пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Эстетика натурализма. Натурализм и реализм.

Реализм и натурализм

Начиная с 1850 г., общество претерпевает значительные изменения. Склонность к материализму проявляется во всех областях. Развитие индустрии и обогащение средних классов выражают эту тенденцию к поискам материальной выгоды. Одновременно наука пропагандирует свое видение мира, с которым согласны многие писатели.

Реализм

Эстетика реализма провозглашается вначале художниками (Домье, Мийе, Курбе и Мане). В литературе новую доктрину проповедуют Шанфлери (создатель термина «реализм»), Анри Мюрже («Сцены из жизни богемы», 1851) и особенно Флобер с его «Госпожой Бовари» (1857). Реальность соседствует с методической беспристрастностью.

Для писателя-реалиста это, прежде всего, изображение мира, которым искусство до сего момента пренебрегало. Образцом реализма является энциклопедия, вступившая в пору своего золотого века (Большой Ларусс). Необыкновенному персонажу, приключениям, уникальной или ужасной судьбе писатель предпочитает героя, который является обычным представителем своего поколения или социального класса.

Интрига заслуживает доверия и правдоподобна: она напоминает отчет о совместном опыте. С этого момента позволительны все сюжеты: следует показывать все, чтобы иметь возможность все исцелить.

 

«Реалистические» сюжеты заимствуются преимущественно из жизни народа, мира рабочих с их страданиями и пороками. Предпочтительнее действительность и социальность, а не общие абстракции. Настоящий писатель становится «поэтом современной жизни» (название статьи, которую Бодлер посвятил Константену Гису в 1863 г.). В подобном контексте новое развитие получает мелодрама. Комедии Эмиля Ожье и Дюма-сына несут в себе моральный контекст. В этих трогательных пьесах, написанных под явным влиянием романов Бальзака, присутствует нечто вроде моральной проповеди.

Натурализм

Под влиянием Клода Бернара и Тэна Эмиль Золя использует метод естественных наук, чтобы изобразить человечество в самом его гнусном обличье. Он описывает представителей народа, нищенское существование бедноты и эксплуатируемых. В Медане, в деревенском доме Золя, собирается группа натуралистов (Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Жорис Карл Гюисманс и Ги де Мопассан), которая публикует в 1880 г. сборник новелл «Меданскиевечера». Многие писатели того времени испытывают на себе влияние теорий натуралистов: Альфонс Доде, Жюль Валлес, Шарль-Луи Филипп и Жюль Ренар.

В романах описывается вырождение какого-нибудь рабочего-алкоголика («Западня» Золя) или проститутки («Нана» Золя). Братья Гонкуры вводят в употребление так называемый «человеческий документ». Флобер видит в искусстве единственную не способную обмануть форму человеческого познания. Мопассан из описанного им сюжета выделяет характер во всей его полноте. Чтобы эти проекты удались, требуется язык богатый и сильный. Всех, похоже, занимает тайная жизнь. Одно стремление охватывает индивидуумов, семью и общество.

Несмотря на враждебное отношение публики и критики, реализм и натурализм вписываются в ход истории: мимолетная красота времени способна выразить себя лишь в полной и динамичной форме, выработанной на основе научного подхода.

Как художественный язык и совокупность эстетико-мировоззренческих принципов творчества натурализм (франц. naturalisme, от лат. natura — природа) — один из основных ненормативных стилей европейской и американской литературы XIX—XX вв. В этом качестве натурализм у нас в стране недооценен, в сравнении с некоей литературной нормой по инерции считается чем-то частным и даже художественно неполноценным. Сразу же подчеркнем, в русле натурализма работали крупнейшие писатели. Без новаций натурализма трудно себе представить литературу XX в. Натурализм, если отвлечься от его односторонней идеологической оценки, не сводим ни к натуралистичности (детали), ни к натурализму в популярном смысле слова (эротическая тематика, «откровенное» изображение темных сторон жизни), ни к региональному бытописательству. Крайне уязвимо и тенденциозное обвинение натурализма в пренебрежении «типизацией», незнании общественных «закономерностей ».

У натурализма имеется несколько измерений. Первое из них связано с тем, что он заявил о себе через отрицание своего непосредственного предшественника, романтизма (который к середине XIX в. стал во Франции господствующей литературной тенденцией), а также разного рода постромантических образований.

Не принимая романтизм 1830— 1850-х годов за его якобы необузданное воображение, цветистость письма, дидактичность, различные языковые и образные штампы, натурализм представлял собой новое поколение авторов, желавшее выражаться «прямо», «без посредников», опираясь на языковые возможности личной природы (проявляющей себя как сознательно, так и бессознательно). Мечтая утвердить свое представление о назначении творчества, оно имело в виду не природу в целом, не внешний по отношению к писателю образ природы, которую тот посредством нормативного стиля воспроизводит, осмысляет или описывает, а природу, творимую самим художником. Природа творчества, в представлении натуралистов, и существует до всякого опыта, предопределена (расой, темпераментом, наследственностью, складом психики) и свободна, имеет длящийся характер — заново раскрывается в каждом художественном переживании, структурируя и опредмечивая его, сообщая личный тон.

В связи с этим натуралисты часто проводили аналогию' между литературой и вошедшей в моду в 1860-х годах фотографией. Несмотря на кажущуюся идентичность процесса съемки одного и того же объекта, каждый снимок уникален, сфокусированный свет всегда по-новому преломляется через объектив и, пронизывая темноту камеры, преобразует химические элементы на фотопластине в образ. Отсюда и антиплатоновская, естественно-биологическая установка натурализма — провести мир сквозь художника, дать его на уровне непосредственного восприятия, через призму как бы материального (непридуманного) личного состояния. Правильнее сказать, что бытие у натуралиста тождественно переживанию бытия, которое в слове рождается, раскрывается, переходит из статического состояния в динамическое.

Натуралисты — новоявленные пантеисты. Они верят в писателя как тайновидца скрытой жизни новейшей цивилизации. Несмотря на восхищение рукотворной природой (железные дороги, шахты, биржи, пассажи), которая ими поэтизируется, романтизируется и даже по-своему обоготворяется, натуралисты исполнены трагического отношения к бытию, что, собственно, и позволяет отнести их творчество к эпохе декаданса, «конца века». В главном звене современной природы, человеке, они видят трещину, катастрофу в действии. Там, где природа величаво «плодится и размножается», безмятежно приходит и уходит, человечество преследует рок. У этого обстоятельства имеется социально-биологическая подоплека. Сотворив современную цивилизацию городов, банков, фабрик, промышленного земледелия, человек не только прославил свой рукотворный гений, но и проявил себя как преступник. Вместо «парадиза » и «хрустального дворца» он обитает в призрачном мире — всем обладает, но ничего не имеет. Насилие над землей, природой труда, «малыми мира сего», телом (брак по расчету, проституция), животными ради капитала и беззастенчивого приумножения богатства привело к общественной дисгармонии, к вырождению, а главное, к девальвации того, в чем человек, казалось бы, наиболее естественен — любви. Однако поруганная и загнанная в «подполье» природа мстит — опрокидывает буржуазный мир как кажимость: взрывается катастрофами, восстаниями рабочих, войной между мужчиной и женщиной. Самая страшная месть — месть любви. Главное обвинение натуралистов цивилизации в том, что та любовь, которая в природе, вопреки биологическому насилию слабого над сильным, оказывается источником продолжения жизни и мировой гармонии, в человеке преобразуется в инстинкт смерти. Отсюда и личностный аспект трагедии «нового Адама» — переживание как конечности человеческого существования, так и неискоренимого конфликта между бытием и сознанием.

Второе измерение натурализма — идеологическое. Борясь за новизну и «жизненность» слова, натуралисты пытались в эстетике творчества опереться на «громкие» открытия в точных науках (физика, химия, астрономия, биология, медицина) и их интерпретацию, предложенную в различных теориях прогресса, эволюции (О. Конт, И. Тэн, Э. Ренан во Франции, Дж. С. Милль, Ч. Дарвин, Г. Спенсер в Англии).Важны для некоторых из них и протестантская библейская критика (Д. Ф. Штраус), и учение о смене формаций К. Маркса. К своим союзникам в других искусствах писатели- натуралисты относили прежде всего живописцев («барбизонцы», Г. Курбе, Э. Мане, импрессионисты), тех, кто продолжив колористическую революцию, начатую Э. Делакруа, искал на полотне живые мерцания цвета, чистоту исключительно личной, стихийно складывающейся палитры.

Третье измерение литературного натурализма — структурное. На первый взгляд натурализм жестко отделяет себя от идеализма и всех видов воображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что в своих сочинениях натуралисты не столько преодолевают романтизм, сколько вписывают языки субъективности (главное открытие культуры XIX в.) в необычную систему творческих координат, воспроизводят на новых, подчеркнуто предметных и социальных основаниях. Натурализм привел романтизм в историческое движение, дифференцировал его, показал возможности эстетизации всего повседневного, поставив «красоту» материала в зависимость от концентрированности его восприятия и переживания. Иными словами, граница между натурализмом и романтизмом, натурализмом и пришедшим ему на смену символизмом не столь существенна, как это обычно считается. К тому же, о чем уже говорилось в первой главе, развитие одного и того же стиля в разных странах на рубеже веков было несинхронно. Натуралистические произведения начала XX в. вобрали в себя черты как натурализма, так и его стилистических оппонентов. Без этого совмещения противоположностей трудно представить себе поэтику столь оригинального романа, как, например, «Учитель Гнус» (1905) Г. Манна.

Впервые натурализм программно заявил о себе во Франции в 1860-е годы в творчестве Э. и Ж. Гонкуров, Э. Золя (романы «ЖерминиЛасерте», 1864; «Тереза Ракен», 1867). Преддверием натурализма этих писателей можно считать роман Г. Флобера «Госпожа Бовари» (1857). Натурализм й его эволюция представлены во Франции романами Э. и Ж. Гонкуров, Э. Золя, Г. де Мопассана, А. Доде, в Бельгии — К. Лемонье, в Италии — Дж. Верги, Л. Капуаны, Э. Де Амичиса, в Испании — Б. Переса Гальдоса, Э. ПардоБасан, Кларина, в Великобритании — С. Батлера, Т. Харди, Дж. Мура, Дж. Гиссинга, Дж. Голсуорси, в США — Ф. Норриса, С. Крейна, Т. Драйзера, Дж. Лондона, в Польше — С. Жеромского, В. Реймонта. В Германии и Австро-Венгрии натурализм проявил себя ярче в театре (Г. Гауптман, Г. Зудерман, Ф. Ведекинд, А. Хольц, Й. Шлаф), чем в прозе. Без влияния натурализма трудно представить себе творческий путь таких писателей, как А. Стриндберг, Б. Шоу, К. Гамсун, Т. Манн, М. Унамуно. Многих натуралистов обогатило знакомство с романами И. Тургенева и Л. Толстого, в которых они находили отражение родственных себе художественных поисков.


13.01.2017; 15:56
хиты: 95
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь