пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» горбатов
» русская литература
» Методология и методы медиаисследований
» Морфология
» Зарубежная литература 19 век
» Синтаксис
» Зарубежная литература рубеж 19-20 веков
» Русская литература последняя треть 19 века
» Русская литература, начало 20 века
» Термины по курсу «Современный русский литературный язык. Синтаксис»
» стилистика
» Литературоведение
» Русская литература XX века (конец)
» Научная жизнь Санкт-Петербурга
» Аксиология
» Введение в методологию и историю науки
» Естествознание
» Громова
» Современные проблемы науки и журналистики
» методика
» Балашова

Проблематика и особенности поэтики «Братьев Карамазовых» как итогового произведения в творчестве Ф.М. Достоевского.

Последний роман Достоевского «Братья Карамазовы» является как бы художественным итогом всего его творчества 70-х годов. В этом романе с наибольшей силой выражены философские размышления и художественные искания писателя в последний период жизни. По широте охвата жизни, по значительности нарисованных образов и глубине поставленных вопросов «Братья Карамазовы» принадлежат к наиболее выдающимся произведениям Достоевского. Как и «Преступление и наказание», роман этот своими сильными и слабыми сторонами оказал значительное влияние на представителей различных направлений последующей литературы в России и за рубежом.

Роман создавался в годы назревания в России второй после 1859—1861 годов революционной ситуации, в годы усилившейся борьбы крестьянства против помещиков и наивысшей политической активности революционеров-народовольцев. Хотя Достоевский стоял далеко от демократического лагеря, хотя он враждебно относился к революции, он всё же остро чувствовал тот кризис, который переживал существующий порядок вещей, атмосферу глубокого идейного брожения в стране. Это позволило Достоевскому дать в своем последнем романе яркое и сильное отражение многих явлений общественной жизни, сообщило огромную энергию и страстность лучшим его страницам.

Роман представляет собой величайшее создание Достоевского-художника, его философско-религиозная проблематика исключительна как по глубине поставленных проблем, так и по силе и энергии художественного выражения. "Никогда ни на какое сочинение мое не смотрел я серьезнее,ч ем на это", писал Достоевский в одном из писем по поводу "Братьев Карамазовых". Эпиграфом к роману стали слова из Евангелия от Иоанна: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода". Это одно из любимых евангельских изречений Достоевского, в котором заложена великая и универсальная мысль о глубокой связи всего со всем в этом мире, где малое, незаметное, на первый взгляд, случайное может нести в себе большой общечеловеческий смысл. Действие романа происходит в маленьком захолустном городке с некрасивым названием Скотопригоньевск, в описании которого узнаваемы черты Старой Руссы. В семье Карамазовых разыгрываются жестокие страсти: между отцом Федором Павловичем Карамазовым и его старшим сыном Дмитрием возникает неприкрытая ненависть, соперничество на почве любовных отношений. К этому примешиваются денежные интересы, а все вместе создает ситуацию, чреватую непредсказуемыми и трагическими последствиями. Возникает тема отцеубийства. Этот сюжет, как и многое в творчестве Достоевского, исходит из воспоминаний каторги. С героем Мити связана проблема вины и ответственности человека, подверженного мучительным страстям, которыми он не в состоянии управлять. Но в отличие от своего отца, циника и "сладосстрастника", Митя носит в своем сердце тоску по высшим идеалам. Он наделен "широким" русским характером, в котором заложены и падения, и взлеты. Митя читает стихи Шиллера, произносит вдохновенные слова о красоте, а в минуту своей страшной и непоправимой катастрофы, арестованный по обвинению в убийстве, которого он не совершал, думает о страданиях других людей и мучительно вопрошает, почему "дите плачет". Иван являет собой противоположность Дмитрию. Если старший брат - человек сильных страстей, "горячее сердце", то Иван - глубокий и сильный ум, ученый, философ, сосредоточенный на непримиримых проблемах человеческого существования. Ему важнее всего "мысль разрешить". В романе он автор философской поэмы "Великий инквизитор", которую рассказывает младшему брату Алеше. Эта поэма, не связанная с основным сюжетом романа, является однако важнейшей его частью, идейной кульминацией. Алеша - послушник, живет в монастыре. Личность Алеши, его отношение к миру и к людям определяет глубокая сердечная религиозность. Он любимый учение старца Зосимы. Кроткий и боголюбивый Алеша, по замыслу Достоевского, должен был стать главным героем романа, который мыслился как его "жизнеописание". Впервые в своем творчестве Достоевский показал мир русского монастыря. Мир и монастырь в романе не отделены друг от друга глухой стеной. Герои "Братьев Карамазовых", верующие и атеисты, так или иначе стремятся к общению с Зосимой и даже сквозь циничное ерническое словоблудие Федора Павловича ощущается интерес к мнению о нем мудрого старца. В старце Зосиме свободная, истинная вера, не ищущая внешних эффектов, любовь к Богу соединилась с любовью и состраданием к человеку. Путь Алеши по-настоящему должен был развернуться в следующих частях "Братьев Карамазовых". Умирая, старец Зосима благословил его выйти из стен монастыря, чтобы познать всю сложность жизни и человеческих взаимоотношений, чтобы вера его закалилась в испытаниях мирским страстями и горестями. Алеша должен был стать революционером, пройти через отрицание и атеизм, чтобы вернуться к истинной и глубокой вере, прошедшей "через горнило сомнений". Однако воплощению этой части замысла Достоевского помешала смерть писателя.

Характерной чертой романа является его многоплановость. С этой точки зрения он превосходит все остальные романы Достоевского. Хотя в центре произведения стоит изображение судьбы трех братьев Карамазовых и их идеологических блужданий, однако параллельно в нем обрисован ряд других социальных и психологических конфликтов, которые идейно и тематически связаны с главной сюжетной линией, с основной идейной проблематикой романа и в то же время обладают по отношению к ним самостоятельностью, рассчитаны на то, чтобы привлечь к себе особый, специальный интерес и внимание читателя.

Композиционное построение романа вокруг судьбы и переживаний не одного, а нескольких главных героев (подобное построение уже применялось Достоевским, но менее последовательно, в «Идиоте» и «Бесах», где при наличии нескольких героев один все же отчетливо ванимэ \ первенствующее место) позволяет Достоевскому показать, что в изображаемых им условиях люди, различные и даже противоположные по своему развитию, убеждениям и социальному положению, в силу объективного исторического положения вещей охвачены общим умственным брожением, стихийно задают себе и решают одни и те же болезненные социальные и нравственные вопросы (хотя эти вопросы и преломляются в сознании каждого из них по-своему, соответственно его положению и уровню развития). Благодаря этому устанавливается принципиальная идейная общность, способность взаимопонимания между Зосимой и Федором Павловичем, между Дмитрием, Иваном и Смердяковым, между Алешей и Колей Красоткиным, Грушенькой. Цель, которую преследует Достоевский, заключается в том, чтобы показать, что все эти (и многие другие) персонажи романа — при всем их несходстве между собой — погружены в одну и ту же общую атмосферу умственных и нравственных сомнений, исканий, душевной борьбы. И, хотя в результате этой борьбы они приходят не только к различным, но часто к прямо противоположным решениям, их различные решения в изображении романиста диалектически связаны между собой. Решения эти изображаются Достоевским как такие противоположные выводы из размышления над одними и теми же (или сходными) жизненными проблемами, которые отражают реальную многогранность и противоречивость самих этих проблем, а не только субъективное, личное умонастроение спорящих или борющихся между собой персонажей.

В связи с многоплановостью романа и большим числом его персонажей в «Братьях Карамазовых» особенно отчетливо отразилось стремление Достоевского к такому построению повествования, при котором точка зрения рассказчика почти всегда совмещалась бы с субъективной точкой зрения, индивидуальным аспектом кого-либо из главных персонажей. Хотя рассказ в «Братьях Карамазовых» все время ведется от лица автора, события отдельных глав излагаются в каждом случае так, как их непосредственно воспринимал в качестве свидетеля или участника центральный, ведущий с композиционной точки зрения персонаж данной главы — Алеша, Митя или Иван.

В то же время в «Братьях Карамазовых» Достоевский постоянно стремится передать слово самим персонажам, даже сравнительно второстепенным, дать им возможность не только лично предстать перед читателем, но и рассказать о себе и своих переживаниях собственным языком, с сохранением субъективной эмоциональной окраски и живой, взволнованной интонации. Отсюда — огромное значение в романе диалогов между героями, сцен субъективных излияний, «надрывов», чтения стихов Шиллера или собственных произведений персонажей, вроде «Легенды о великом инквизиторе». Диалоги, споры, сцены, в которых «вдруг», неожиданно происходит внезапное обнажение обычно скрытого содержания внутренней, идейной и эмоциональной жизни героев, представляют собой главные драматические узлы романа.

Главное место в романе Достоевского занимает изображение не протекающего в настоящем процесса умственного и нравственного формирования центрального персонажа, а сюжетная катастрофа, явившаяся результатом практической жизненной проверки уже сложившихся у героя» к началу действия романа идеалов и устремлений, — катастрофа, обнаруживающая трагическую сторону и бесперспективность этих устремлений.

Достоевский же, как и другие крупнейшие русские писатели-реалисты XIX века, утверждал своими произведениями образ активного, мыслящего человека, сознательно относящегося к окружающей жизни, стремящегося понять ее скрытые пружины, изменить ее установившийся ход соответственно своим, более высоким социальным и нравственным требованиям. В утверждение образа активного, пытливо мыслящего человека, страстно ищущего путей к народу, к социальной справедливости, к торжеству высоких нравственных норм в общественных и личных отношениях между людьми заключается одна из важнейших черт творчества Достоевского в целом. Эта черта проявилась и в «Братьях Карамазовых».

В философских диалогах и спорах обнажаются наиболее глубокие и скрытые, подпочвенные мотивы поведения каждого из героев, раскрывается его жизненная «философия», внимательно испытываются ее границы, взвешиваются все ее pro и contra. Таким образом, широкое внедрение в художественную ткань каждого из его романов диалога, насыщенного философской мыслью, позволило Достоевскому сочетать жизненно конкретное реалистическое изображение характеров и событий с глубоким, открытым обсуждением важнейших проблем общественного мировоззрения своей эпохи.

В «Братьях Карамазовых» эта общая черта романов Достоевского получила наиболее полное выражение. Здесь такие главы, как «Исповедь горячего сердца», «Бунт», «Великий инквизитор», диалоги Ивана со Смердяковым и чертом, являясь неотъемлемыми частями романа, в то же время представляют как бы звенья единой философской поэмы, образующей в системе романа самостоятельное по своему значению и по своей архитектуре художественное целое.

Гениальность Достоевского-художника, ярко проявившаяся в «Братьях Карамазовых», состоит в том, что на философию Ивана, как и на философию других героев романа, Достоевский не смотрит как на явление одной лишь развивающейся из самой себя «чистой» мысли. Мысль каждого из персонажей в изображении Достоевского тесно связана с его объективным, реальным жизненным положением, является теоретическим отражением, своеобразной духовной проекцией его «я» и тех жизненных обстоятельств, которыми это «я» обусловлено. В умении видеть за каждым изображаемым им типом человеческого мышления определенные жизненные условия, которые его порождают, проявилась сила реалистического видения мира, присущая Достоевскому.

Достоевский изображает в лице Ивана не последователя какой-либо одной, исторически определенной философской системы, но характерного представителя целого типа (или склада) мышления, сконцентрировавшего в себе, по мысли автора «Братьев Карамазовых», черты, свойственные многочисленным, различным по конкретной окраске своих взглядов, мыслителям прошлого и современной ему эпохи. Иван, в понимании Достоевского, — носитель отвлеченного, логического, кабинетного склада мысли. Такой тип мысли не представляет собой чего-то раз навсегда данного, «нормального», он не существует извечно, а порожден определенными условиями исторической жизни человечества. Рассудочный, отвлеченный, кабинетный склад мысли, свойственный Ивану, — это склад мысли, характерный для человека буржуазной, индивидуалистической эпохи, человека, у которого нарушено равновесие между умом и чувством, интеллектуальным и нравственным началами. Сильный в разложении, в анализе, такой склад мысли, по мнению Достоевского, слаб и бессилен там, где речь идет о философском и моральном синтезе. Отсюда исторически закономерное блуждание мысли Ивана в мире кантовских логических антиномий и нравственных софизмов.

Таким образом, теоретическую, философскую полемику Достоевский переводит в жизненный, практический план. Иван не может найти выхода из открывающихся перед его умственным взором бесконечных противоречий. Вся вселенная и вся человеческая жизнь предстает перед ним под знаком неразрешимых для него противоречий и антиномий, под знаком столкновения бесконечного и конечного, абсолютного и относительного начал, Христа и Великого инквизитора. И дело здесь не только в личной слабости Ивана. Противоречия, на которые наталкивается мысль Ивана, по мнению Достоевского, объективно неразрешимы, если оставаться в пределах того типа философской культуры, носителем которой является Иван. Для того чтобы вырваться из плена подобных логических антиномий, нужно преодолеть весь тот строй кабинетного, отвлеченного мышления, носителем которого является Иван, усвоить себе другой, противоположный метод мысли.

 

 


17.01.2017; 19:08
хиты: 104
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь