пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Социально ангажированная поэзия, её кризис в середине 1960-х годов. Черты реалистической и авангардистской поэтики. Творчество Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского (на выбор).

Ангажированный, т.е. вовлеченный во что-то. Литра – вовлечена в историю, зависящую от идеологии и проповедующая ее. С середины 30-х гг она возникает и выступает как оружие.

Ангаж-ть была подвержена антифашистским идеям. Ее стали называть литературой сопротивления. К ней может быть присоединена литература Народного фронта, которая сложилась как реакция на приход в 1933 году к власти Гитлера и на сопровождавшие этот приход массовые репрессии в Германии, на фашистские путчи во Франции , в Испании , фашистскую диктатуру в Греции .Народный фронт - не только этап истории; это еще и система идей и философская концепция, мобилизовавшая поэтов, художников, вообще эстетику, вызвавшая новые формы искусства, ритмы и лексику для активной защиты личности и свободы. Рост патриотических настроений способствует широкому распространению массовой революционной песни, маршей, "малых" форм литературы. В тридцатые годы в разных странах широко издаются книги советских писателей - Фадеева, Горького, Маяковского, Гладкова. В большем объеме – во Франции. Там возникает вооруженное сопротивление. Много писателей пытались противостоять фашизму – возникает подпольная литра сопротивления. Жанры: очерк, новелла, повесть, лирика. Сюда относились и бывшие сюрреалисты.

Не уверена, что это то, что надо…

«Громкая поэзия».Термин неофициален, означает эстрадную поэзию, т.е. ту, что читалась с эстрады, для всех, поэты этого направления собирали стадионы. Наиболее известны вечера поэзии в Политехническом институте. Пример: фильм М. Хуциева и Г. Шпаликова «Мне 20 лет (Застава Ильича)». Именно поэзия, сфокусирова тогда проблематику, которая волновала всех и каждого, стала действенным стимулом общественного и личного самосознания. «Стихи читает чуть не вся Россия, и чуть не пол-России пишет их» (Евтушенко). Лидером течения был Е. Евтушенко (1933), кот начал писать ещё в середине 50-х годов. Сюда же примыкали Р. Рождественский, Вл. Цыбин, Вл. Гордеечев, А. Вознесенский (1933), Р. Казакова, Б. Ахмадулина (совсем немного) и Б. Окуджава (немного). Для эстетики этого течения в целом характерны рост личности, чувство самосознания, право на свою необычность, критический пафос по отношению к действительности. Действительность поэтами гром поэзии воспринималась как дисгармоническая, ибо наследие прошлого, особенно культ личности во многом повлияли на их сознание, они критически относились к прошлому, в частности к жизни своих отцов: «если бы мы жили тогда, мы бы не молчали», однако это не пессимистическая разочарованность, а с надеждой на будущее, вера в новые времена. Именно они первыми начали говорить о нецельности человека, о противоречивости его стремлений и желаний, им принадлежит заслуга возвращения в литературу авангардистской поэтики, для кот характерны повышенная метафоричность, гротеск, детализация, когда мир разнимается на отдельные детали, а затем собирается в субъективном образе этого мира. Для поэзии характерен пафос бунта, духовный стриптиз перед публикой, перед многомиллионной аудиторией, это и желание говорить от лица всех, от всей эпохи, желание быть услышанным всей Вселенной. Гром поэзия создала обобщающий образ лирического героя и мира. Герой представляет собой некоего злого мальчика, эта злость на безотцовщину. Евтушенко «Свадьбы» Рождественский «43 год». Казакова «Проклинаем войну», Вознесенский «Андрею Тарковскому». В связи с мотивом безотцовщины важен мотив московского двора. Это святой Вифлеем, кот воспитал и вскормил поколение, ср., например, «Арбат, мой Арбат» Окуджавы, «Большой Каретный» Высоцкого. Двор является малой родиной. Поэтому, выпячивая своё «я», герой воспринимал себя как рядового представителя поколения, они были не только молоды биографически, но и молоды душой, поэтому в них не было самоуверенности, а характерно стремление к обычности. Евтушенко «Будем великими», Вознесенский «Мы песчинки». Они хотели быть посредниками между прекрасным будущим и настоящим, отсюда драматичное сознание своей жертвенности, ибо они не успели стать великими. Так наблюдается внутренний трагизм, когда приходится жертвовать собой, своими желаниями ради будущего. Так обостренно лирический герой воспринимает своё «я». Громкая поэзия исповедальна на весь мир, распахнута всему миру. Расширение интимного мира происходит в двух направлениях: во-первых, лирич герой обращен к обществу, к быту. Обыденная жизнь входит в поэзию, в эстетическую систему, это нужно для того, чтобы дать этическую оценку происходящему, что плохо, что хорошо. Евтушенко «Я в русской чайной», «Кассирша», «Лифтерше Маше за сорок», «Две дикторши». Поэт видит конкретного человека, кот брошен обществом на произвол судьбы, а на самом деле этот человек интересен и значим, его малая жизнь делает жизнь большую, отсюда равнозначность мира большого и мира малого. Во-вторых, планетарность мироощущения. Поэтический мир расширяется до размеров всей Вселенной, поэтому нет стихов с классовой ориентацией, с какой-то одной культурой, поэзия гуманистична. Однако в ощущении мира нет единства, мир разрознен и урбанистичен, он сделан руками человека, отсюда противоречивое отношение к научно-технической революции. С одной стороны, она воспевается поэтами, ибо ломает старое, отжившее, с другой стороны, НТР уничтожает природу, элементы вечного бытия.

В середине 60-х годов громкая поэзия претерпевает кризис, это связано с и кризисом идей шестидесятничества вообще, и с внутренним кризисом, противоречия цивилизации отразились и на громкой поэзии, неудовлетворенность человеческой души в современном мире поэты громкой поэзии связали с овеществлением души. В поэзии таких поэтов как Евтушенко и Вознесенский кризис выразился в обращении к природе. Если ранние стихи Вознесенского «Параболла», «Треугольная груша», «Мозаика» выражали поэтику авангарда, когда мир разнимается на составные части и доводится до знака, до символа, то в начале 70-х появляются стихотворения, говорящие о хаосе окружающего мира: «Плач по двум нерожденным поэмам» (неосуществленность всех людей, в каждом погиб великий ученый или поэт), «Рок-н-ролл» (модель современного мира, жестокий, бессмысленный круг, из кот нет выхода), «Тишины хочу, тишины».

Новейшее время включает в себя две художественные эпохи: авангардизм и реализм. Своеобразие этих эпох состоит в том, что они развиваются не последовательно, а исторически параллельно. 
Все авангардистские направления заостряя те или иные черты художественного образа, усиливают рецептивную активность читателя. Все авангардистские направления исходят из того, что художественный текст, созданный автором, – полуфабрикат, превращающийся в художественный продукт только благодаря интерпретационной активности реципиента. 
Одно из главных положений художественной концепции авангардистских направлений: хаос, беспорядок – закон современной жизни человеческого общества.
Все авангардистские направления свертывают сознательное и увеличивают бессознательное начало и в творческом и в рецепционном процессе

Особенности, объединяющие авангардистские художественные направления: новый взгляд на положение и предназначение человека во вселенной, отказ от ранее установившихся правил и норм, от традиций и условностей, эксперименты в области формы и стиля, поиски новых художественных средств и приемов. Среди непременных для всех авангардистских направлений художественных приемов – "маскировка" (нарочитое усложнение художественного текста) или примитивизация (упрощение языка искусства).

Еще одна общая особенность всех направлений авангардизма – опора на разные национальные традиции

Существенной чертой реалистической литературы является также то, что особое внимание она уделяет аналитическом изображению человека в социуме, раскрытию диалектической взаимосвязи характеров и социальной среды, в частности показа того, как среда «лепит» характер. Однако в большей степени это свойственно реалистической творчества 20-40-х годов XIX в., На следующем этапе социальность и историзм все ощутимее оттесняются природой, биологией, психологией, т.е. существованием человека вне социально-историческим измерением. Итак, в своих произведениях писатель-реалист XIX в. чувствовал полноправным и полномочным демиургом, следовательно созданный им художественный мир представал во всеобъемлющем освещении и толковании своего создателя. Еще одной принципиально важной чертой поэтики реализма является преобладание индивидуальных стилей писателей над общими стилями направления и течений. Эта особенность была новой для литературно-художественного творчества в целом. 

Вознесенский

Творчество Андрея Вознесенского в современной поэзии занима­ет нишу «социально ориентированного» авангарда, идущего от рус­ского футуризма с его пафосом жизнестроительства, злободневно­стью, экспериментированием в области художественных форм, поиском словесных средств выразительности. Лирика Андрея Воз­несенского требует пристального, может быть, многократного про­чтения, потому что поэт обращается к вопросам сложным, он избе­гает готовых выводов и решений. Помимо сложного ассоциативного мышления, характерного для творческой практики Вознесенского, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор и лек­сических уровней.

В лучших произведениях Андрея Вознесенского 50-х годов, та­ких, как поэма «Мастера», стихи «Родина», «Из сибирского блокно­та», «Репортаж с открытия ГЭС», передано оптимистическое миро­ощущение человека. В поэме «Мастера» прославляется «дерзкий труд» народных умельцев, от которых поэт унаследовал «ненасыт­ный голод работы и открытий»:

Я со скамьи студенческой

Мечтаю, чтобы зданья

Ракетой Стоступенчатой

Взвивались В мирозданье!

В 60-е годы появляются новые сборники, «Антимиры» (1964) и «Ахиллесово сердце» (1966), в которых ноты жизнелюбия и чело­вечности стали еще глубже и пронзительнее. А в поэме «Оза» (1967), говоря о миссии поэта спасти мир от «роботизации», «псевдо­прогресса», Вознесенский обращается к историческим судьбам Ро­дины, к извечной, постоянной красоте природы и человеческой ду­ши:

Лишь одно на земле постоянно,

Словно свет звезды, что ушла, —

Продолжающееся сиянье,

Называли его душа.

Но стремясь погрузиться «в ход природ неисповедимый» («тиши­ны я хочу, тишины!»), поэт скоро убеждается, что тишина природы обманчива и вовсе не безмятежна. Об этом говорит посвященное «Памяти жертв фашизма» стихотворение «Зов озера». Трагический поворот темы творчества, безграничных человеческих возможно­стей, убитых людьми в самих себе, обнаруживается в «Плаче по двум нерожденным поэмам» (1965). Поэма звучит как плач по по­воду всего неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного:

Аминь.

Убил я поэму. Убил, не родивши. К Харонам!

Хороним.

Хороним поэмы. Вход всем посторонним.

Хороним.

Кому из «посторонних» предлагает Вознесенский почтить память нерожденных поэм? Он предлагает «встать» не только героям, наделенным в стихотворении именами собственными (это Серван­тес, Борис Леонидович Пастернак, Данте-Алигьери, Расул Гамза­тов, Николай Коперник, Борис Леванов, Марк Александрович Ландау), не только тем, чьи деяния похожи на деяния многих («ге­ройские мальчики», «девка в джаз-банде», министр, бабуся), но и безмолвным свидетелям «зачатия» поэм — прудам в Останкине, липам ночным, дорогам. Заканчивает свою поэму Вознесенский скорбным плачем, в котором звучит боль о несостоявшемся, безвоз­вратно потерянном:

Вечная память…

Вечная память,

Зеленые замыслы, встаньте как пламень,

Вечная память,

Мечта и надежда, ты вышла на паперть!

Вечная память!..

Многообразны и оригинальны использованные в этой поэме сравнения («липы ночные, как лапы в ветвях хиромантии», «гробы, как складные ножи гиганта»), метафоры («дороги, убитые горем», «хороним поэмы», «лежат две поэмы, как белый бинокль театраль­ный»).

Противопоставление прошлого и настоящего, утверждение не­возвратимости прошлого и ощущение настоящего как несовершен­ного будущего звучит в стихотворении «Ностальгия по настоящему» (1976). Уже само название стихотворения показывает, что Возне­сенскому чужда поэтическая традиция обращения к темам памяти, прошлого, ностальгии. Парадоксальность заглавия и рефрена сти­хотворения, используемые автором, несут в себе глубокий смысл:

Я не знаю, как остальные,

Но я чувствую жесточайшую

Не по прошлому ностальгию —

Ностальгию по настоящему…

Одиночества не искупит

В сад распахнутая столярка.

Я тоскую не по искусству,

Задыхаюсь по-настоящему…

«По настоящему» и «по-настоящему» — разница в дефисе, но разница смысловая. В первом случае «настоящее», которое осмыс­ливается в противоположность «прошлому»; во втором — в проти­воположность «искусственному, поддельному, ложному». Игра на совмещении двух смыслов слова «настоящее» — «современное», «подлинное» — приводит к пониманию исторического процесса как постоянного «улучшения» жизни и нравов, если не действительно­го, то по крайней мере желательного для поэта («Что прошло, то прошло. // К лучшему…»), к противопоставлению искусства и жиз­ни, к объявлению недостатков пережитками прошлого.

В этом стихотворении Андрей Вознесенский развивает традиции футуризма в сфере художественной формы, активно используя не­правильные и редкие рифмы, поэтические неологизмы, вводя в стихи разговорную, а подчас грубую лексику, предпочитая близкий к ритмам разговорной речи тонический стих.

В 70-80-е годы гуманное чувство в стихах Вознесенского стано­вится более острым, зрелым и действенным. Поэт обнаруживает способность и внутреннюю потребность всем сердцем переживать чужие горести и беды, немедленно откликнуться, прийти на по­мощь людям. Он остро реагирует на сложность и боли современного мира, хотя еще не всегда вносит ясность и определенность в поток своих ощущений. Но естественность чувства и простота формы по­беждают и у него, все реже уступая место рассудочности и услож­ненным построениям. Поэт выражает свое «я» в разных ипостасях. Он, например, необыкновенно чуток к женскому страданию, к жен­ской боли, к унижению чувства человеческого достоинства именно в женщине. Это вообще одна из лучших традиций русской классиче­ской литературы от Некрасова до Блока и Маяковского. Вознесен­ский — достойный преемник этой традиции.

Критик Л. Озеров отмечал: «Я — где боль, везде» — жизненный и творческий принцип Маяковского становится и для Вознесенско­го ведущим… Болевой порог этого поэта низок, нервы его обнажены «…ты пощупай ее ладонью — болит!» Это «болит» прокатывается по всей поэзии Андрея Вознесенского. Бьют собаку — болит. Бьют женщину — болит. Уничтожают народ — боль. Несут атомную ги­бель человечеству — боль.

Поэт хочет уберечь от боли всех. Больше того, он скорбит по по­воду неосуществленного, неродившегося, потерянного, непроявленного… Всё это боль. И этой болью переполнено его сердце».

Его «Монолог Мерлин Монро» с повторяющимся «невыносимо, невыносимо», его «Лобная баллада», «Бьют женщину», а из более ранних — «Последняя электричка», «Мотогонки по вертикальной стене», «Эскиз поэмы» являют нам поэта, который сквозь женскую боль и женское страдание воспринимает боль и страдание чуждого нам антигуманистического мира. В стихотворении «Бьют женщину» Вознесенский рассказывает о том, как бесчеловечно избивают жен­щину в машине, а потом, когда она выбрасывается из машины на шоссе, продолжают ее истязать:

И взвизгивали тормоза.

К ней подбегали тормоша.

И волочили и лупили

Лицом по снегу и крапиве.

Конкретное указание места действия («у поворота на Купавну») придает описываемой сцене достоверность, и в то же время вневре­менную емкостью:

Бьют женщину. Веками бьют,

Бьют юность, бьет торжественно

Набата свадебного гуд,

Бьют женщину…

Боль и обида за женщину, пусть чужую и незнакомую, рождает­ся в поэте из чувства любви к живому человеку и ненависити ко всему, что унижает личность, порабощает ее:

…Она как озеро лежала

Стояли очи как вода

И не ему принадлежала

Как просека или звезда

И звезды по небу стучали

Как дождь о черное стекло

И, скатываясь, остужали

Ее горячее чело.

Большое место в лирике Вознесенского занимает тема неразде­ленной женской любви. На контрастах написана «Исповедь». При­мелькавшийся повседневный оборот «ну что тебе надо еще от ме­ня?» становится эпицентром «поединка рокового» — любви — нена­висти:

Исчерпана плата до смертного дня.

Последний горит под твоим снегопадом,

Был музыкой чуда, стал музыкой яда,

Ну что тебе надо еще от меня?

Однако перед трагической силой любви победительница ока­зывается побежденной, победа оборачивается поражением, крик боли — шепотом мольбы:

И вздрогнули складни, как створки окна.

И вышла усталая и без наряда.

Сказала: «Люблю тебя. Больше нет сладу.

Ну что тебе надо еще от меня?»

Пронзительным признанием в любви звучит стихотворение «Не исчезай». Лирический герой чувствует незримую связь с возлюб­ленной, которая дремлет на его плече в самолете. Любовь превыше всего, сильнее смерти:

Не исчезай, в нас чистота,

Не исчезай, даже если подступит край.

Ведь все равно, даже если исчезну сам,

Я исчезнуть тебе не дам. Не исчезай!

Во многих стихотворениях Андрея Вознесенского звучит тема России, Родины, получая порой необычное звуковое воплощение. В 80-е годы поэт подходит к новому жанру «видеом», где изображение неотделимо от звука. Первая видеома «Поэтарх» была создана для Парижской выставки и представляла Золотой шар на голубом фоне неба, от него вверх тянулись золотые нити с буквами алфавита. Эта видеома предназначалась для стихотворения «Когда народ- первоисточник»: Материал с сайта http://iEssay.ru

Когда народ-первоисточник

Меняет истину и веру,

Печален жребий одиночек,

Кто верен собственному вектору.

Среди виляющих улыбочек

И мод, что все перелопатили,

Мой путь прямой и безошибочный,

Как пищевод шпагоглотателя.

В 1993 году в газете «Известия» печаталась поэма «Россия воскресе», состоящая из множества сонетов. В этих стихах прозвучала вера поэта в будущее спасение России:

Россию хоронят. Некрологи в прессе.

Но я повторяю — Россия воскресе.

Помолимся вместе за тех, кто в отъезде,

За ближних и дальних помолимся вместе,

За тех, кто страдает и кто в мерседесе,

За бомжа, что спит не на вилле Боргезе,

Пусть с помощью Божьей Россия воскресе!

Творчество Андрея Вознесенского вызывает пристальный инте­рес литературной критики. По мнению А.А. Михайлова, «Андрей Вознесенский — поэт более сложный для восприятия на слух, чем Евтушенко или Рождественский, и тем не менее его эстрадным вы­ступлениям сопутствует успех в самых разных аудиториях.

Чем это можно объяснить? Вместе с усложнением поэтики Воз­несенский широко ввел в поэзию то, что Маяковский называл «ко­рявым говором миллионов» — язык улицы, грубоватую фразеоло­гию повседневного быта, открывая в них новые источники выразительности. Достигается ли этим эстетический эффект? Мож­но без труда отыскать некоторые «излишества» в употреблении вульгаризмов у Вознесенского, но зато можно привести множество примеров, когда грубоватая фразеология органична как характери­стическая черта, как стиль».

По наблюдению С. Чупринина, в основе поэтического механизма Вознесенского лежат прием: не мысль или чувство порождают ме­тафору, но парадоксальная метафора, сближая самые неожидан­ные вещи и понятия, зачастую с помощью звукового, графического или иного формального подобия слов, порождает чувство и мысль. В этом Вознесенский также продолжает традиции русского поэти­ческого авангарда — опыты поэтов-имажинистов. Еще один излюб­ленный прием Вознесенского — оксюморон, сочетание слов с про­тивоположным смыслом («Оглянись вперед», «Реквием оптимистический»). Установка на творческий эксперимент и стрем­ление к демократичности и доступности широкому читателю дела­ют творчество Андрея Вознесенского глубоко современным и со­звучным нашему времени.

 


19.05.2018; 01:26
хиты: 162
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь