пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

20. Поэтика традиционной крестьянской лирики.

Раздел крестьянских песен необычайно разнообразен и количественно велик. Несмотря на тяжёлую подневольную жизнь, русский народ никогда не падал духом и находил время позабавить себя то весёлой, то шуточной, то плясовой песенкой. Содержание плясовых песен обычно также шуточное.

Поэтика крестьянских лирических песен является общей для всех тематических групп.

Психологический параллелизм — это сопоставление человеческого образа и образа из мира природы по признаку действия или состояния. Из двучленного параллелизма развились многие фор­мы образности, к нему генетически восходит система тропов: сравнения, метафоры, образы-символы, постоянные эпитеты и проч.

Выражает внутреннее состояние лирического героя через внешние формы, поэтому обыч­но он был показан в микросюжете.

Композиция песенного текста была подчинена раскрытию его смысла, который заключался в передаче душевного состояния человека.

Иногда применялся повтор песенного сюжета, при этом, заменялись один или несколько элементов. Если замена происходила по принципу антитезы, то сюжет был.  Песни с двухчастным сюжетом могли также строиться на принципе психологического паралле­лизма — такой его тип принято называть развернутым.

Психологический параллелизм чаще всего использовался в песенных зачинах как сигнал лирического смысла песни. Разновидностью психологического параллелизма является па­раллелизм отрицательный, в котором сопоставление заменено противопоставлением:

Песенный сюжет, подобно сказочным мотивам, иногда по­лучал утроение с нарастанием или убыванием. Повтор сюжета мог так­же быть многократным, подчеркивая смысл песни. Важным композиционным приемом народных песен являет­ся прием постепен­ного, или ступенчатого, сужения образов.

В песне последовательно перечисляются образы пространственные, все более сужаясь, или члены патриархальной семьи по степени их значи­мости, начиная со старшего — и т. п.

Песенные концовки, а иногда и зачины, могли высказывать обобщающее суждение (например: Никак невозможно мне без печали жить... — зачин; ...На чужой сторонушке — плохое жи­тье — концовка). Из этого ясно, что песня, при всей ее эмоци­ональности, очень дорожила своей содержательной, смысловой стороной.

Прием ступенчатого сужения образов мог применяться не­сколько раз в одной песне, создавая образные ряды, которые способствовали выявлению лирического содержания ("Уж ты, степь, моя степь, степь Моздокская!", "Ты взойди, взойди, солнце красное...").

Наряду со ступенчатым сужением образов, в народной лири­ке был распространен прием исключения единичного из мно­жественного, который позволял выделить лирического героя из среды окружающих его людей. Например:  Добры молодцы все на волюшке живут.

Один Ванюшка в победушке сидит.

 Заметной композиционной особенностью народных песен является прием развернутой метафоры. Часто повторяется развернутая метафора "смерть-свадьба".  Другая развернутая метафора содержит древние следы партиципации — мистического единства человека с окружающим его миром.  Формула невозможно­го — это поэтический способ для выражения понятия "этого никогда не будет", "это не может случиться".

      Для песни сюжет — это способ выразить печаль о безвременно погибшем молодце, показать горе его сестер. Фор­мула невозможного встречается в песенном фольклоре разных славянских народов.

В композиции народных лирических песен иногда использо­вался прием цепочного построения.

...Вздумаю про милого — не мил девке белый свет, не мил белый свет...

Не мил девушке белый свет — бежала б я в лес,   Бежала б я в лес...

В лесу пользы нету мне — все листья шумят.

Все листья шумят...

Шумят, шумят листики, пошумливают,

Пошумливают.

По способу передачи содержания выделяются песни-пове­ствования и песни-раздумья. В песнях любого типа выражению лирического начала способствовали композиционные формы монолога и диалога, которые могли сочетаться с повествова­тельной частью, а также друг с другом.

Другой распространенный способ эмоционального выраже­ния — единоначатия.  Единоначатия, а также прием синтаксичес­кого параллелизма (одинаковое построение стихов) живописно передают быстрый бег коня и то острое чувство тревоги, которое испытывает всад­ник, спасая свою жизнь:

Что светил-то светил месяц во полуночи.

Светил в половину.

Что скакал-то скакал один добрый молодец

Без верной дружины.

Разнообразные повторы занимали в народной лирике боль­шое место, проявляясь на всех уровнях: в композиции, в стихе, в лексике. Песенная лексика знает повторы тавтологические (темная темница, чудо чудное, струя струит, живешь-поживаешь) и синонимические (путь-дороженька; грусть-печаль-тоска; спится-дремлется; стучит-гремит; призадумался, пригорюнился). Лексические повторы уси­ливали художественное воздействие песни, углубляли ее идею. Они могли сочетаться с повторами синтаксическими, имевши­ми отношение к песенному ритму, к стиху:

Будет, будет красная калина,

Э, будет расцветати.

Станет, станет красная девица,

Э, дружка забывати.

Вводились  повторяющиеся ритмичес­кие частицы ( ах-да, ой-да, ой-ли, ах, эх) и рефрены (припевы). Повторялась музыкальная фраза, деля песенный текст на стро­фы (куплеты).

Сочетание в народной лирике широкой типизации образов с универсальным принципом аналогии между миром природы и внутренним миром человека привело к появлению устойчивых метафор. Песенная поэтика выработала свою систему иносказа­ний, обозначающих ее героев или состояние их души. Эти тра­диционные иносказания — "окаменевшие" метафоры — пре­вратились в образы-символы.  Символы девушки — белая лебедушка, белая березонька, красная калина, ягода; молодца — ясный соколи-чек, ясный месяц, сизый орел, дубочек; молодой женщины — утушка луговая, серая кукушечка; мужа и жены — утка с селезнем и т. д. Символы молодости, радости и веселья — зелёный сад, расцветшие цветы,; символ верной люб­ви — золотое колечко; символы печали и грусти — засохшие цве­ты, облетевшие деревья, темная, туманная ночь; символы горя и смерти — чёрный ворон, ракитов куст.

В песнях много изобразительных эпитетов, особенно относящихся к Природе и быту: березонька белая, частый осинничек, чистое поле, красная калина, светел месяц, красно солнышко, шелковая трава, темны леса, серы волки, сине море, буйные ветры, речка быстрая, вольны пташ­ки.  Лирическое нача­ло наиболее ярко проявилось в выразительных эпитетах; многие из них относятся к образу человека: крепкая думушка, буйная головушка, слеза горючая, люди добрые, родимая сторонушка. Ряд эпитетов изобразительно-выразительные: добрый молодец, красные девушки, дети малые, ясны очи, резвы ножки, ясен. При употреблении эпитетов в песнях часто применялась инверсия (обратный порядок слов), что подчеркивало значение эпитета: Как у камешка у горючего,

У колодчика у студёного...

Очень выразительны двойные эпитеты: млад-сизой орёл, мил-любезный друг, млад-ясен сокол, горе-горькая серая кукушка, нов-высок терем, бел-шелков ковёр, золот-чуден крест.

В песнях применялись сравнения (Снаряжён стружок, как стрела, летит); гиперболы (Горькими слезами я весь сад потоплю, Тяжёлыми вздохами весь сад посушу), уменьшительно-ласкатель­ные суффиксы. Особые художественные средства имели песни плясовые, шуточные и сатирические.

Поэтика традиционной крестьянской лирики богата и разно­образна. Однако в каждой конкретной песне использование при­емов и средств строго регулировалось принципом достаточнос­ти.


21.01.2016; 10:31
хиты: 104
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь