пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Образ «страшного мира» в третьем томе лирической трилогии Александра Александровича Блока.

Лирическая трилогия , которая называется «Трилогией вочеловечения». В окончательном виде (1918-1921) 3 тома включают в себя 18 лирических циклов («стран души», по выражению поэта)

В 1-ый том (1898-1903) вошли 3 цикла: «До света» ,«Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Лирика 2-ого тома включает в себя следующие циклы:«Пузыри земли», «Разные стихотворения», «Город» ,«Снежная маска», «Фаина» «чердачный цикл», «Вольные мысли», 3-ий том (1907-1916) – завершающий него входят такие циклы: «Страшный мир» , «Возмездие», «Ямбы».,«Итальянские стихи», «Кармен» "Арфы и скрипки", "Родина", "О чем ветер поет"

Последний том «трилогии» открывается циклом «Страшный мир» (1909-1916). Это словно вступление ко всему тому. Трагические интонации данного раздела были обусловлены обострённым чувством всеобщего неблагополучия, греховности и позора. Для этого сборника характерно мироощущение подавленности, безысходности, скуки, тоски. В стихотворениях «Страшного мира» это мироощущение является доминирующим, хотя и не исключает попытку обрести иные миры, иные состояния души. Метафора, послужившая заглавием цикла, обозначает мир катастрофической действительности и демонологическую душевную реальность в их сложных взаимоотношениях и единстве. Лирическое «я» поэта оказывается вместилищем «страшного мира». Человек, живущий в этом мире, испытывает страшное тлетворное воздействие и «умирает». В данном цикле возникают библейские мотивы. Появляется тема дьявола, тема падшего ангела. Блок обращается к потустороннему миру – миру мертвецов, но это отнюдь не загробная жизнь. Поэт наблюдает за людьми, окружающими его, и видит, что многие из них уже «мертвы». Весь цикл пронизан темой духовной смерти человека. И можно сделать вывод, что после этого люди не могут возродиться заново, они мёртвые внутри, жду смерти физической, проводя день за днём однообразно и скучно. Стихотворения «Пляски смерти», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Пустая улица. Один огонь в окне…» и др. Также у Блока всплывает тема двойников. Они прежде всего явление пути. Мифологема о двойниках возникает ещё в первом томе, но особое развитие получает лишь в «Страшном мире».

Цикл показывает начало завершения пути Блока. Поэт увидел ужас окружающего мира, он пишет про ад. Более половины стихотворений связаны со смертью.

Цикл «Возмездие» продолжает тему «Страшного мира». Заглавие свидетельствует о важном переломе в творчестве Блока на рубеже 1900-1910 гг., когда упоение страстями и «метелями» периода «Снежной маски» и «Фаины» сменяются сознанием глубокого духовного кризиса. Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» связано с уходом жены, которая решила попробовать себя в роли актрисы и уехала с труппой в длительные гастроли. Стихотворение «На смерть младенца» связано со смертью сына Л.Д. и А.А. – Дмитрия. В цикле «Возмездие» основной темой становится тема памяти. Забвение подобно смерти, но при этом память – это всегда возмездие, которого человек не может избежать. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошённость, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Это мотивы звучат во всех стихотворениях цикла. «Ямбы» - третий цикл третьего тома. Возникновение цикла тесно связано с работой над поэмой «Возмездие», из черновых работ над которой он выделил ряд стихотворений. Символика заглавия отчасти сопоставляется с последними строками пролога поэмы: «Дроби, мой гневный ямб, каменья!» Сборник полон революционных предчувствий, позывов к мятежу. «Ямбы» связаны с традициями русской гражданской лирики – ямбами Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других. Заглавие также перекликается с одноимённым произведением французских поэтов А. Шенье и О. Барбье, созданных в период французской революции. Этот цикл посвящён сестре поэта – Ангелине Александровне Блок. «Ямбы» достаточно небольшой цикл. Он включает в себя различные мотивы произведений: и тоска об ушедшей жене, и революционное настроение, и выражение любви сводной сестре. Тем не менее, этот сборник вытекает из предыдущего.

Тему страшного мира продолжают циклы «Возмездие» и «Ямбы». Многие стихотворения «Возмездия» отражают конкретные события и душевные ᴨᴏᴛрясения лирика («О доблестях, о подвигах, о славе», «На смерть младенца»).


30.06.2017; 20:30
хиты: 133
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь