пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

18.Проблема литературного рода. Проблемы происхождения и классификации литературных родов. Терминологические проблемы теории литературных родов. //Просвещение и сентиментализм. Понятия природы и цивилизации, разума и чувства в XVIIIв. Проблема положительного героя. Основные литературные течения и ведущие жанры в Просвещении и сентиментализме.

1 вопрос

 

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика, драма. О родах поэзии рассуждает Сократ в третьей книге трактат Платона «Государство», говорит, что поэт может 1. Впрямую говорить от своего лица, что имеет место в дифирамбах (по сути это св-во лирики);2. Строить произведение в виде «обмена речами» героев, что характерно для трагедии и комедии (драма);3. Соединять свои слова с чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос). Сходные мысли о родах поэзии в «Поэтике» Аристотеля. В 19 веке (первоначально в эстетике романтизма) литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Тем самым их рассмотрение оказалось отторгнутым от поэтики (учения именно о словесном искусстве). Так, Шеллинг соотнес лирику с бесконечностью и духом свободы, эпос – с чистой необходимостью, в драме усмотрел своеобразный синтез и того и другого: борьбу свободы и необходимости. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия объективна, лирическая – субъективна, драматическая соединяет оба начала. Гегелевская концепция укоренилась в отечественном литературоведении благодаря Белинскому. В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее). Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая реальность. Деление литературы на роды не совпадает с делением на поэзию и прозу. Каждый из лит. родов включает в себя как поэтические так и прозаические произведения. Эпос на ранних стадиях искусства был преимущественно стихотворным (эпопеи античности, русские былины), и в литературе нового времени нередки эпические произведения в стихах. («Е.О.» Пушкина, «Дон Жуан» Байрона). В драматическом роде также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном произведении. (у Шекспира, Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная иногда бывает прозаической. ( Тургенев).

В теории литературных родов возникают и более серьезные терми­нологические проблемы. Слова «эпическое» («эпичность»), «драмати­ческое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства. Эпичностью называют величественно-спокойное, нето­ропливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведе­ний («Война и мир» Л.Н. Толстого). Эпичность как идейно-эмоцио­нальная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях, но также в драме (драматическая трилогия А.К. Толстого) и лирике (цикл «На поле Куликовом» А.А. Блока). Драматизмом принято назы­вать умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой. И, наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рас­сказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутство­вать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», стихотворение М.И. Цветаевой «То­ска по родине». Лиризмом проникнуты роман И.С. Тургенева «Дво­рянское гнездо», пьесы А.П. Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести И. А Бунина. Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности, лириз­му и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.

Оригинальный опыт разграничения этих двух рядов понятий (эпос — эпическое и т. д.) в середине нашего века предпринял немец­кий ученый Э. Штайгер. В своей работе «Основные понятия поэтики» он охарактеризовал эпическое, лирическое, драматическое как явления стиля (типы тональности—Tonart), связав их (соответственно) с такими понятиями, как представление, воспоминание, напряжение. И утверждал, что каждое литературное произведение (независимо от того, имеет оно внешнюю форму эпоса, лирики или драмы) соединяет в себе эти три начала: «Я не уясню лирического и драматического, если буду их связывать с лирикой и драмой».

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве. Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» А.Н. Веселовский, XIX в. Ученый доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов, действия которого являли собой ритуальные игры-пляски, где подражательные телодвижения сопровождались пением —возгла­сами радости или печали. Эпос, лирика и драма трактовались Веселовским как развившиеся из «протоплазмы» обрядовых «хорических действий».

Из возгласов наиболее активных участников хора (запевал, кори­феев) выросли лиро-эпические песни (кантилены), которые со време­нем отделились от обряда. Первоначальной формой собственно поэзии явилась, стало быть, лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика (групповая, коллективная), со временем тоже отделившаяся от обряда. Эпос и лирика, таким образом, истолкованы Веселовским как «следствия разложения древнего обрядового хора». Драма, утверждает ученый, возникла из обмена репликами хора и запевал. И она (в отличие от эпоса и лирики), обретя самостоятель­ность, вместе с тем «сохранила весь <...> синкретизм» обрядового хора и явилась неким его подобием.

Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм — «двухродовые образования» (выражение Б.О. Кормана)1. О произведениях и их группах, принад­лежащих к двум родам литературы, на протяжении XIX—XX вв. говорилось неоднократно. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой»2. Отмечалось присутствие эпического начала в драматургии А.Н. Островского. Как эпические характеризовал свои пьесы Б. Брехт. За произведениями М. Метерлинка и А. Блока закрепился термин «лирические драмы». Глубоко укоренена в словес­ном искусстве лиро-эпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе начиная с эпохи романтизма), баллады (имеющие фольклорные корни), так называемую лирическую прозу (как правило, автобиографическую), а также произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления, как, например, в «Дон Жуане» Байрона и «Евгении Онегине» Пушкина.

В литературоведении XX в. неоднократно делались попытки до­полнить традиционную «триаду» (эпос, лирика, драма) и обосновать понятие четвертого (а то и пятого и т. д.) рода литературы. Рядом с тремя «прежними» ставились и роман (В.Д. Днепров), и сатира (Я.Е. Эльсберг, Ю.Б. Борев), и сценарий (ряд теоретиков кино). В подобного рода суждениях немало спорного, но литература действи­тельно знает группы произведений, которые не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики и драмы, а то и лишены их вовсе. Их правомерно назвать внеродовыми формами. В какой-то мере это отно­сится к очеркам. Здесь внимание авторов сосредоточено на внешней реальности, что дает литературоведам некоторое основание ставить их в ряд эпических жанров. Однако в очерках событийные ряды и собственно повествование организующей роли не играют: доминируют описания, нередко сопровождающиеся рассуждениями. Таковы «Хорь и Калиныч» из тургеневских «Записок охотника», некоторые произве­дения Г. И. Успенского и М.М. Пришвина.

Не вполне укладывается в рамки традиционных литературных родов так называемая литература «потока сознания», где преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечат­лений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. Здесь сознание, чаще всего предстающее неупорядоченным, хаотичным, как бы присваивает и поглощает мир: действительность оказывается «за­стланной» хаосом ее созерцаний, мир — помещенным в сознание. Подобными свойствами обладают произведения М. Пруста, Дж. Джой­са, А. Белого. Позже к этой форме обратились представители «нового романа» во Франции (М. Бютор, Н. Саррот, А. Роб-Грийе).

И, наконец, в традиционную триаду решительно не вписывается эссеистика, ставшая ныне весьма важной и влиятельной областью литературного творчества. У истоков эссеистики —всемирно извест­ные «Опыты» («Essays») М. Монтеня. Эссеистская форма — это не­принужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней. Мысли, высказываемые в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность и совсем иных суждений. Эссеистика тяготеет к синкретизму: начала собственно художественные здесь легко соеди­няются с публицистическими и философскими.

Эссеистика едва ли не доминирует в творчестве В.В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»). Она дала о себе знать в прозе А.М. Ремизова («Посолонь»), в ряде произведений М.М. Пришвина (вспоминаются, прежде всего, «Глаза земли»). Эссеистское начало при­сутствует в прозе Г. Филдинга и Л. Стерна, в байроновских поэмах, в пушкинском «Евгении Онегине» (вольные беседы с читателем, раз­думья о светском человеке, о дружбе и родственниках и т. п.), «Невском проспекте» Н.В. Гоголя (начало и финал повести)

 

2 вопрос

 

Даниэль Дефо (1661—1731), Джонатан Свифт (1667—1745), Пьер-Огюстен Бомарше (1732—1799),Фридрих Шиллер (1759—1805), Иоганн-Вольфганг Гете, Иммануил Кант.

Распространение знаний просветители считали своим долгом. Неслучайно в середине XVIII ст. издание французской «Энциклопедии»,в которой излагались новые научные взгляды, стало событием общественного значения. Французские просветители поставили перед собой задачу: объяснить жизнь с позиций Ума, так возникла самая идея «Энциклопедии». Возглавили издание математик Д'Аламбер и философ и писатель Д. Дидро. 
Принципы.Просветители считали, что естественное состояние человека – состояние свободы, а не своеволие. Выступили против угнетения народных масс, против духовного порабощения человека церковью, когда истинная вера подменяется определенным ритуалом и догмами. Большая роль для человека – образование. Выдающиеся философы своего времени Вольтер, Дидро, Руссо состояли в переписке с коронованными лицами, давали полезные советы относительно развития культуры, образования, считая, что таким образом могут повлиять на общ прогресс. Среди просветителей было распространено понятие «гражданин мира», которое отражало просветительскую веру в общечеловеческое единство Ума и Природы. Ф. Шиллер, например, провозглашал: «Я пишу как гражданин мира, который не служит ни одному из князей».

Просветители предложили и новый взгляд на литературу. Она объявляется существенным средством перестройки общества. Чтение стало главным развлечением просвещенных людей. 

Жанры.
Эссе - раздумья писателя на ту или иную тему. Возрастало значение мемуаров и эпистолярного жанра. Воспоминания и письма Д. Дидро, Вольтера, К. Гоцци, Дж. Свифта воспринимаются и сегодня как памятки лит и общественной мысли. Популярностью пользовался и другой документальный жанр - подорожные заметки, которые давали широкое пространство для изображения картин быта и обычаев, социальных обобщений. Например, Смоллет «Путешествие по Франции и Италии».

Просветительская литература поражает тематическим богатством и жанровым разнообразием. Выражение Вольтера - «Все жанры хорошие, кроме скучного» - метко характеризует стремление писателей избегать преимущества какого-то одного жанра. Но все же XVIII ст. считается временами прозы, а среди прозаических жанров особо чтимым был роман, который давал возможность авторам высказать свои взгляды глубоко и всесторонне и воплотить их в конкретные образы.

Просветительский роман начал английский писатель Д. Дефо, который в образе Робинзона Крузо впервые изобразил обычного человека, который благодаря своему здравому смыслу и знаниям вышел победителем в борьбе со всеми ненастьями. Идею «естественного воспитания» воплотил в образе Тома Джонса автор первого социально-бытового романа, выдающийся английский писатель Генри ФилдингДжонатан Свифт нашел интересную форму для изобличения недостатков общественной жизни в романе «Путешествия Гулливера». Проблемы внутренней свободы человека исследовал Гете в романе «Страдание молодого Вертера».

Трибуной просветительских идей стал и театр. Пьесы Гольдони, Бомарше, Шиллера были рассчитаны на широкий круг зрителей, а не на узкий круг «настоящих почитателей прекрасного». Исключительная сила влияния просветительских драматических произведений была в образе положительного героя, который воплощал высокий моральный идеал. Важной чертой драматургии было и то, что авторы часто не идеализировали своих героев, а показывали их разногласия и стремления эти разногласия преодолеть.

В последние десятилетия XVIII ст. важную роль в литературе Просвещения начинает играть поэзия. Расцвет поэзии связан с новым взглядом на народное творчество, который отобразился, в частности, в творчестве Гете и Шиллера, Бернса. Открытие богатой образности народной поэзии, ее стремление художественно осмыслить действительность тоже принадлежит деятелям Просвещения.

Как идейное движение Просвещение в художественном творчестве представлено разными направлениями. На смену барокко в искусстве XVIII ст. пришел стиль рококо, с его изысканностью формы, остроумной и капризной игрой слов. Поэты этого направления прославляли жизнь как праздник мгновенной жизненной радости. Для многих писателей поэзия рококо стала школой поэтического мастерства и освобождения Чувства от диктата Ума. Поэтому признаки рококо заметны и в произведениях Вольтера, Дидро, молодого Гете.

Существенных изменений под влиянием идей Просвещения испытал классицизм. Новое содержание требовало новых средств изображения. Французский классицизм в начале XVIII ст. воспринимался как образец искусства этого направления в большинстве стран Европы. Но в худ практике классицистические правила нарушаются даже на родине теоретиков этого направления. Так, Вольтер один из первых в просветительской драматургии сосредоточил свое внимание не на отдельной личности, а на среде, частицей которого является эта личность. Особое явление просветительской литературы - «веймарский классицизм» Гете и Шиллера.
Сентиментализм.

Совсем новым направлением в литературе XVIII ст. стал сентиментализм, с его культом чувств. Культ чувств не противоречил просветительскому культу Ума, ведь ум и чувства считались одинаково присущими «естественному человеку». Сентиментализм возник на более поздних этапах Просвещения, когда проявилась ограниченность рационалистического подхода к жизни. Как худ направление сентиментализм открыл новые возможности в изображении человеческой личности. Не порывая с Просвещением, С. остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в С. более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина — одно из основных открытий и завоеваний С.
В России представителями С. были М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин («Бедная Лиза», 1792), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский и др. Преимущественно дворянский по своему характеру, рус. С. в значит. степени рационалистичен, в нём сильна дидактическая установка («Письма русского путешественника» Карамзина, ч. 1, 1792). В условиях России важнее оказались просветительские тенденции в С. Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались и к разговорным нормам, вводили просторечие. Исследователи находят безусловные черты сентименталистской поэтики в творчестве А. Н. Радищева.
Среди литературных жанров С. — элегия, послание, эпистолярный роман, а также путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы. Откровенность вплоть до саморазоблачения в литературе С. необыкновенно повысила интерес к личности самого писателя, в ряде случаев даже сделав его «героем» биографических легенд о нём. Проблема творческой индивидуальности писателя станет основополагающей в эстетике романтизма.
Просвещение сыграло важную роль в развитии реализма. Требования жизненной правды, глубокого изображения сущности человека провозглашались выдающимися писателями-просветителями Филдингом, Дидро, писателями-штюрмерами. Реалистической литературы требовал сам читатель и с особым доверием относился к произведениям, авторы которых убеждали, что события в их книгах не выдуманы, а настоящие. Успех романов «Памела» Ричардсона или «Страдание молодого Вертера» Гете объясняют и тем, что читатели наивно верили в то, что издателям посчастливилось использовать настоящие письма и записи героев.


10.05.2018; 18:46
хиты: 133
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
литературная теория
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь