пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Тема России в творчестве А. Блока (лирика, публицистика, поэма «Двенадцать»)

Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) - один из крупнейших представителей русского символизма.

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. В творчестве А. Блока эта тема обретает особое значение. Сам поэт писал: «Родина это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку, но бесконечно более уютное, ласковое беспомощное, чем отдельный человек». Часто родина у Блока предстаёт в образе женщины.

Глубокое и проникновенное чувство Родины пронизывает поэтический мир Блока. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы - дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно, дни золотые пришли…»:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят как в сиянье.

Ночью холодом веет с земли;

Утром белая церковь вдали

И близка и ясна очертаньем.

«Россия - древнее, бесконечно древнее существо, большое, потому неповоротливое…»

Мир ранней поэзии А. Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.

Первое стихотворение, посвященное Руси, было полно диких и пугающих образов: зарево, нож, кладбище, буйная вьюга.

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел…

Образ России у Блока сложен и многогранен. В сущности, вся его поэзия о России. Так он сам сказал на одном литературном вечере.

Высшей инстанцией в решении спорных вопросов жизни становится Родина. Она совмещает в себе: и радость, и горе; она сложна и противоречива, но в то же время она высшее начало в жизни народа и в жизни отдельной личности.

Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным общественным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. В его ранней поэзии он условен и неполон.

В познании России, её сил и возможностей Блоку, несомненно, помогла поэзия Некрасова. Он сам, отмечая, что поэт «мести и печали» оказал большое влияние на его творчество. Блок говорил о «некрасовской мощи» стиха.

Образ Родины появляется в лирике Блока постепенно, она будто открывает то один свой лик, то другой. Такое ощущение России у Блока: русский ветер, Россия и веселое отчаяние гибели слились в его стихах неразрывно…

«Прекрасные черты» России, единение с судьбой Родины и народа - пафос лирики Блока. Образ России, «страны родимой» вдохновлял поэта, давал ему силу, одухотворил всю лирику поэта.

В произведениях Блока о России ощутима связь с изображением России Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым. Примечательно в этом смысле стихотворении «Россия».

1) Стихотворение написано четырехстопным ямбом, ритмический рисунок приближает стихотворение к произведениям Пушкина, Лермонтова.

2) В первых строчках стихотворения -

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи… -

Содержится указание на строчки Гоголя из поэмы «Мертвые души». «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» Вообще для блоковских стихов о Родине важен мотив дороги: «Дорога долгая легка…» или «Идем по жнивью, не спеша…» и т.д.

3) Нищая Россия - образ тютчевский.

4) Созвучно с Некрасовым и блоковское сравнение к женщине и любви к Родине:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Образ родины, России «проявляется» в стихах Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта - это чувство безоглядной любви. Уже в названии выразилась существенная сторона блоковской России - воля, вольность. Отсюда и «необъятные дали» и «путь, открытый взорам». Одним из первых непосредственных обращений А. Блока к теме России как к самостоятельной стало его стихотворение 1906 года «Русь». Поэтом часто затрагивается тема самоидентификации России, определение собственного уникального пути. Революция принимается Блоком как необходимость и важный этап, без которого нельзя было обойтись. Тема России в лирике Блока неизменно соседствует с темой обреченности его собственного поколения. В характеристике себя и своих ровесников неизменно сквозит мотив ремарковского «потерянного поколения».

Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается её тайной, его живая душа погружена в дремоту. Русь убаюкивала её на своих просторах. В России для Блока всё - «жизнь или смерть, счастье или гибель». Итогом размышлений А. Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 годы. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

Цикл «Родина» (1907-1916). Раздумье о судьбе страны, её прошлом, настоящем и будущем. Вместе с тем любовь к Родине - чувство глубоко личное.

К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. Здесь и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символ этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв.

В последних произведения цикла «Родина» появляется новая нота, связанная с тем, что в судьбе страны наступил поворот, началась война 1914 года, все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.

Во втором цикле, основу составляют стихи, посвященные России. Среди самых значимых - цикл «На поле Куликовом» (1908) и стихотворение «Россия» (1908). О своей неразрывной связи с Родиной, с ее многотрудной судьбой говорит поэт в стихотворении «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.»

К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает авторский герой. Безобразный мир, созданный Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.

Публицистика. Если в своих стихах Блок возникает перед читателем как поэт и человек, то в своей прозе он, кроме того, критик, публицист, литератор, находящийся в тесном общении с духовной и гражданской жизнью своего времени. Проза заземляет, дополняет и во многом объясняет его поэзию, а поэзия лирически кристаллизует, углубляет и освещает его прозу. Поэтому вполне естественны переклички стихов и прозы Блока. Помимо общей их связи по духу, тону и направленности, между ними можно провести множество вполне конкретных параллелей. Можно отметить, например, тематические совпадения статьи “Ирония” (1908) – со стихотворениями «Друзьям» (1908) и «Когда я прозревал впервые» (1909); статей 1908 года о народе, России, интеллигенции, цивилизации – с циклом «На поле Куликовом». Статьи Блока поражают не только своей артистичностью, естественным изяществом словесной ткани, художественным слухом их автора, но и тем благородно-человеческим чувством целого, в котором так называемые «чисто эстетические оценки» могут соответствовать лишь частным истинам. В статьях Блока изумляет исключительно редкое в раздробленности жизни эпохи сочетание тончайшей художественной культуры с глубоким сознанием ответственности перед судом своего духа, народом и историей. В своей прозе Блок подымается временами до горячего и страстного пафоса, выступает как носитель общественной совести, публицист, свидетельствующий о всеобщем неблагополучии, о «тихом сумасшествии», которое овладело жизнью буржуазной России. Еще в промежуток между 1907 и 1913 годами Блок написал цикл статей: "Религиозные искания и народ", "Народ и интеллигенция", "Стихия и культура", "Ирония", "Дитя Гоголя", "Пламень", "Интеллигенция и революция". Они замечательны тем, что в них Блок не просто предсказывает будущую революцию, но говорит о ней как о событии уже происходящем, звук которого ему уже внятен: "Гоголь и другие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул... Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой... Тот гул, который возрастает так быстро... и есть чудный звон колокольчика тройки... Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке на верную гибель."

Поэма «Двенадцать» (1918г.). Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и — что удивительно — лирически-объективную вещь (М.Л.Волошин).

Снежная буря революции начинается с первых же строк поэмы; и с первых же строк её чёрное небо и белый снег — как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Так, через всю поэму проходят, переплетаясь, два внутренних мотива. Чёрный вечер — кровь, грязь, преступление; белый снег —та новая правда, которая через тех же людей идёт в мир. И если бы поэт ограничился только одной темой, или нарисовал бы только одну “чёрную” оболочку революции, или только её “белую” сущность — он был бы восторженно принят в одном или в другом из тех двух станов, на которые теперь раскололась Россия, по поэт даёт одну переплетающуюся истину в одной картине (Иванов-Разумник).

«Двенадцать» - эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней. Противостояние былого и нового времени – главная тема поэмы "Двенадцать". Блок видел в революции "избавление от духовного болота" и свято верил, что рано или поздно это должно произойти.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле», «расстригу-попа», старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни», «в зубах цигарка», «примят картуз», и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.


30.06.2017; 20:30
хиты: 128
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь