пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18.Американский писатель Марк Твен (1835-1910). Мир сквозь призму детского сознания в романах «Приключения Тома Сойера» (1876) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884).

Американская литература 2 половины 19 века развивалась активно. В 60-е гг. (гражданская война между С и Ю, на хлопковых плантациях работали рабы – негры и их потомки – социальное неравенство). Это время двойственного отношения к Америке.

 

Твен Марк (псевдоним СамуэляЛанггорнаКлеменса) — американский писатель. Родился в семье мелкого торговца. Марк Твен это псевдоним его профессионального занятия. Он работал лоцманом на Миссисипи. Оставался затем до конца жизни страстным противником рабовладения.

Свою литературную деятельность Т., как и большинство американских писателей начал с журналистики. Он писал очерки, печатал их в журналах («Простаки»).

Твен защищал демократические свободы, пропагандировал разумное отношение к действительности, боролся с предрассудками, скептически относился к фанатической вере, набожности. «Путешествие капитана Стронфилда в рай» - о современном американце, жизнь в раю для которого однообразная, скучная, пища постная, выпивки нет, азартных игр нет, курить нельзя. Капитан убеждён, что далеко не благая жизнь на Земле интереснее скучной в раю.

Марк Твен первым среди американских писателей ездил по стране и выступал как чтец, вёл огромную корреспонденцию. Человек с блестящим чувством юмора, но юмор у него специфичный. Юмор проявляется не столько в языке, в стилистических приемах, сколько в комических ситуациях (в «Приключениях Тома Сойера» на выпускном опустили кошку на голову учителю, «Укрощение велосипеда»).

Творчество Твена очень разнообразно. Он оставил более 25 томов произведений различнейших жанров, от легких очерков до толстых исторических романов.

Твен начал писать в 60-х гг., в период экономического подъема США. Вера в американскую демократию, в превосходство американской конституции над европейской государственностью красной нитью проходит сквозь все его произведения раннего периода. Он саркастически высмеивает нравы и обычаи  Старого Света («Простодушные за границей», «Путешествие за границу»).

Мировую славу Т. создали романы о Томе Сойере и его товарище Геккльберри Финне. Первый из этих романов — «Приключения Тома Сойера»— прозвучал свежим и новым словом в американской литературе для юношества.


Уже первая часть трилогии явила новое слово в литературе. Твен полемически заострил свой роман против фальшивой уныло-назидательной детской беллетристики, в которой в духе «джентильной» традиции фигурировали «хорошие» и «плохие» мальчики и девочки. По меткому определению одного из критиков, дети в нравоучительных книгах были так же похожи на реальных малышей, как выпотрошенные цыплята на витрине магазина на желтые комочки, весело бегающие на зеленой лужайке. Пародией на «хорошего» мальчика стал образ Сила, сводного брата Тома Сойера. Еще ранний Твен пародировал фальшивые стереотипы, насаждавшиеся в книжках для воскресных школ, — в «Рассказе о дурном мальчике» (1865) и «Рассказе о хорошем мальчике» (1875).

В «Томе Сойсре» Твен отталкивается от конкретных фактов. Это не автобиографическая книга, но в ней очень много непосредственных впечатлений детства, реальных фактов собственной биографии автора. В городе Санкт-Питерсберге легко угадывается Ганнибал 1840-х годов В тете Полли — черты матери Твена. А Том Сойер имеет прототипами сразу трех мальчиков — знакомых Твена; этот образ отчасти автобиографиче. В предисловии к роману Марк Твен говорит, что Том Сойер списан "не с одного лица, а является комбинацией характеров трех мальчиков, которых я знаю"

Позже было установлено: ими были сам автор, его школьный товарищ УиллБоуэн и мальчуган из Шоунитауна

Том с его типично американским именем - живом, шаловливый подросток, деловитый и одновременно, как и свойстиенно его возрасту, фантазер и романтик. Твен воспринимает мир широко открытыми, наивными глазами своего героя. События пропущены через восприятие Тома, его подростковый менталитет А потому, казалось бы, тривиальные эпизоды (окраска забора Томом или появление щенка в церкви во время проповеди, разговор с Геком о дохлой кошке или удаление у Тома молочного зуба приобретают важное значение. И взрослый мир видится по-детски: он скучный, пресный, состоящий из запретов.

Включение читателя в мир детства достигается во многом благодаря «эффекту присутствия». Опуская экспозиционные описания, Твен с первых же строк романа погружает читателя в атмосферу книги. Мы как бы находимся рядом с Томом, который спасается от придирок и нотаций тети Полли, дает коту Питеру лекарство, скучает но время проповеди в церкви, томится на уроках

Марк Твен считал свой первый самостоятельно созданный роман поэзией детства. "Это просто гимн, переложенный прозой для того, чтобы дать ему словесную оболочку",- говорил он.

Именно так произведение Марка Твена и было воспринято бесчисленными читателями разных национальностей и возрастов.

"Поистине, из всех книг, которые я читал когда-либо,- признавался Джон Голсуорси,- наиболее чистое наслаждение я получил от очаровательного эпоса юности - "Тома Сойера" и "Гекльберри Финна". Они оживляли мое детство и продолжают доставлять радость во взрослой жизни - по сей день"*

Марк Твен в письме к Гоуэлсу от 15 июля 1875 года сравнивает "Тома Сойера" с "Жиль-Блазом" Лесажа* и утверждает, что "Том Сойер" - "это не детская книга (подчеркнуто Марком Твеном.- М.Б.). Она будет читаться только взрослыми, написана только для взрослых" **. Это не помешало писателю проявить предельную заботу о маленьких читателях при подготовке романа к печати.

Уместно здесь вспомнить мысль В. Г. Белинского о том, что детская книга - это литературное произведение, написанное "для всех". Примерно так же решал и Марк Твен проблему специфики детской литературы

"Я считаю,- утверждал Марк Твен,- что правильный метод написания произведения для мальчиков - писать так, чтобы было интересно не только для мальчиков, но чрезвычайно интересно для любого, кто был когда-либо мальчиком. Это чрезвычайно расширяет аудиторию".

Писатель изгоняет из своего романа слащавость тогдашней литературы для детей - эта литература, по его выражению, была "до тошноты приличной",- но сохраняет в нем те лучшие черты хорошей детской книги, которые делают произведение классическим. Ребенок мыслит конкретно, то есть образно; ему присуща красочность восприятия, свойственно стремление к яркому и необычайному; неизменным обаянием обладает для него повествование непосредственного участника событий. Завладеть вниманием такого читателя, поразить его воображение - это и означает для писателя повести маленького читателя за собою и рассказать ему о возвышенном и благородном в поведении человека.

Марк Твен пишет именно такие книги для детей: смелые по мысли, простые по структуре, сложные по задачам автора, безудержно увлекательные, яркие и обязательно веселые. Благодаря этим качествам "Приключения Тома Сойера" и другие детские романы Марка Твена интересны и детям и взрослым.

С подкупающей безыскусственностью рассказывая о жизни, приключениях и переживаниях мальчиков, оставаясь правдивым и простым в раскрытии детской психологии, Марк Твен создает реалистическую картину той действительности, которая окружает его маленьких героев.

Поэзия чистоты детских чувств и мальчишеского непокорства имеет для него социальный смысл. В мире, им описанном, лишь в детском и отроческом возрасте человек сохраняет цельность и чистоту души, свежесть и непосредственность чувств, которые тускнеют и уродуются у взрослых

Самое существенное в облике обоих мальчиков - это страстная, неукротимая жажда жить вольно, интересно, красочно - так, чтобы дух захватывало, чтобы все знакомые мальчики изнывали от зависти, а взрослые остолбенели бы от удивления, - жить так, чтобы "мертвая рука обычая" не могла сковать своим леденящим холодом и не сделала бы из них "хороших мальчиков", то есть ходячих манекенов. Органически - бессознательно и сознательно - дети упорно и настойчиво борются с мертвящей скукой пуританства в быту, в семье, в школе. Пуританство - это нечто враждебное человеческой природе. Еще не осознав всей косной силы буржуазной морали, дети инстинктивно восстают против нее. Пуританство, враг Тома и Гека,- это ненависть к красоте, к проявлениям ума, страстного чувства, это изгнание радости и подавление естественных желаний.

Твен едко смеется над буржуазной "цивилизацией", признанными общественными и религиозными авторитетами, подвергает критическому рассмотрению "незыблемые" законы провинциального быта.

Одна из величайших условностей жизни взрослых людей - религия. Как по-мальчишески беспощадно с ней разделывается Том Сойер! Его детский ум свободен от трепетного уважения обрядности, религиозных атрибутов, общепризнанных канонов. Церковная служба наводит на него лишь одуряющую скуку. Проделка с пуделем, который поднял невообразимую возню в церкви во время воскресной службы,- превосходный контраст к чопорной церковной обрядности. Кроме того, эта комическая сцена прекрасно раскрывает психологию взрослых молящихся: все присутствующие в церкви были очень рады неожиданному развлечению, их лица покраснели от усилий удержать смех. Смотреть на пуделя, тщетно старающегося достать собственный хвост, куда веселее, нежели слушать изнуряющую проповедь пастора. Ребяческая проделка дает Твену возможность показать, что хождение в церковь лишь дань "общепринятому", а проповеди - убийственная скука. "Все вздохнули с облегчением, когда эта пытка кончилась и пастор сказал "аминь",- заканчивает автор.

В романе Твен-юморист прекрасно использовал способность детского сознания копировать окружающее. История любви Тома и Бекки - легкая лирическая пародия на взаимоотношения двух взрослых влюбленных: Том старается покорить сердце незнакомки; Том тоскует под ее окном, и служанка выливает на него ушат помоев; Том "козыряет" славой лучшего ученика воскресной школы и... срывается с лестницы "славы"; добивается поцелуя и "обручения", но нечаянно возбуждает ревность Бекки; влюбленные поссорились и "смертельно" ненавидят друг друга; Том великодушно спасает Бекки от розог и получает заслуженную награду от любимой; и, наконец, Том - "мужчина" и рыцарь - охраняет Бекки в пещере и избавляет ее от возможной мучительной смерти.Сквозь детское, мальчишеское сознание преломляется мир взрослых людей.Вот, например, отношение мальчиков к вопросам собственности. Они терзаются угрызениями совести по поводу стянутых окороков (подготовка к бегству на остров) -"ведь это настоящее воровство"; красть же клад у индейца Джо, по их мнению,- доблесть, а не воровство.


13.01.2017; 15:56
хиты: 115
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь