Облава
Действие происходит в белорусской деревне в середине тридцатых годов. Уже прошла коллективизация, создан колхоз, раскулачены и выселены в необъятные места так называемые кулаки, а на самом деле — крепкие хозяева. Один из них — Хведор Ровба — когда-то поверил революционным идеалам, провозгласившим, что крестьянин — истинный хозяин земли. От советской власти получил он земельный надел, усердно работал на этой земле, получал хороший урожай. Хозяйство давало прибыль, и он приобрел молотилку. Вся округа пользовалась этой машиной, а платили, кто сколько может. Федор не наживался засчет своих односельчан. Но жил он в достатке, это его и погубило. Районные власти по доносу завистливого человека решили принять меры к "новому богачу". Один непосильный налог, затем другой — все это не только разоряло Федора, но и делало его, по понятиям местных руководителей, врагом народа. Ему бы бежать из деревни, куда глаза глядят, но он корнями врос в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу. Да еще хотелось Федору, чтобы сын Миколка вышел в люди. Федор не хотел опрометчивым поступком мешать его служебной карьере.
Хвёдора постоянно мучает один и тот же вопрос: за что он так страдает? Умирает жена, дочь, сын отрекается от отца... Это больно, но главное несчастье Хвёдора в том, что он в своей деревне - изгой. Возвращаясь, домой, видит, что сад его разорён, а дом и прочие постройки растасканы. Разрушено то, что создавалось с таким трудом! И душа Хвёдора страдает из-за
ощущения бесхозности, из-за того, что его работа ушла в никуда, и людям не послужила... По сути, Хвёдор, наказан судьбой и советской властью за своё трудолюбие и упорство.
Есть в повести полный антипод Хвёдора, их сходство, пожалуй, только в том, что до революции они занимали не высокую ступень на социальной лестнице. Этот крестьянин ничего так и не добился. Хозяйство у него никудышнее, ибо сам он пьяница, лодырь, завистник, жадный до денег, абсолютно равнодушный к судьбе своих односельчан, их горю.
Советская власть если не жалует, то, по крайней мере, не трогает, потому что взять с него нечего, да и "полезный человек": помогает найти и уничтожить врага советской России.
В "Облаве" прослеживается невысказанная, но очевидная мысль: насильственное отнятие земли и хозяйства, созданного с невероятным трудом, лишь обедняет страну и не делает чести тем, кто этого не понимает. Коллективизация возможна, но не такими темпами и не такими средствами. При насильственной коллективизации все лучшие черты и традиции русского крестьянства обречены на гибель. Это стало понятным теперь.
Обсуждать и анализировать политику - дело историков; пусть они решают, что было прогрессивным в политике Сталина, что - замораживающим, но отрицать негативное в раскулачивании сегодня уже не имеет смысла.
"Облава" В.Быкова проникнута беспокойством, болью о русском крестьянстве, размышлениями о его судьбе и верой в возрождение настоящего российского крестьянства, верой в то, что всё худшее временно, не долговечно.
Подлинное Я Хведора – на его земле, на родине. Несмотря ни на что, он бежит из ссылки к себе в деревню. Когда он прячется от своих же в лесу, ему приходит мысль о том, что на ЧУЖОЙ стороне он мог бы быть в большей безопасности, тк там его никто не знает. В своих лесах ему приходится скрываться от своих же.
Сын Хведора – Миколка - вышел в люди. Раскулаченный отец боялся писать сыну и просить его о помощи, хоть «сын за отца и не отвечает». Отец думал, что сын укрепится и сам напишет ему, когда будет можно. Но встреча отца и сына произойдет при облаве.
Хведор все-таки попался на глаза односельчанам, и те поднялись против него, устроили облаву, как на дикого зверя. Приехали из города милиционеры, районные активисты, которыми руководил его родной сын Миколка. Федора окружили со всех сторон, оставив ему один путь — в болотные топи. Но болотная глушь казалась не такой страшной, как преследовавшие его люди. Федор для них уже не человек, эти люди уже не живут по человеческим законам. У них своя правда, свои лозунги, свои законы. Новое время разрушило сложившиеся годами жизненные устои. Государство подавило человека. И Федор не хочет быть своим среди таких людей. Он знает, что там, в болоте, его погибель, но он не вернётся к людям, у него с такими людьми ничего общего нет. Трясина поглотила его вместе с его болью.
Хведор защитил подлинное Я ценой жизни. Он не сдался и погиб свободным.