священства в политических действиях и т.д.
2. Когда медиакратия систематически обращается к Церкви как к законному источнику моральной оценки событий. У Церкви возникает огромная проблема. Иерархия вынуждена создавать некий публичный язык, в котором будет соблюдаться баланс, между нерелигиозным обществом и Евангельскими цитатами. Они хоть и включены в эту морально-политическую оценку, но почти не приближены к сути, из которой в принципе вытекает моральная оценка.
ТИПОЛОГИЯ:
Религиозная журналистика работает в внушительном социальном и политическом информационном пространстве, где излишнее или искаженно сказанное слово , является оскорблением , а чрезмерная возбужденность оценок исключает объективность анализа . Конечно, религиозная журналистика разделяется на направления в соответствии с специфичностью средств массовой информации - печатную, радийную, телевизионную или Интернет. Она может демонстрироватся во всех технологических отраслях журналистской деятельности, и принципы вскрытия содержания и проблематики религиозной журналистики универсальны для печатных СМИ, радио, телевидения и Интернета.
Независимая журналистика -направлена на информационную деятельность в рамках открытого или демократического общества, исповедующая принципы публичности общественно значимой информации, независимость экспертных гипотиз и обязательное представление разных точек зрения.
Корпоративная журналистика - защищает интересы корпорации, от имени которой выступает журналист или само СМИ. Она не обязательно действует в соответствии с принципами открытого общества. Журналист, действующий от имени корпорации или в рамках корпоративной этики, имеет право высказываться и влиять на общественное мнение в соответствии с интересами той корпорации, чье име он защищает. Религиозные СМИ бывают разных направлений, по которым специализируются журналисты:
Конфессиональная журналистика
Это направление характеризует богословскую, социальную, политическую точку зрения конфессии на существующий в мире порядок вещей в целом или подобную точку зрения какой-либо группы верующих, относящих себя к конкретной конфессии.
Богословская журналистика
Это направление религиозной журналистики занимается изучением и описанием богословских аспектов жизни и деятельности конфессий. Как правило, богословская журналистика является подразделением журналистики конфессиональной, поскольку трудно заниматься анализом богословия, не разделяя основных положений богословской доктрины. Это возможно, конечно, но в этом случае анализ будет носить не богословский, а, скорее, религиоведческий, описательный характер. Иными словами, журналист, специализирующийся в богословских вопросах, должен уметь излагать тонкие богословские материи на языке понятном и доступном широкому кругу потребителей. .
Религиозно-историческая журналистика
С одной стороны, религиозно-историческая журналистика является средством манипуляции со стороны религиозных организаций общественным мнением в своих интересах. Со стороны же общества она может быть средством контроля над общественной и политической активностью религиозных организаций.
Религиоведческая журналистика
Это направление религиозной журналистики ближе к научным исследованиям и опирается на собственно научный метод аналитического изучения и описания религии, религиозной традиции, религиозной организации, конфессии и религиозно-обрядовой жизни, как феномена человеческого бытия, без придания им сакрального смысла. Это взгляд извне, а не изнутри конфессии.
Религиозно-политическая журналистика
Это направление религиозной журналистики, как метод аналитической журналистики, возникло в рамках политической журналистики. Она поставила вопрос о новом подходе к оценке и изучению влияния религиозных сообществ на политические процессы в мире и России.
Принципы этого нового подхода были следующими:
- рассмотрение религиозных организаций и религиозных общин не только как собственно религиозных (в традиционном понимании этого слова) сообществ, но и как общественных, а порой и политических организаций и групп, обладающих целостным мировоззрением, историческим, а, следовательно, и политическим проектом;
- рассмотрение доктрин религиозных организаций и религиозных групп как потенциально политических проектов, дающих ясное представление этих религиозных организаций и религиозных групп о чаемом ими "идеальном" социальном и политическом устройстве;
- рассмотрение интересов религиозных организаций и религиозных групп как политических интересов, выраженных в политических программах, коими являются религиозные доктрины и разработанные на их основе социально-мировоззренческие концепции;
- признание факта, что религиозные организации и религиозные группы выступают на общественно-политической сцене с ясно оформленными и осознаваемыми ими общественными и политическими проектами, выраженными религиозной лексикой под видом религиозных доктрин;
- рассмотрение совокупности всех процессов, связанных с деятельностью религиозных организаций и религиозных групп - богословских, экономических, национальных, культурных, политических - в контексте общеполитической ситуации и в рамках текущих политических процессов.
Религиозно-политическая журналистика является, пожалуй, самым молодым направлением религиозной журналистики. Как метод она возникла из ощущения, что старые методы анализа традиционной религиозной журналистики не в полной мере применимы к процессам, происходящим в современном мире.
Религиозно-правовая журналистика
Это направление религиозной журналистики представлено в России и мире прежде всего плеядой квалифицированных юристов, посвятивших себя защите прав религиозных организаций. В каком-то смысле, религиозно-правовая журналистика возникла в России только с приходом демократии и демократических методов разрешения общественных споров. Подобный тип журналистской работы имеет, по преимуществу, правозащитный и разъяснительный характер.
В систему печатных церковных СМИ входят: 1) общецерковные массовые издания; 2) теоретические церковные издания; 3) официальные информационные, духовно-просветительские издания епархий; 4) духовно-просветительские издания монастырей и храмов (приходов), 5) специализированные издания (для семейного чтения; для студентов; для детей; для учителей и учеников воскресных школ; для заключенных и др.). В систему электронных церковных СМИ включены выходящие на массовую аудиторию телепрограммы «Слово пастыря» (канал ОРТ), «Православный календарь» (РТР), «Канон» (ТВ-6), «Ортодокс» (канал «Культура»), а также идущие в телерадиоэфире некоторых регионов программы местных епархий. Сюда же относятся Интернет-сайты Московского Патриархата, электронные версии общецерковных, духовно-просветительских печатных изданий.
Система светско-церковиых печатных СМИ представлена: 1) религиозно-общественными изданиями, учредителями которых является не только Русская Православная Церковь, но и другие общественные организации; 2) религиозно-политическими изданиями.
Деятельность светско-церковных электронных СМИ достаточно полно характеризуют «Православное радио Санкт-Петербурга» и радиостанция «Радонеж», (при благословении священноначалия их учредителями стали соответственно - общественная организация «Православный Санкт-Петербург» и православное общество «Радонеж»).
Светские СМИ, отражающие православную проблематику, тоже представлены как печатными СМИ, так и электронными. В России выходят православные издания разной направленности: 1) приложения к массовым общественно-политическим изданиям; 2) литературно-художественные, философские издания, учрежденные различными общественными организациями и публикующие материалы религиозного характера; 3) православные духовно-просветительские программы на телевидении и радио региональных телерадиокомпаний.