пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

34. Связный текст как учебная единица. Использование связных текстов на уроках русского языка.

Одно из направлений интегрирования уроков русского языка и литературы — использование на первых уроках в качестве дидактического материала текстов различных стилей. По стилевой принадлежности различают тексты разговорного стиля, научного, официально-делового, публицистического, художественного. Использование всех этих стилистических разновидностей на уроках русского языка необходимо. И вот почему. Человек в разных жизненных и речевых ситуаций соприкасается не только с разговорным стилем, но и с научным, официально-деловым, публицистическим, художественным. В зависимости от задач и условий общения он должен уметь строить свои устные и письменные высказывания в соответствующем стиле. Следовательно, на уроках русского языка должны использоваться тексты всех стилей. Задача школы — научить своих питомцев владеть всеми средствами родного языка, поэтому преподавание русского языка должно вестись на материале текстов всех стилей, чтобы ученики получили представление о стилистическом разнообразие и богатстве нашего языка. Использование текстов того или другого стиля способствует более успешному решению тех или других задач изучения родного языка. Например, публицистические тексты помогают углубить связь уроков русского языка с жизнью, научные — дисциплинируют мысль детей, развивают их логическое мышление! А художественные тексты помогают утолить «информационный голод», художественная литература, художественные тексты являются

эффективным средством развития образного мышления. Однако реально это только в том случае, если тексты, используемые на уроках русского языка, отвечают определенным требованиям. Требования, которым должны отвечать тексты как дидактический материал урока. а) На уроках русского языка текст — средство обучения русскому языку детей и подростков, а у каждого возраста — свой уровень знаний и возможностей. Текст должен быть доступен пониманию детей определённого возраста, не требовать дополнительных пространных пояснений, которые могут увести класс в сторону от основных целей. б) Текст на уроках русского языка — средство обучения русскому языку; следовательно, источником его должна быть русская литература, произведения, написанные на русском языке, а не переводные. «Текст (в отличие от языка как системы средств) никогда не может быть переведён до конца, ибо нет потенциального единения». [3] в) Грамотное использование художественного текста на уроке предполагает бережное отношение к нему. Нельзя в тексте бесцеремонно сокращать предложения, исключать из него слова, потому что «они не на изученные правила» А между тем с нарушением этого, казалось бы, само собой разумеющегося требования мы встречаемся на многих страницах пособий, адресованных учителю. В образцовом художественном произведении каждое слово на своём месте, нередко оно выстрадано писателем, найдено им в результате долгих и мучительных поисков, и заменять в художественном произведении одни слова другими или вообще их «сокращать», переделывать — значит проявлять неуважение к писательскому труду, притуплять художественный вкус детей, их чутьё к языку. Учитель должен стремиться к тому, чтобы художественные произведения или отрывки из них звучали на уроках русского языка без изменений и искажений, в отдельных случаях можно использовать монтаж художественного текста, но при сохранении в нём единства содержания и стиля. Бережное отношение учителя к художественному тексту — залог успеха в воспитании высокой языковой культуры учащихся. г) Текст на уроке русского языка используется в учебных целях, поэтому он должен быть достаточно насыщен изучаемыми явлениями языка, изучаемыми орфограммами, пунктограммами. д) Одним из важнейших условий успешности работы на уроках русского языка является комплексное решение задач обучения этому сложнейшему школьному предмету: на каждом уроке должно быть овладение лингвистической теорией, формирование на ее основе орфографических и пунктуационных навыков, развитие речи. Текст, используемый в качестве дидактического материала, должен заключать в себе наибольшие возможности для комплексного решения задач обучения русскому языку. е) Художественные тексты для занятий по языку могут быть как прозаическими, так и стихотворными. Правда, в истории методики было немало возражений против использования на уроках русского языка стихотворных текстов, «перлов высокой поэзии», прелесть которой якобы «блекнет от прикосновения грамматического анализа, как цветок, сорванный в целях ботанического изучения». [23] Такую точку зрения встречаем в работах В. Я. Стрюнина, Л. И. Поливанова, К. П. Шульгина, Е. И. Тихеевой. Но мы знаем, что стихотворные тексты широко использовали и рекомендовали для уроков Ф. И. Буслаев, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, И. И. Срезневский. В современной методике использование стихотворных текстов на уроках русского языка считается целесообразным, но следует помнить, что анализ их не должен быть измельченным, назойливым. В некоторых случаях при наборе языкового материала для урока целесообразно отдать предпочтение именно стихотворному тексту, а не прозаическому.

ж) И прозаические, и стихотворные тексты должны пробуждать в детях добрые чувства, формировать высокие нравственные качества. Воспитательная ценность урока русского языка во многом зависит от того, какой текст используется на нём в качестве дидактического материала з) Желательно, чтобы тексты, звучащие на уроке, представляли собою образцы всех основных функционально-смысловых типов речи: повествования, описания, рассуждения; ученики будут обращаться к ним при подготовке сочинений таких же типов. В методике под словом текст понимается не только основной материал какого- либо сочинения, документа, но и относительно законченный фрагмент из него, сложное синтаксическое целое, даже отдельные предложения, понятные вне контекста, поэтому необходимо сказать о принципах отбора предложений как дидактического материала урока. Принципы отбора предложений как дидактического материала урока. а) автосемантичность (то есть предложения должны быть понятными вне контекста); б) единство темы; в) единство стиля и формы. Предложения при записи нумеруются; в старших классах указываются их авторы.

Составляя тематические и поурочные планы, учитель должен помнить, что разбор и конструирование отдельных слов и предложений не самоцель; работа над отдельными словами и предложениями — это подготовка к тому, чтобы ученики «видели» и правильно употребляли изучаемые категории в связной речи. Поэтому на следующих этапах закрепления, а также обобщения изученного материала связный текст не только уместен, но и необходим.

Методы и приемы работы над текстом на уроках русского языка. 1) Устные иллюстрации — чтение учителем или заранее подготовившимися учениками (желательно наизусть, иногда на музыкальном фоне) таких текстов, в которых употреблены изучаемые единицы языка, грамматические категории, конструкции, формы. 2) Письмо по памяти «…Заученные и объясненные как следует пятнадцать небольших легких стихотворений дадут детям к двенадцатому году весьма сносные правописания». Так говорил К.Д Ушинский о высокой эффективности письма по памяти [18]. Для того, чтобы не перезагружать учащихся, целесообразно давать для заучивания наизусть по литературе такие произведения или отрывки из них, которые впоследствии можно будет использовать и для грамматических занятий. При подборе текстового материала для заучивания наизусть и письма по памяти надо учитывать, какие темы изучены, какими орфографическими и пунктуационными навыками ученики уже владеют: нет смысла давать для этого вида работ такие тексты, в которых дети вынуждены только механически заполнять знаки препинания, не умея объяснить их. Каждое произведение или отрывок, предназначенный для письма по памяти, предварительно разбирается как со стороны орфографии и пунктуации, так и композиции его; внимание учащихся обращается на последовательность в изображении событий, поступков людей, в описании картин природы; то, что ученики учат наизусть, всегда должно быть для них образцом стройной выразительной и точной речи. Такой вид работы настойчиво рекомендовал Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский и другие крупные методисты. 3) Зрительный диктант. Подбирается небольшой, обычно стихотворный, легко запоминающийся текст. Текст записывается на доске до урока; в ходе анализа учащиеся запоминают его, а затем пишут по памяти. Этот вид работы легко вписывается в контекст любого урока, занимает мало времени и обогащает речь детей классическими образцами конструкций, оборотов, выразительных средств; способствует развитию их внимания и памяти.


18.01.2019; 02:30
хиты: 93
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь