пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

8. Специфика художественной речи: роль ритма и выразительных средств. Фигуры как композиционные приёмы. Метафора и её эстетические функции. / Проблема реализма. Многозначность термина «реализм».

 

Художественная речь (ХР). Ее отличия от обыденной речи (ОР)

  1. ХР изучается и литведом, и лингвистикой. В лит-ии ХР изучается как внешняя форма произведения, связанная с другими уровнями.  В лингвистике ХР изучается в ряду др. форм языка (научный, офиц-деловой).
  2. Обыденная и ХР отличаются доминирующими функциями. Ф-я ОР – передача инф-ии, информативно-коммуникативная. Ф-я ХР – эстетическая. Слово служит для создания художественного образа. Образной является речь и в ХР, и в ОР, т.к. слово образно по сути. ОР не создает эстетического содержания. Слово как язык литературы принципиально отличается от др.видов искусств. Слово до пр-я, до его создания имеет определенное значение. Художник пользуется готовыми образами, образ содержится в слове изначально.  Исп- диалектизмов, варваризмов, архаизмов. Обычные слова в необычном порядке, с помощью чего рождается образ.

 Главный тезис: в обыденной речи – автоматизация слова, в художественной – актуализация слова. Автоматизация слова – каждое слово по своей этимологии образно, эта образность стирается, не замечается, автоматизируется. Это стертость, утрата своей изначальной образности. В художественной литературе это слово вновь проявляет стертую образность. Слово выглядит ярко, свежо, мы вновь об него запинаемся. Один и тот же предмет рассматривается с разных сторон, точек зрения. Перед нами слова-загадки (слово одно, а понятия разные).  На лингвистическом уровне явление актуализации слова связывается с другим явлением – остранение и метафоризация: Катится бочка, ни дна, ни сучочка (яйцо). У слова уже есть свое значение (полисемия). В других искусствах материал, из которого создаются шедевры, ничего не значат сами по себе (гипс, мрамор, черта, краска и т.д.), у них нет первоначальных значений. . искусство слова – искусство преодоления слов, искусство неправильных слов, алогичных слов. Слово корежится, искажаются грамматические и др. законы РЯ (метонимия, оксюморон, абсурд, алогизм и т.д.).

Литературный язык – нормированный, общий знаменатель для носителей языка, несмотря на диалектные отличия. Благодаря ему мы друг друга понимаем. Язык художественной литературы – диалекты, варваризмы (галлицизмы, тюркизмы, германизмы, грецизмы, латинизмы, полонизмы), архаизмы, профессионализмы, запрещенная лексика. Художник может всем этим пользоваться.

Специфика ХР. Слово в произведении всегда связано с ритмом, составляет определенную ритмическую схему в прозе и стихах. Поэт вольно или невольно ключевые слова ставит в сильные позиции, рифмует слова, обращается к слову еще раз. ПР: «Все счастливые семьи похожи друг на друга» - нельзя «похожи друг на друга все счастливые семьи» («Анна Каренина»), «Тучи небесные, вечные странники…» - нельзя «Небесные тучи странники вечные». Нарушается порядок автора, разрушается смыл.

Феномен точной неточности. Искусство слова не считается с законами грамматики, ХР нарушает грамматические законы. Это делается писателем или поэтом часто неосознанно, для того, чтобы подчеркнуть поэтическую мысль, поэтому не воспринимается читателем как ошибка. Грамматические, но не художественные ошибки. С помощью этих сбоев, алогизмов достигается художественная убедительность, создается образ. В этом раскрывается суть пр-я. Напр., не совпадают падежи, нет сказуемого. Из пламя и света… (пламени), Днем дыханьями веет вишневыми (дыханьем), А весна хороша, хороша, охватила всю душу сиренями (сиренью). Все метафоры, оксюмроны, метонимии, синекдохи – смысловой абсурд. ПР: Поэзия, не поступайся шире,/  Храни живую точность: точность тайн, / Не занимайся точками в пунктире / И зерен в мире хлеба не считай (Пастернак.) – истина искусства создается вне законов грамматики, оно шире и глубже. Искусство слова – искусство преодоления слова. РЯ в своем метафизическом воплощении, в своей точности тайн.

Специфика художественной речи:

  1. Завершённость художественного высказывания;
  2. Высокая степень организации речи на всех её уровнях;
  3. Большая содержательность художественной речи с точки зрения всего литературного произведения – слово стремится быть мотивированным. Исследователь Винокур называет это явление вторичной мотивированностью слова;
  4. Индивидуальность художественного стиля. Стиль создаётся, отшлифовывается писателем на протяжении всего творчества. Идиостиль – индивидуальный стиль писателя.

Они не существуют вне произведения. Это не украшения, взятые извне, это сама суть пр-я, в них сосредоточена энергия пр-я. Если их убрать из пр-я, получится банальность. Они проявляют себя не только на языковом (внешнем) ур-не, но и на разных ур-ях, чаще на ур-не композиции. Композиционный принцип антитезы, градации, пр-е, как развернутая метафора («Кладовая солнца», «Котлован», «Конь морской», «Не жалею, не зову, не плачу»). Фигуры и тропы ведут себя причудливо, замысловато в худ.пр-ии, двусмысленно. Метафора – самый древний и распространенный троп, преобладает над другими. Качественная метафора может интегрироваться и вбирать в себя другие фигуры и тропы. ПР: Днем дыханьями дышит веселыми / необычный под городом лес (Ахматова), «Все расхичено, предано, продано».

Метафора – смысловой скандал, нелепица, абсурдность смысла того яления, которое метафора воспроизводит. В этом смысл.

Функции метафоры:

  1. В силу качественного и количественного приоритета явл.важным ср-ом выведения слова из автоматизма восприятия.
  2. Метафора – важнейший инструмент человеческого познания. Она способна сближать явления, далеко друг от друга отстающие. В лит-ре 20 века происходит метафоризация мира – с пом.метафор худ-ки стараются постичь современный мир, действ-ть. Сближение, сопоставление различных явлений, постигают правду. Есть ощущение повторяемости, исчерпанности, а метафора позволяет открыть новое, позволяет понять, что ч-ку свойственна глубина. Заглавия явл. расширенными (Кладовая солнца, Шум и ярость, Котлован).
  3. Метафора – проявление творческого начала, игрового, художественного артистизма. Здесь метафора соотнесена с эстетической функцией образности, гносеологической, онтологической ф-ей. Метафора – проявление худ.дара.

Метафора создает красоту поэтическую. Это тоже эстетическая ф-я.  метафора (греч. metaphora – перенос) – вид тропа, основанный на переносе свойств одного предмета на другой. Возникновение метафор стало показателем развития образного мышления человека, способного уловить сходство между далёкими друг от друга предметами и явлениями и содержавшего определённые типы абстракции. Метафора стремится к поиску двойников. «Слагать хорошие метафоры – подмечать свойства» (Аристотель). Она показывает единство всего сущего, «остранняет» рассматриваемые явления, вводит их в необычные отношения. Метафору называют «королевой тропов». Метафора – уникальное средство обновления языка, ключ к познанию мира. Философы видят в метафоре моделируемый способ мышления. В отличие от трёхчленного сравнения, метафора двучленна. Элементы метафоры: Референт (прямое значение); Коррелят (переносное значение). Метафора может быть и одночленной. В этом случае референт вытесняет коррелят (простая метафора). Может быть целое метафорическое выражение в виде распространённого предложения (развёрнутая метафора). Метафорой может быть любая часть речи. Метафора может получать самостоятельное значение, создавая целый метафорический сюжет (реализация). Выразительность метафоры вызывается не только заключённым в ней образом, но и лексической окраской метафорического слова.

Классификация метафор:1) Катахреза – общеязыковая, со стёртым образным значением (Она красная? Нет, она чёрная. Почему ж она жёлтая? Потому что зелёная»); 2) Прозопопея – олицетворяющая, переносящая человеческие действия и свойства на явления неодушевлённого мира (антропоморфная – перенос свойств человека на явления природы и окружающего мира; зооморфная – перенос свойств животных на неодушевлённые предметы); Государство словно отчим злой, от кого, увы, не убежать, ибо невозможно взять с собой Родину — страдающую мать (Айдын Ханмагомедов, Ответ на визу); 3) Овеществляющая: перенос свойств неодушевлённых предметов на человека и другие живые существа, иногда овеществляет абстрактные понятия; («Тают в душе многолетние боли, / Точно звезды пролетающий след (А. Белый); 4) Уподобляющая: чистое подобие равноправных предметов без дополнительной семантики. Сближая объекты разных сфер, метафора либо повышает их ценностное значение, либо понижает.

2 вопрос:

Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный) — литературное и художественное направление XIX—XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе. Глубокий анализ в реалистических произведениях объединялся с острой критикой общественной жизни, нарушением моральных и философских проблем. С реализмом ХIХ ст. связаны имена Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, В. Теккерея, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, И. Марка Твена. В России, где основы реализма были еще в 1820—30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Альманахи Натур.школы «Физиология Петербурга» (ч. 1-2, 1845) и «Петербургский сборник» (1846). Печатными органами натуральной школы стали журналы «Отечественные записки» и «Современник». Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос — одна из основных отличительных черт русского реализма — напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы (Некрасов)». Реализм 2-ой половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве JI. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.

Основные особенности реализма          

Изображение жизни в образах, соответствующих сути жизненных явлений, посредством типизации фактов действительности. Искусству реализма свойствен дух художественной объективности. Изображение мира в реалистическом произведении, как правило, не носит абстрактно-условный характер. Писатель-реалист воспроизводит действительность в жизнеподобных формах, создает иллюзию реальности, заставляет верить в своих персонажей, стремится сделать их живыми, сообщить им художественную убедительность. Реалистическое искусство изображает глубины человеческой души, особое значение придает мотивации поступков героя, исследованию обстоятельств его жизни, причин, побуждающих персонаж действовать так, а не иначе.
Правдивое отражение мира, широкий охват действительности. Всякое подлинное искусство в определенной мере отражает реальность, т. е. соответствует жизненной правде. Однако реализм как метод с наибольшей последовательностью воплотил принципы жизненно-правдивого отражения действительности. И. С. Тургенев, говоря о связи искусства с действительностью, утверждал: «Мне всегда нужна встреча с живым человеком, непосредственное знакомство с каким-нибудь жизненным фактом, прежде чем приступить к созданию типа или к составлению фабулы». Указывал на реальную основу сюжета романа «Преступление и наказание» и Ф. М. Достоевский.

Историзм. Реализм подчинял все художественные средства задаче все более многогранного и глубокого исследования человека в его отношениях с обществом, с историческим процессом. Под историзмом в литературе принято понимать воплощенное в образах представление о действительности, развивающейся закономерно и поступательно, о связи времен в их качественных различиях.

Отношение к литературе как к средству познания человеком себя и окружающего мира. Писатели-реалисты обращаются к познавательным возможностям искусства, стараясь глубоко, полно и многосторонне исследовать жизнь, изображая действительность с присущими ей противоречиями. Реализм признает право художника освещать все стороны жизни без ограничения. В основу любого реалистического произведения положены жизненные факты, которые имеют творческое преломление. В реалистических произведениях каждое существенное проявление индивидуальности изображается обусловленным определенными обстоятельствами, художник стремится выявить характерное, повторяющееся в индивидуальном, закономерное в том, что кажется случайным.

Писатели-реалисты вслед за сентименталистами и романтиками проявили интерес к жизни души человеческой, углубили представление о психологии человека, отразили в художественных произведениях работу человеческого сознания и подсознания через выявление намерений героя, мотивов его поступков, переживаний и смену душевных состояний.

Отражение связи человека и среды. Реализм тяготеет к многогранному и потенциально исчерпывающему исследованию и изображению мира во всем богатстве его связей, органично воссоздаваемых художником. Писатели-реалисты создают разные ситуации раскрытия характера: И. А. Гончаров в романе «Обломов» показывает губительность для героя обыденной обстановки, привычной среды; герои Достоевского, напротив, оказываются в надрывных ситуациях, порожденных несовершенством общественного уклада; Л. Н. Толстой включает своих героев в круговорот значительных исторических событий, которые выявляют суть того или иного характера. Искусство реализма показывает взаимодействие человека со средой, воздействие эпохи, общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. Вместе с тем реалистическое произведение обосновывает происходящее не только социально-историческими обстоятельствами, но и психологией героя, его нравственным выбором, т. е. душевным строем личности (в отличие от произведений натуралистической школы, в которых человек изображался как производное от наследственности и среды). Таким образом, реалистическое произведение исследует способности личности подняться над обстоятельствами, противостоять им, проявляя свободу воли.

Типизация характеров и обстоятельств. В литературоведении закрепилась формула Ф. Энгельса, по которой «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах». Для реалистического произведения важно установить связи между этими двумя объектами изображения. Литературный герой реалистического произведения создается как обобщенный образ (тип) человеческой индивидуальности, наиболее характерной для определенной общественной среды, в нем воплощены характерные признаки лиц определенной категории. Сам творческий процесс создания типических образов принято называть типизацией. Литературные формы: Эпос: роман, повесть, поэма, рассказ. Лирика:песня, элегия. Драма: трагедия, ист.хроники. Разумеется, в первую очередь это Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой. Выдающимися образцами литературы этого направления стали также работы позднего Пушкина (по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе) — историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», а также поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». В России первый широко ввёл в публицистику и критику термин «реализм» Дмитрий Писарев, до этого времени термин «реализм» употреблялся Герценом в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм».

 

Задание. В предложенном стихотворении определите:

а) ритмические особенности (метр, размер, характер рифм, способ рифмовки, строфу и др.);

б) выразительные средства;

в) форму лирического высказывания.

 


10.05.2018; 15:54
хиты: 195
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
литературная теория
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь