пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

«Война и мир» Л.Н. Толстого как национально-героическая эпопея. «Мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Образ Платона Каратаева.

 

 

Ведущую роль в истории Толстой оставлял за народом, считая его главной движущей силой всех событий. Поэтому столь велики в романе-эпопее место и значение массовых эпизодов, особенно связанных с решающими историческими событиями (Аустерлицкое, Шенграбенское и Бородинское сражения, оборона Смоленска, Богучаровский бунт, оставление жителями Москвы и т. д.). Эпический размах повествованию придает также то обстоятельство, что автор показывает на страницах своего произведения представителей всех сословий тогдашней России, исследуя национальный характер русского народа в переломный момент, решающий его историческую судьбу. Через несколько лет после выхода романа писатель свидетельствовал в одном из писем, что в "Войне и мире" главной для него была "мысль народная". Своим признанием он определял важность этой мысли как в исторической, так и в философской основе своего произведения.

В названии романа соединены и противопоставлены два взаимоисключающих понятия: война и мир. Мир ("миръ" в старом написании, от глагола "мирить") есть отсутствие вражды, войны, несогласия, ссоры, но это лишь одно, узкое значение этого слова. В договоре о печатании "Войны и мира" Толстой своей рукой написал в названии слово "мiръ", что означает: Вселенная, земной шар, весь свет, наша земля, все люди, род человеческий, община, общество крестьян, сходка и так далее (значения приведены согласно словарю В. И. Даля). В противопоставлении войны, как события противоестественного жизни всех людей и всего света, и заключается главный конфликт этого произведения.

ПЛАТОН КАРАТАЕВ

В плену, куда Пьер попадает как "поджигатель", начинается новый, важнейший период его жизни, во время которого герой впервые оказывается в общем со всем народом положений и сознает вначале, что пленили только его тело, но живую, бессмертную душу человека пленить нельзя. В плену же он знакомится с солдатом Апшеронского полка Платоном Каратаевым, сыгравшим главную роль в становлении его мировоззрения. В процессе общения с Каратаевым, образ которого имеет важнейшее значение для понимания философского смысла романа, для Пьера раскрывается суть народного мироощущения и понимания жизни. Платон живет так, как ему диктует внутреннее мироощущение: он не рассуждает о жизни, а "обживается" в любых условиях. Даже в его облике есть что-то символическое: теплое, круглое, пахнущее хлебом, ласковое, спокойное, доброе. В облике и поведении Каратаева выражается глубокая народная мудрость, та народная философия жизни, постижения которой мучительно добиваются главные герои романа. В разговорах Платона проходит мысль о том, что нужно смиряться, нужно любить жизнь, даже когда невинно страдаешь.

Все важнейшие этапы жизни Пьера отмечены значительными для внутреннего мира героя переживаниями, связанными не только с интеллектуальным, но и эмоционально-образным осмыслением происходящего (сон о терзающих его собаках-"страстях"; сон после Бородинского боя, увиденный под впечатлением разговора с князем Андреем и созерцания звездного неба). В ночь после гибели Каратаева и перед освобождением из плена Пьер также видит символический сон, помогающий ему понять жизненную философию Платона. В этом сне герой видит "мiръ" как живой шар, покрытый множеством капель воды, которые то сливаются, то вновь разделяются. Пьер понимает, что человек есть только капля в людском море, что его жизнь имеет назначение и смысл только как часть и одновременно отражение целого. Встреча с Каратаевым заставила Пьера, не видевшего раньше "вечного и бесконечного ни в чем", научиться "видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог".

 

Образ Платона Каратаева, изображенный в романе-эпопее «Война и мир», получил неоднозначную оценку исследователей творчества Л.Н. Толстого. В романе он представлен как смиренная натура. В оценке литературоведов Каратаев воспринимается как герой, олицетворяющий пассивность, покорность судьбе и неизбежность «божьего суда». В такой трактовке характер Платона Каратаева скорее отрицателен. Однако Толстой видел в этом образе более сложную натуру.

Каратаев появляется перед нами впервые в тот момент, когда в горящей Москве бесчинствуют французы. Мы представляем образ Каратаева через его восприятие Пьером Безуховым, удивительно мягким человеком, который, глядя на все, что творится вокруг него, не может оставаться равнодушным к происходящему, испытывая душевный надлом и теряя веру в человека.

Именно в этот момент появляется Каратаев-солдат. До своего пленения он исправно нес службу, исполняя свой долг перед Отечеством.

Попав в плен, он стойко переносит все лишения, воспринимая сложившиеся обстоятельства как очередное испытание, выпавшее на его долю.

Анализируя характер Каратаева, мы замечаем в нем очень важное качество – кротость, смирение, готовность протянуть руку помощи нуждающемуся в ней. В подтексте образа Платона чувствуются размышления самого автора. В характере Каратаева Толстой стремится противопоставить аристократию народу, искусственность и условность одних простоте и крестьянской правде других.

Рисуя образ своего героя, Толстой остается верен своему художественному принципу несколько раз повторять важные детали. Так, при изучении внешней характеристики Каратаева, мы читаем: «Вся фигура Платона … была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые». В другом месте снова звучит усиление повтором: «Лицо, несмотря на мелкие круглые морщины, имело выражение невинности и юности, голос у него был приятный и певучий…». Образ «круглого» Платона Каратаева представлен символично. Согласно древним представлениям, шар являлся символом завершенности, совершенства. Эпитетом «круглый» автор хотел подчеркнуть исчерпанность и законченность образа, изображая цельную и внутренне гармоничную личность.

В речи Каратаева звучит народная мудрость. Обилие поговорок, которыми он подкрепляет свои слова, повествование о несправедливо осужденном купце – это выражение народного характера, которому свойственна глубокая житейская философия, вера в добро и в то, что справедливость всегда восторжествует, даже если для этого придется пройти долгий путь.

Но Толстой вовсе не стремится к идеализации своего героя, он постоянно подчеркивает естественную природу поступков Каратаева и то, что все, что он делает и говорит, происходит неосознанно, а значит, идет из глубины души.

Платон Каратаев не противопоставлен другим героям, относящимся в романе к представителям низшего сословия, а выполняет схожую с ними функцию: становится средством познания народной жизни. Для Пьера Безухова герой становится выразителем народной жизни, столь далекой от дворянской среды. Каратаев “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Платон Каратаев сыграл важную роль в становлении характера Пьера Безухова, встретившись на его пути в тот момент, когда Пьер особенно нуждался в духовной цельности и гармонии.

 


17.01.2017; 19:12
хиты: 108
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь