Академические школы (историческая, мифологическая).
Историческая школа в фольклористике, одно из наиболее влиятельных направлений русской фольклористики конца 19 ‒начала 20 вв. В отличие от мифологической школы и теории заимствования, И. ш. стремилась объяснить русский фольклор, опираясь на русскую историю, выяснить, где и когда сложилось то или иное устно поэтическое произведение, какие исторические события лежали в его основе. Сторонники И. ш. (В. Ф. Миллер, А. В. Марков, С. К. Шамбинаго, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.) обследовали памятники древнерусской письменности, извлекли многочисленные параллели к былинам и историческим песням, создали историческую географию русского эпоса. Они осуществили ряд экспедиций, издали ценные сборники и своды (сборники А. Д. Григорьева, А. В. Маркова, Н. Е. Ончукова, Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера и Е. Н. Елеонской, своды исторических песен В. Ф. Миллера и лирических песен А. И. Соболевского и др.).В былинах и исторических песнях сторонники И. ш. видели фрагменты своеобразной устной летописи; они стремились доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном кругу. Несовпадения исторических событий и содержания произведений объяснялись порчей текста в крестьянской среде. Поэтическое содержание эпоса И. ш. фактически не исследовалось. И. ш. пользовалась некоторое время международным авторитетом и оказала влияние на деятельность учёных ряда стран. При всех методологических недостатках И. ш. внесла заметный вклад в науку о фольклоре, собрав и систематизировав огромный материал.
Мифологическая.- сложилась у немецких романтиков в 1-й трети 19 в. (Ф. В. Шеллинг, бр. А. и Ф. Шлегель, бр. В. и Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула проблему народности искусства, заложила основы сравнительно-исторического изучения мифологии, фольклора и литературы.
Академические школы – научные направления.
Самая развитая академическая школа – мифологическая. Ее сторонники утверждают, что в основе лежат формы мифологического сознания. Сформировалась в середине 19 века.
«Младший мифолог» - В. Афанасьев. Школа возродилась в 30-е – 40-е годы 20 века и развивается до сих пор.
Миграционная школа (школа заимствований) – возникла во второй половине 20 века.А. Н. Веселовский– последователь этой школы в России. Школа постепенно угасает.
Антропологическая школа – возникла во второй половине 19 века. Сходство явлений в фольклоре объяснялось биологическим единством человека. Дж. Фрэйзер(«Золотая ветвь»),Э. Тайлор («Первобытная культура»).
Историческая школа – была развита в отечественной фольклористике. Основоположник –В. Миллер, русский ученый. Стремились соотнести фольклор с историей. Б. А. Рыбаков – последний крупный представитель.