Духовные стихи — песни религиозного содержания. Они возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения. Народные названия духовных стихов — стихи, старины, псальмы. Главный признак духовных стихов заключается в противопоставлении всего христианского — мирскому. Самый старший по времени стих — "Плач Адама" — был известен в XII в. Массовое же распространение духовных стихов, по мнению ученых, начинается с XV в.
Духовные стихи не имеют четкого жанрового определения. В устном бытовании они взаимодействовали с былинами, историческими песнями, балладами, лирическими песнями, причитаниями.
Первоисточник духовных стихов — христианская каноническая литература, однако наряду с ней большую роль играли апокрифические произведения. Духовные стихи испытали воздействие разных видов древнерусской книжности: Библии (Ветхого и Нового завета), житийных и нравоучительных повестей, "чудес" и проч. Обнаруживаются следы влияния церковных песнопений, эстетическое воздействие иконы.
Духовные стихи преследовали нравоучительную,; они соответствовали религиозным воззрениям и чувствам исполнителей и слушателей.
Принято делить духовные стихи на старшие (эпические) и младшие (лироэпические, лирические). Выделяют также сатирические, обличительные и другие духовные стихи.
Темы эпических духовных стихов: о ветхозаветных персонажах ("Плач Адама", "Осип Прекрасный" и др.), на евангельские сюжеты ("Рождество Христово", "Сон Богородицы", "Страсти Господни"), об основах мироустройства ("Голубиная книга").
Среди эпических стихов известны произведения о героях-змееборцах ("Федор Тирон", "Егорий и змей") и о мучениках ("Егорий Храбрый и царище Демьянище").
Стихи о Егорий Храбром использовали популярное во всех славянских странах. " Житие представляло Георгия как мученика за веру и как святого воина.
Новые стихи (лироэпические и лирические) продолжили тему крайнего пренебрежения к телесному во имя приближения к абсолютной, божественной духовности. Большинство новых стихов было создано после раскола русской православной церкви (вторая половина XVII в.) в среде возникшего старообрядчества и сектантов разных толков. Старообрядческие духовные стихи обращены к теме пришествия антихриста и кончины мира.
Поэтика
По форме изложения духовные стихи распадаются на ряд песенных групп. Старшие эпические стихи строятся как ряд последовательных эпизодов (например, изображающих жизнь персонажа: "Алексей Божий человек"). Другая группа представляет собой монологи-причитания ("Плач Адама"). Одной из основных форм старообрядческих псальм также являются монологи ("Покаянный стих"). Заметное место занимают стихи, построенные как диалоги персонажей. Во всех этих группах совпадает только концовка — провозглашение вечной славы тому, о ком пропето, или Богу, или им обоим. Последним словом часто бывает аминь (т. е. 'истинно так') — священное конечное заклинание.
В построении песенных строк духовные стихи опирались на традиции русского народного тонического стихосложения, без рифмы.
В поэтическом стиле духовных стихов используются образы-олицетворения, выступающие в одном ряду с христианскими святыми.
В старообрядческих псальмах была развита система иносказаний, в которой использованы библейские аллегорические образы. Так, люди именуются овцы мысленные. Этот образ восходит к Страшному суду, когда Бог воздаст всем по делам их: человечество будет разделено на грешных — "козлищ" и праведных — "овец".
В духовных стихах использовались гиперболы, параллелизмы. Часто употребляемые сравнения наследовали, с одной стороны, книжно-христианскую символику, а с другой — фольклорную.
Насыщенность языка духовных стихов церковнославянизмами объясняется тем, что в старообрядческой среде они сочинялись на церковнославянском языке и распространялись в письменном виде. Но чем популярнее был стих, тем больше он освобождался от этой зависимости и наполнялся особенностями народной поэтической речи.