Ранние сведения о фольклоре, отдельные и случайные, содержатся в древнерусских летописях. Первые специальные записи были сделаны в XVII в. по инициативе иностранцев. Для английского путешественника Р. Джемса были записаны исторические песни о событиях "смутного времени"; в 1660—1669 гг., в Москве царский врач англичанин С. Коллинз записал две сказки, связанные с именем Ивана Грозного. В XVII в. были и другие любительские записи фольклора: былин, духовных стихов. Составлялись рукописные сборники пословиц (в 1899 г. их издал П. К. Симонии.)
Первые научные ссылки на русский фольклорно-этнографический материал были сделаны историком В. Н. Татищевым. Он изложил свои соображения о ценности народной поэзии как исторического источника и поделился личными наблюдениями над бытованием фольклора, особенно былин, которые слышал от скоморохов.
Татищев написал программу по собиранию исторических и географических сведений («О сочинении истории и географии Российской»). В ней Татищев советовал описывать народные обычаи, обряды и записывать устные произведения — причитания, песни, сказки, заговоры.
Суждения о фольклоре появлялись также в трудах по этнографии, языку, литературе. В XVIII в. на фольклор обратили внимание литераторы. Русские народные песни легли в основу реформы стихосложения В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Тексты народных произведений включались в пьесы, звучали со сцены.
С середины XVIII в. появился ряд сборников, содержавших фольклорные тексты. Сборники преследовали развлекательные цели, и помещенные в них народные произведения обычно подвергались литературной переработке. Особенно это относится к сказочным сборникам, в которых народные сказки перемежались с чисто литературными текстами переводных авантюрно-рыцарских повестей. Русские сказки были стилистически к ним приближены.
Отсутствие в сборниках подлинно народных сказок зависело не только от составителей, но и от литературных вкусов тогдашних читателей. Так, например, В. А. Лёвшин в издание включил три настоящие, не переделанные народные сказки. Это вызвало резкий протест.
Научное требование записывать и публиковать народные сказки в том виде, в каком они исполнялись, появилось лишь в XIX в. Тем не менее, сборники XVIII в. сыграли свою роль в развитии интереса к фольклору.
Уникальную научную ценность имеет, рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора, собранных в середине XVIII в. в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Запись была произведена довольно точно, даже с приложением нот мелодий. Предполагается, что его составителем был казак Кирша Данилов "Сборник Кирши Данилова".
В XVIII в. очень повезло с публикацией песенным жанрам. В 1770-1774 гг. появился в четырех частях большой сборник М.Д. Чулкова "Собрание разных песен". В нем богато представлен репертуар русских песен XVIII в.: обрядовые, крестьянские, солдатские, о Степане Разине и др. Эти и другие песенные сборники стояли у истоков публикации (вплоть до XX в.) бесчисленного количества песенников, которые отразили процессы взаимодействия устной и книжной лирики.
В XIX в. вопрос о самобытности русской культуры сделался одним из главных. Отечественная война и восстание декабристов — те исторические события, которые наложили отпечаток на жизнь страны в первые десятилетия XIX в. Все столетие было проникнуто нарастанием демократических тенденций и усилением "духа народности".
Декабристы призывали писателей обратиться к изображению русской жизни, воспринимая народность как самобытность национальной культуры.
Писателей из среды декабристов привлекали преимущественно те произведения, в которых воплотился свободолюбивый дух народа: казачьи и разбойничьи песни, отголоски фольклора древнего Новгорода, исторические песни о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева.
Первая треть XIX в. — время, когда жил А. С. Пушкин. Пушкин подчеркивал, что словесность "рождается сама собою, от своих собственных начал". По его мнению, ошибка сподвижников Петра I заключалась в том, что их поколение "презрело безграмотную изустную народную словесность". Одним из первых он обратил внимание на быт и фольклор других народов многонациональной России.
Пушкин изучал фольклорные сборники, но главным источником для него было живое слово народа. Поэт записывал сказки, песни, пословицы и проч. Не довольствуясь только богатым репертуаром своей няни Арины Родионовны, он посещал ярмарки, деревенские обрядовые праздники, в поминальные дни слушал причитания женщин на кладбище. В 1833 г. Пушкин отправился в Оренбургскую губернию, где в казачьей среде собирал устный материал для "Истории Пугачева".
Ранние сведения о фольклоре, отдельные и случайные, содержатся в древнерусских летописях. Первые специальные записи были сделаны в XVII в. по инициативе иностранцев. Для английского путешественника Р. Джемса были записаны исторические песни о событиях "смутного времени"; в 1660—1669 гг., в Москве царский врач англичанин С. Коллинз записал две сказки, связанные с именем Ивана Грозного. В XVII в. были и другие любительские записи фольклора: былин, духовных стихов. Составлялись рукописные сборники пословиц (в 1899 г. их издал П. К. Симонии.)
Первые научные ссылки на русский фольклорно-этнографический материал были сделаны историком В. Н. Татищевым. Он изложил свои соображения о ценности народной поэзии как исторического источника и поделился личными наблюдениями над бытованием фольклора, особенно былин, которые слышал от скоморохов.
Татищев написал программу по собиранию исторических и географических сведений («О сочинении истории и географии Российской»). В ней Татищев советовал описывать народные обычаи, обряды и записывать устные произведения — причитания, песни, сказки, заговоры.
Суждения о фольклоре появлялись также в трудах по этнографии, языку, литературе. В XVIII в. на фольклор обратили внимание литераторы. Русские народные песни легли в основу реформы стихосложения В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Тексты народных произведений включались в пьесы, звучали со сцены.
С середины XVIII в. появился ряд сборников, содержавших фольклорные тексты. Сборники преследовали развлекательные цели, и помещенные в них народные произведения обычно подвергались литературной переработке. Особенно это относится к сказочным сборникам, в которых народные сказки перемежались с чисто литературными текстами переводных авантюрно-рыцарских повестей. Русские сказки были стилистически к ним приближены.
Отсутствие в сборниках подлинно народных сказок зависело не только от составителей, но и от литературных вкусов тогдашних читателей. Так, например, В. А. Лёвшин в издание включил три настоящие, не переделанные народные сказки. Это вызвало резкий протест.
Научное требование записывать и публиковать народные сказки в том виде, в каком они исполнялись, появилось лишь в XIX в. Тем не менее, сборники XVIII в. сыграли свою роль в развитии интереса к фольклору.
Уникальную научную ценность имеет, рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора, собранных в середине XVIII в. в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Запись была произведена довольно точно, даже с приложением нот мелодий. Предполагается, что его составителем был казак Кирша Данилов "Сборник Кирши Данилова".
В XVIII в. очень повезло с публикацией песенным жанрам. В 1770-1774 гг. появился в четырех частях большой сборник М.Д. Чулкова "Собрание разных песен". В нем богато представлен репертуар русских песен XVIII в.: обрядовые, крестьянские, солдатские, о Степане Разине и др. Эти и другие песенные сборники стояли у истоков публикации (вплоть до XX в.) бесчисленного количества песенников, которые отразили процессы взаимодействия устной и книжной лирики.
В XIX в. вопрос о самобытности русской культуры сделался одним из главных. Отечественная война и восстание декабристов — те исторические события, которые наложили отпечаток на жизнь страны в первые десятилетия XIX в. Все столетие было проникнуто нарастанием демократических тенденций и усилением "духа народности".
Декабристы призывали писателей обратиться к изображению русской жизни, воспринимая народность как самобытность национальной культуры.
Писателей из среды декабристов привлекали преимущественно те произведения, в которых воплотился свободолюбивый дух народа: казачьи и разбойничьи песни, отголоски фольклора древнего Новгорода, исторические песни о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева.
Первая треть XIX в. — время, когда жил А. С. Пушкин. Пушкин подчеркивал, что словесность "рождается сама собою, от своих собственных начал". По его мнению, ошибка сподвижников Петра I заключалась в том, что их поколение "презрело безграмотную изустную народную словесность". Одним из первых он обратил внимание на быт и фольклор других народов многонациональной России.
Пушкин изучал фольклорные сборники, но главным источником для него было живое слово народа. Поэт записывал сказки, песни, пословицы и проч. Не довольствуясь только богатым репертуаром своей няни Арины Родионовны, он посещал ярмарки, деревенские обрядовые праздники, в поминальные дни слушал причитания женщин на кладбище. В 1833 г. Пушкин отправился в Оренбургскую губернию, где в казачьей среде собирал устный материал для "Истории Пугачева".
Ранние сведения о фольклоре, отдельные и случайные, содержатся в древнерусских летописях. Первые специальные записи были сделаны в XVII в. по инициативе иностранцев. Для английского путешественника Р. Джемса были записаны исторические песни о событиях "смутного времени"; в 1660—1669 гг., в Москве царский врач англичанин С. Коллинз записал две сказки, связанные с именем Ивана Грозного. В XVII в. были и другие любительские записи фольклора: былин, духовных стихов. Составлялись рукописные сборники пословиц (в 1899 г. их издал П. К. Симонии.)
Первые научные ссылки на русский фольклорно-этнографический материал были сделаны историком В. Н. Татищевым. Он изложил свои соображения о ценности народной поэзии как исторического источника и поделился личными наблюдениями над бытованием фольклора, особенно былин, которые слышал от скоморохов.
Татищев написал программу по собиранию исторических и географических сведений («О сочинении истории и географии Российской»). В ней Татищев советовал описывать народные обычаи, обряды и записывать устные произведения — причитания, песни, сказки, заговоры.
Суждения о фольклоре появлялись также в трудах по этнографии, языку, литературе. В XVIII в. на фольклор обратили внимание литераторы. Русские народные песни легли в основу реформы стихосложения В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Тексты народных произведений включались в пьесы, звучали со сцены.
С середины XVIII в. появился ряд сборников, содержавших фольклорные тексты. Сборники преследовали развлекательные цели, и помещенные в них народные произведения обычно подвергались литературной переработке. Особенно это относится к сказочным сборникам, в которых народные сказки перемежались с чисто литературными текстами переводных авантюрно-рыцарских повестей. Русские сказки были стилистически к ним приближены.
Отсутствие в сборниках подлинно народных сказок зависело не только от составителей, но и от литературных вкусов тогдашних читателей. Так, например, В. А. Лёвшин в издание включил три настоящие, не переделанные народные сказки. Это вызвало резкий протест.
Научное требование записывать и публиковать народные сказки в том виде, в каком они исполнялись, появилось лишь в XIX в. Тем не менее, сборники XVIII в. сыграли свою роль в развитии интереса к фольклору.
Уникальную научную ценность имеет, рукописный сборник былин, исторических песен и других жанров фольклора, собранных в середине XVIII в. в приуральских западносибирских районах для богатого заводчика П.А. Демидова. Запись была произведена довольно точно, даже с приложением нот мелодий. Предполагается, что его составителем был казак Кирша Данилов "Сборник Кирши Данилова".
В XVIII в. очень повезло с публикацией песенным жанрам. В 1770-1774 гг. появился в четырех частях большой сборник М.Д. Чулкова "Собрание разных песен". В нем богато представлен репертуар русских песен XVIII в.: обрядовые, крестьянские, солдатские, о Степане Разине и др. Эти и другие песенные сборники стояли у истоков публикации (вплоть до XX в.) бесчисленного количества песенников, которые отразили процессы взаимодействия устной и книжной лирики.
В XIX в. вопрос о самобытности русской культуры сделался одним из главных. Отечественная война и восстание декабристов — те исторические события, которые наложили отпечаток на жизнь страны в первые десятилетия XIX в. Все столетие было проникнуто нарастанием демократических тенденций и усилением "духа народности".
Декабристы призывали писателей обратиться к изображению русской жизни, воспринимая народность как самобытность национальной культуры.
Писателей из среды декабристов привлекали преимущественно те произведения, в которых воплотился свободолюбивый дух народа: казачьи и разбойничьи песни, отголоски фольклора древнего Новгорода, исторические песни о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева.
Первая треть XIX в. — время, когда жил А. С. Пушкин. Пушкин подчеркивал, что словесность "рождается сама собою, от своих собственных начал". По его мнению, ошибка сподвижников Петра I заключалась в том, что их поколение "презрело безграмотную изустную народную словесность". Одним из первых он обратил внимание на быт и фольклор других народов многонациональной России.
Пушкин изучал фольклорные сборники, но главным источником для него было живое слово народа. Поэт записывал сказки, песни, пословицы и проч. Не довольствуясь только богатым репертуаром своей няни Арины Родионовны, он посещал ярмарки, деревенские обрядовые праздники, в поминальные дни слушал причитания женщин на кладбище. В 1833 г. Пушкин отправился в Оренбургскую губернию, где в казачьей среде собирал устный материал для "Истории Пугачева".