Сказки – один из основных видов устного поэтического творчества. Сказка- это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие в содержании необычные события и отличающиеся композиционно-стилистическим построением.
Словом «сказка» мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки, и замысловатые авантюрные повести, и сатирические анекдоты.
Характерный признак сказки – это вымысел, как игра фантазии. В сказке вопрос о достоверности повествования начисто снимается. Подчеркнутая, сознательная установка на вымысел – основная черта сказки как жанра. Однако это не отрицает ее связи с действительностью, определяющей идейное содержание сказки, характер ее сюжетов, образов, деталей повествования.
В сказке отражается действительность той эпохи, в которую она бытует. В каждую новую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. Сказки народов мира различны, поскольку в них отражается жизнь среды и история того народа, который их создал, определенная историческая действительность. Сказка меняется в зависимости от того, кто, где, когда ее рассказывает, в зависимости от эпохи и среды, в которой она бытует. Один и тот же сюжет может получить различную трактовку и у разных народов. Но при всей своей подвижности народная сказка по существу достаточно стабильна, неизменяема в своей основе.
А.Н.Афанасьев увидел необходимость какого-то упорядочения материала и выделил три раздела: сказки о животных, сказки волшебные, сказки бытовые (сказки авантюрные, новеллистические), социально-бытовые (сатирические), семейно-бытовые (комические).
Происхождение сказочных жанров имеет разную историческую глубину. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже — новеллистические.
Основной художественный признак сказок — их сюжет. Сюжет возникал и развивался благодаря конфликту, а конфликт порождался жизнью.
1. Принцип антитезы нашел в сказках универсальное применение. Их персонажи контрастно распределяются по полюсам добра и зла, эстетическим выражением которых является прекрасное и безобразное.
2. В сказке всегда фигурирует главный герой, вокруг него разворачивается действие. Победа героя — обязательная установка сюжета. Следуя за героем, сказочное действие не допускает нарушения хронологии или развития параллельных линий, оно строго последовательно и однолинейно.
3. Героев сказок отличает широкое обобщение: это типы, носители какого-то главного качества, определяющего образ.
4. Для сказок характерна устойчивая повторяемость однотипных персонажей в разных произведениях, но только в пределах своего жанра. Благодаря этому сказочные сюжеты могут соединяться в одном повествовании. Такое явление называется контаминацией .
5. Сказочные сюжеты имеют обычное эпическое развитие: экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка. Но это их родовой, а не видовой признак. С
6. Сказки имеют философский характерна их конкретным содержанием встает обобщенная мысль народа.
Каждый сказочный жанр имеет свои характерные мотивы. Встреча определяет строение многих сказок о животных, шутовской обман типичен для анекдотических сказок, поиски чудесной невесты — для волшебных.
7. Рассказывание сказок велось особым, художественным языком. Например, в них использовались традиционные зачины и концовки — начальные и заключительные формулы. Особенно последовательно они применялись в волшебных сказках. Наиболее типичны такие: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был... (зачин); Сделали пир на весь мир. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало (концовка).
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ
Сказки о животных – очень древний вид народного эпоса. Возникли как рассказы мифологического характера, связанные с почитанием тотемного зверя, как рассказы, имевшие магическое значение.
Ярким примером такого изменения отношения к тотемному зверю могут стать варианты сказки «Медведь – липовая нога»: в более древнем варианте медведь наказывает человека, в более поздних – человек оказывается хитрее и расправляется с медведем.
Позже, с развитием художественного мышления, изменяется отношение к природе и рассказы о животных воспринимаются не мифологически, а становятся близки к нравоучительной басне.
В сказках животные наделены не только человеческой речью, но и людской сознательной жизнью. Наиболее популярными в русском репертуаре стали сказки о лисе и волке. Лиса – одно из основных действующих лиц в сказках о животных, образ ее стабилен, она рисуется в основном как льстивая, хитрая обманщица. Волк в сказках обрисован как дурень, он все время попадает впросак, его образ тоже постоянен. В сказках о животных нет изменений в образах персонажей: медведь всегда увалень, заяц – труслив и т.д. Животные в сказках говорят и ведут себя как люди, это привело к тому, что эти сказки приобрели иносказательный смысл: под животными стали подразумевать людей определенных характеров.
В сказках о животных не только высмеиваются отрицательные качества (глупость, лень, болтливость), но и осуждаются угнетение слабых, жадность, обман.
В сказках о животных нет чудес, нет волшебства, нет мифологических мотивов и образов.
Сказки просты, в них нет ничего запутанного и осложнённого. В центре обычно один эпизод, который может повторяться. Повторения даются с некоторым усилением (градацией). Основной эпизод – встреча животных. Особенность – резкое разграничение положительных и отрицательных героев.
В сказках о животных доказываются истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты, дорожить друзьями. Сказки о животных: Лиса и кот, Лиса и кувшин, Лиса и петух.
ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ
Волшебные сказки – по происхождению несет печать архаизма: первоначально ее сюжеты были основаны на антагонизме человеческого рода со стихийными силами, враждебными человеку, поэтому сказка была связана с первобытной мифологией, с обрядами. Но по мере развития сказка переходит к конфликтам человеческим. Она теряет прямую связь с мифологией.
Некоторые из дошедших до нас персонажей волшебной сказки были связаны с мифологическими представлениями. Такие персонажи как Морозко, Водяной, Месяц, Ветер, Орел, Сокол, Ворон и др. несут в себе черты анимистического мировоззрения и связаны с обожествлением сил природы и почитанием тотемного зверя.
В сказках отразились такие остатки древних верований, как: 1) анимизм (одушевление природы); 2) тотемизм (вера в происхождение рода от животного или растения); 3) магия (сверхъестественное воздействие на людей и природу с помощью магических приемов, общения с нечистой силой).
Отзвуки магии в сказках – вера в смерть от сглаза, от еды, питья; к магии приближается и вера в вещее слово, вера в живую и мертвую воду и т.п.
В сказках отразились и древние обряды: 1) экзогамия – обычай, запрещающий брать невесту из своего рода, герой всегда отправляется на поиски невесты из другого рода;
2) инициация – исполнение ряда требований, после чего происходит посвящение юношей в воины, во взрослых мужчин.
В них можно найти многочисленные черты феодальных отношений – это упоминания о царях, о борьбе за царский престол, о борьбе с иноземными захватчиками за власть и руку царевны и др.
Волшебную сказку характеризует и богатство, многообразие сюжетов. Сказки контаминируются (соединяются и в своих отдельных частях и полностью), образы из одних сказок переходят в другие, происходит процесс разработки и варьирования основного сюжетного и волшебных сказок, в результате чего, в появляются ранее не встречавшиеся сочетания мотивов и сюжетных положений. Вместе с тем, создание новых волшебных сказок, новых фантастических, чудесных образов прекратилось очень давно, так как исчезли условия, породившие этот сказочный жанр.
Волшебная сказка, которая известна науке, считается более поздней по своему возникновению.
В типичной волшебной сказке часто завязка сюжета связана с тем, чтобы отправить героя из дома.
В сказке два типа героя: один тип – это «высокий», другой тип – «низкий» герой.
«Высокий» герой – персонаж благородного происхождения (царский сын, княжеский сын), он верен своему слову, совершает подвиги, и он всегда достигает своей цели. Второй тип героя – «низкий», он низкого социального происхождения (сын вдовы, крестьянский сын, падчерица и т.п.), плохо одет, , грязный, часто ленив, чудаковат («По щучьему велению», «Сивка-Бурка»).
Можно разграничить несколько категорий помощников: 1) универсальные помощники, способные к выполнению всех заданий (конь); 2) частичные помощники, способные выполнять некоторые поручения (животные); 3) специфические помощники, исполняющие одну функцию (клубочек, гусли); 4) люди, наделенные гиперболизированными качествами (Опивало, Объедала, Слухач); 5) святые (Николай Чудотворец, Георгий Победоносец).
В образах Кощея, Змея, Бабы-яги, Лиха воплощены представления народа о насилии и зле.
Наиболее популярные сюжеты в русском репертуаре: о добывании героем невесты, о трех царствах, о чудесном бегстве, о волшебном кольце, о чудесном помощнике.
Поэтика волшебных сказок
У волшебных сказок строгая и стройная композиция. Она держится на единстве идеи.
Лучшие волшебные сказки характеризуются традиционными формулами присказки, зачина, повествования и концовки. Присказка – необязательная часть волшебной сказки, она может быть короткой: «Дело было на море, на окияне, на острове Буяне, среди воды, где деревья росли».
За присказкой следует сказочный зачин, зачин указывает фантастическое место («В некотором царстве, в некотором государстве»). После зачина следует основная повествовательная часть сказки. Повествование ведется при помощи многочисленных художественных приемов, один из них – сказочные формулы или общие места: «утро вечера мудренее», «такая краса, что не в сказке сказать, ни пером описать» и др. Структура сказки подчеркивает повтор событий. Чаще всего событие повторяется три раза – троичность действия, замедленность в развитии действия. В сказке встречаются и многократные повторы.
Характеры героев не изменяются, проявляются не в рассуждениях, а в действии, в поступках.
Для сказочного сюжета характерен прием «отраженного действия», основанный на том, что если герой в начале сказки великодушно оказывает кому-то помощь, то впоследствии ему платят добром («Волшебное кольцо», «По щучьему велению»). Встречается и прием «ступенчатое сужение образа» (например, описание места, где спрятана смерть Кощея – от описания острова, где растет дуб ... до кончика иглы). В драматически напряженных местах сказка прибегает к повторности описания, к рифмованному параллелизму («конь бежит, земля дрожит»). В сказке широко используется ретардация, замедление в развитии действия, чему способствует использование повторов, троичность действия, а также драматический и живой диалог, который повторяется без изменений на протяжении повествования.
Сказка обычно заканчивается концовкой, которая, часто шутлива, ритмична, рифмована: «и я там был, мед-вино пил, по губам текло, в рот не попало». Назначение концовки – вернуть слушателя из сказочного мира в реальный. Присказки, зачины и концовки имеют довольно устойчивый текст и представляют собой своего рода формулы.
Язык волшебной сказки приближен к разговорной речи, в ней используются, как и во всех фольклорных произведениях, постоянные эпитеты (море синее, лес дремучий), тавтологические сочетания (диво-дивное, чудо-чудное), сросшиеся синонимы (путь-дороженька, грусть-тоска). Текст сказки насыщен пословицами, поговорками, загадками.
СКАЗКИ БЫТОВЫЕ
Авантюрные и новеллистические сказки – это сказки о приключениях и о событиях в семейной, личной жизни человека, чаще всего это рассказ о цепи приключений героев, опасностях, которые они преодолевают. Это занимательные рассказы, в которых герой достигает цели благодаря своей ловкости, хитрости, уму. В этих сказках герой-человек умный, бывалый, это путешественник, купец, солдат, и здесь происходят невероятные события, но качество фантастики иное, чем в волшебных сказках.
Действие сказок развивается в реальной обстановке, чаще всего в городе. Персонажи авантюрных сказок далеко не всегда безупречны в нравственном отношении. Служебную роль чудесные элементы в этом сказочном типе играют и в том случае, когда персонажи характеризуются гиперболизированными качествами (слухом, острым взглядом, меткостью и т.п.). В авантюрных сказках широко распространены сюжеты: о добывании невесты (женится благодаря хитрости), тема верности, о мудрых девушках, о ловких отгадчиках, об удачливых разбойниках и т.п.
Социально-бытовые, сатирические сказки.
Основное содержание этого сказочного типа – бытовая и социальная сатира. Глупость, лень, неумение работать, неприспособленность к жизни – все эти пороки подвергаются осмеянию и нередко осмысливаются как пороки, свойственные людям господствующего класса. Спецификой сатирических сказок является гротескный характер образов, пародийное изображение положений, осмеяние недостатков.
Герой этих сказок – деревенский мужик, бедняк, батрак, солдат. Действие происходит в хорошо знакомой рассказчику деревне, а сражается герой не с фантастическим чудовищем, а с барином или попом, он борется за улучшение своей жизни, за кусок хлеба.
Характерно, что герой сатирической сказки, особенно отрицательный персонаж, не имеет собственного имени (один барин, сердитая барыня) и отсутствует его портретная характеристика. Для сатирической бытовой сказки характерно выделение важной, социально значимой черты и подчеркивание ее на протяжении всей сказки.
В группе сказок, высмеивающих общечеловеческие пороки, героями выступают лгуны, лентяи, глупцы, хитрецы, воры и т.п. Основной художественный прием – гиперболизация, особенно преувеличивается глупость, осмеиваются и отдельные персонажи и жители некоторых областей (пошехонцы, чтобы не замочить ног в дырявой лодке, выпрыгнули из лодки в реку). Наиболее популярен образ Иванушки-дурачка, обычно это третий сын в семье.
Композиция у социально-бытовой сказки намного проще: нет ни присказок, ни прибауток, которые создавали бы впечатление условного. Зачин очень простой: жил-был бедняк. Но иногда сказка начинается без традиционного зачина. В этих сказках сохраняются и общие художественные приемы: повторы, троичность действия, контрастные сопоставления действующих лиц. Диалог занимает много места и является основной характеристикой персонажа. Сатирических сказок приближен к разговорной речи, но для них не характерно употребление постоянных эпитетов, метафор, сравнений.