пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

6. Экспрессивная стилистика фонетики: благозвучие, звукопись; фоника и фоносемантика. Поэтическая графика.

Фонетика изучает и описывает артикуляцию, позиционные и комбинаторные изменения звуков речи, ее ритмику и интонацию. Стилистика исследует, для каких целей эмоциональной выразительности могут использоваться те или иные звуки или звукосочетания, интонации, звуковые по­вторы; одним словом, каким образом сама звуковая фактура речи может служить экспрессивным языковым средством. ФОНИКА (греч. phone – звук): 1) раздел стилистики, изучающий выразительность фонетической организации речи; 2) фонетические средства вы- разительности ФОНОСЕМАНТИКА – психолингвистическая дисциплина, изучающая семантическую значимость звуков. Основные понятия фоносемантики – «звукообраз» и «звукобуква». ЗВУКООБРАЗ – ассоциации, возникающие у носителя языка при восприятии звукобуквы. ЗВУКОБУКВА – взаимосвязь звука и его графического обозначения в воздействии на носителя языка, в создании звукообраза. ЗВУКОПИСЬ – приёмы усиления выразительности речи с помощью фонетических средств. «В глуши шуршали камыши». Виден многократный повтор звука «ш». ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ ЗВУКОПИСЬ – использование звукописи для эмоционально-экспрессивного насыщения, отсутствие семантизации приёмов звукописи. Благозвучие — (эвфония) — одно из качеств художественной речи, которое состоит в красоте и естественности её звучания. Различные формы использования и усиления звучания слова придают художественной речи большую выразительность, усиленную эмоциональную окраску. «Плакать жалостно о отшествии искреннего своего друга».

Литературное произведение представляет собой художественную речь, материализованную в письменных знаках. Изучение состава этих знаков, их функций и способов их применения, т.е. поэтической графики, является одним из условий научного анализа художественного текста. Графические знаки в совокупности представляют его графическую форму, созданию которой автор мог уделить особое внимание.

Анализ графической формы текста предполагает описание состава графических элементов, которые использовал писатель, а также определение границ визуального приема (на какую часть текста распространяется (или на весь)).

Использование разных элементов графической формы текста обычно подчинено существующей традиции (так, знаки пунктуации помогают распознать интонационное строение речи). Однако в художественной литературе совокупность и порядок традиционных знаков могут иметь дополнительные функции. Авторы произведений вправе прибегать к любым графическим средствам, в том числе и нетрадиционным. Так, графической форме текста может быть придан особый семантический статус.

Строя текст из стандартных графических знаков, писатели нередко применяют дополнительные приемы для визуального выделения некоторых его составляющих. В числе этих приемов – игра со шрифтами, со способами начертания букв.

Традиционным средством выделения слов, фрагментов текста является курсив. (смотрим в «Евгении Онегине», где курсив часто обозначает отношение слова к определенной стилистической сфере).

Индивидуальные авторские знаки – стандартные знаки с необычной функцией и нововведенные графические символы. В 20 веке поэты авангардисты ввели говорящие пустоты, которые прежде всего осознавались как пропуски определенных слов. Текст в тексте – композиционно-речевой прием, с помощью которого автор отделяет от текста повествователя текст одного из персонажей.

эпоху поздней античности и в СВ так образовывались твердые графические формы. К их числу относятся акростих, анаграмма, палиндром, фигурный стих.

Акростих – графический композиционный прием, распространяющийся на весь стихотворный текст, при котором начальные буквы строк складываются в осмысленную фразу.

Анаграмма – прием подбора словесной конструкции, которая при перестановке составляющих ее букв превращается в другую, подразумеваемую автором словесную конструкцию. В отличие от акростиха анаграмма до сих пор не оформилась как самостоятельный литературный жанр,

Одним из видов анаграммы является палиндром. Это прием подбора словесной конструкции, допускающей одновременно и прямое, и обратное прочтение одной и той же осмысленной фразы.

Фигурный стих дает наглядное представление о предмете, который описан в тексте словами. Поэт начала 20 века И.С. Рукавишников текст собственного стихотворения о звезде оформил в виде звезды.

Если в этом фигурном стихе и в подобных ему функция графического образа вторична, то в авангардистских образцах визуальной поэзии формы графической поэзии самоценны. Они не принадлежат исключительно литературе, а представляют собой новый вид творчества, в котором словесный ряд литературы равен предметному ряду изобразительного искусства. Пример: визуальная композиция Вилена Барского «Несжатая полоса», в которой известное стихотворение Некрасова подвергнуто графической коррекции: поэт-авангардист имитирует брак при типографском наборе текста и тем самым меняет смысл произведения, ведь единственной «несжатой полоской» в тексте Барского оказывается стих с популярной цитатой «Только не сжата полоска одна…».

При использовании писателем любого средства визуализации текста его графические элементы получают дополнительную конструктивную функцию. Особенно важным оказывается изучение поэтической графики в тех случаях, когда знаки текста приобретают семантическую двойственность.


15.01.2018; 13:26
хиты: 131
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь