пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1. Характеристика социологии как науки: объект, предмет, функции. Возникновение социологического знания: О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм.

Термин социология происходит от двух слов: латинского "социетес" – "общество" и греческого "логос" – "слово", "понятие", "учение". Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Для того чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие социального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию "общественное"; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Основной метод социологии – опрос (интервью, анкетирование, Интернет, телевидение).

Три уровня социального знания:

1. теоретический

2. "средний уровень" (промежуточный уровень между теоретическим и эмпирическим уровнем, который представляет собой обобщение ряда социологических исследований).

3. эмпирический уровень

2. Огюст Конт и его позитивистская социология

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Именно он стал автором термина "социология" в своей работе "Курс позитивной философии", опубликованной в 1839 г.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадии происходит расцвет науки, промышленности, развития общественной жизни.

В своей "всеобщей классификации" наук он ставил социологию выше всех остальных наук, в том числе математики, физики и биологии, а преобразующую роль социологии для общества сравнивал с ролью религии.

Социальный прогресс понимался им как развитие по восходящей линии. Первичными факторами прогресса являются духовное и умственное развитие человека, вторичными – климат, раса, продолжительность жизни.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет "структуру коллективного существа" и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

3. Эволюционистская социология Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820–1903), г. Дерби, Великобритания.

"Социальная статика" - его главная работа.

Г. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, или органицизма в социологии. Часто говорят о влиянии на его учение эволюционной теории Ч. Дарвина, но история свидетельствует о том, что сам Ч. Дарвин говорил о том огромном влиянии, которое оказали на него идеи Г. Спенсера.

Общество, по Спенсеру, – "реальный предмет", "сверхорганизм", и общественное развитие аналогично развитию организма: от простого и бесформенного к сложному и структурированному.

Г. Спенсер оказал большое влияние не только на последующее развитие теоретической социологии, но и на популяризацию социологии в массах. В 1883 г., посетив США, он выступал с лекциями в залах, переполненных восторженными слушателями. Однако уже в первые десятилетия ХХ в. имя Г. Спенсера стало забываться, и в справочниках он стал фигурировать как один из теоретиков либерализма.

4. Понятие общества в социологии Эмиля Дюркгейма. Метод социологии Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858–1917), г. Эпиналь, Франция, родился в религиозной семье.

На первых этапах своей научной деятельности Дюркгейм опирался на позитивизм О. Конта, но пошел дальше, выдвинув основные принципы новой методологии:

• натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы;

• социологизм – утверждение специфичности природы общества как отдельной социальной реальности.

Основные идеи были сформулированы им в работе "Правила социологического метода" (1895). В частности, о предмете изучения: социология изучает социальную реальность, имеющую особые, присущие ей качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых и образует общество.

Социальный факт – это независимый от индивида фрагмент реальности, имеющий собственное существование и способный оказывать на него "давление" – обладающий "принудительной силой", как, например: законы, обряды, обычаи, язык, денежная система и пр. По выражению Дюркгейма, социальные факты нужно рассматривать "как вещи", т. е. исследовать объективно. Социология – это центральная общественная наука, поскольку вооружает исследователя теорией и методом.

В социальной реальности он выделял три уровня:

• уровень структуры (физическое и материальное основание общества, территория, население);

• уровень функционирования (социальные институты, нормы, правила);

• уровень коллективных представлений (ценности и идеалы).

Дюркгейм также утверждал, что социология должна изучать объективную социальную реальность, в частности, что социология должна изучать социальные факты. Социальный факт – это элемент общественной жизни, который не зависит от индивида и обладает по отношению к нему "принудительной силой" (способ мышления, законы, обычаи, язык, верования, денежная система).

В концепции социальной солидарности развитие человеческого общества разделено на две фазы: механической (доиндустриальное и, частично, традиционное общество) и органической солидарности (позднее доиндустриальное и индустриальное общество).

Первая фаза соответствует неразвитым, архаическим обществам, в которых действия и поступки людей похожи, поскольку сами люди в них похожи друг на друга и потому взаимозаменяемы. Такое общество стремится подчинить себе индивида, полностью регулировать его сознание и поведение. Право в них – репрессивное, коллективное; сознание – религиозное.

В процессе развития общества, который основан на разделении труда, углублении профессиональной специализации и экономической взаимосвязи людей, складывается органическая солидарность, при которой каждый человек в какой-то мере независим от общества, автономен. Право в этом случае имеет восстановительный характер. Коллективное сознание ослабевает, становится светским, рационалистическим. Важным условием органической солидарности является соответствие выполняемых людьми профессиональных, специализированных функций их способностям и наклонностям.

Нормальное состояние общества характеризуется наличием социального порядка – нормативных "правил игры" (формальных и неформальных), которым следуют члены общества. Если порядок разрушается, общество испытывает дефицит социальной солидарности и вступает в состояние аномии – ценностно-нормативного вакуума.

5. Современная социологическая наука: основные направления

Основы социологического знания были положены еще в период Античности такими учеными, как Аристотель и Платон. Большой вклад в становление социологии как науки внесли европейские ученые, такие как О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер и др. Однако колоссальный рывок в развитии социологии наблюдался в новейшее время и по наши дни. В XX веке выделились несколько основных направлений социологического учения.

Первое из них – символический интеракционизм. Это направление было создано американским ученым Мидом. Мид утверждал, что социальная жизнь зависит от нашей способности представлять себя в других социальных ролях, а эта подмена ролей возможна благодаря нашему абстрактному мышлению, внутреннему диалогу самим с собой. Все социальные взаимодействия предполагают обмен символами. Например, такое социальное взаимодействие, как свидание мужчины и женщины, последователи символического интеракционизма рассматривают как сложный процесс улавливания и интерпретации символов, символического поведения, то есть поведения, "значащего что-то еще".

Второе направление современной социологии – функционализм. Функционализм направлен на объяснение одного вида социальной деятельности посредством анализа ее последствий в отношении какого-либо другого вида социальной деятельности, института или общества в целом. Это направление в XX веке широко разрабатывалось в работах Парсонса и Мертона. Так, Мертон выделяет явные (подразумеваемые) и латентные (скрытые, побочные) функции социальной деятельности, а также функции и дисфункции (угрожают общественному единству).

Третье направление – структурализм. В основе этой социальной концепции лежит понятие социальной структуры и идея примата целого (общества) над частным (индивидом). Наиболее известным структуралистом является Леви-Стросс. Структурализм связывает социологический анализ и изучение языка. При изучении как языка, так и общества, нам предстоит раскрыть некие законы, которые мы знаем неявно, то есть лишь на основании практического использования.

Наконец, четвертое направление современной социологии – марксизм. Современные представители марксизма (Альтюссер), естественно, так или иначе аппелируют к работам К. Маркса, но предлагают множество интерпретаций его идей, адаптированных к современным отношениям. Для современной школы марксистской социологии характерен устойчивый интерес.

6. Структурный функционализм: достоинства и исследовательские ограничения

Структурный функционализм - направление социологической мысли, социологическая школа, представители которой исходили из того, что каждый элемент социального взаимодействия, выполняя свои конкретные функции, существует в рамках целостной структуры общества.

Предшественниками структурно-функционального направления социологической теории, получившего широкое распространение в ХХ в., являются О. Конт и Г. Спенсер. В своих трудах они предложили ключевые понятия "структура" и "функция" и развивали основы системного взгляда на общество как совокупность взаимосвязанных частей.

Наибольший вклад в развитие современного структурного функционализма внес американский социолог Толкотт Парсонс (1902–1979).

Структурный функционализм основан на следующих фундаментальных идеях: 1) в любой социальной системе доминирует инструментальная, функциональная реальность – организационная цель; 2) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество); 3) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

Центральные категории структурно-функционального анализа: структура (4.1), функция (совокупность ролей каждого элемента социальной структуры, придающих обществу функциональную целостность), социальная система (3.2), равновесие и социальное действие. По мнению Т. Парсонса, общество может существовать и самосохраняться только в равновесии. Нарушение равновесия означает дестабилизацию и гибель. Задача социологии – дать рекомендации по стабилизации общества. Факторами поддержания равновесия являются: 1) адаптация (ее обеспечивает экономика); 2) целеполагание (обеспечивается политикой); 3) интеграция (достигается правом и культурой); 4) поддержание устойчивости (обеспечивается семьей, школой, церковью и другими социальными институтами).

7. Социологическая теория Макса Вебера. Понятие идеального типа в социологии Макса Вебера

Макс Вебер (1864–1920), г. Эрфурт, Германия, родился в состоятельной буржуазной семье, в Гейдельбергском университете изучал юриспруденцию, политэкономию и экономическую историю.

Основой для постижения социальной реальности для М. Вебера является введенное им понятие "идеальный тип". Так же, как естествоиспытатель конструирует идеальную (в том смысле, что реально она не существует) модель, социологу необходимо построение неких теоретических конструкций – идеальных типов явления, которые могли служить средством познания. Такие понятия отражают типические черты социальных феноменов, протекающих в реальности, но сам идеальный тип не существует в ней.

Важное место в социологии М. Вебера занимает теория социального действия. Единственно реальным в эмпирическом смысле фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупность поступков и взаимодействий составляющих его людей. Но не каждый поступок является, по М. Веберу, действием. Поступок становится действием, только если предполагает субъективную мотивацию человека. А действие становится социальным, только поскольку содержит ориентацию на других людей (ожидания).

Его социологию называют "понимающей социологией".

Широко известна веберовская классификация типов социального действия. Он выделил четыре основных идеальных типа, располагающихся по степени их осмысленности индивидом:

• целерациональное, в основе которого лежит ожидание определенного поведения внешнего мира и использование этого ожидания в качестве средств для достижения своих целей (спекулянт, биржевой маклер и пр.);

• ценностнорациональное, основанное на вере в безусловную ценность определенного поведения (капитан, до конца стоящий на мостике тонущего корабля);

• традиционное, основанное на длительной привычке, традиции;

• аффективное, обусловленное эмоциональным состоянием индивида, потерей контроля над собой (драчуны на футбольном поле).

М. Веберу принадлежит также очень популярная классификация типов господства. Исходной посылкой является его замечание: "всякая власть основана на насилии". В соответствии со своим методом он выделил три типа, основанные на трех видах "внутренних оправданий" легитимности господства.

Источником традиционного господства является вера людей в незыблемость устоев политической жизни: "так было всегда".

Харизматическое господство основано на неординарном личном даре, наличии качеств вождя у какого-либо человека – "божьем даре".

Легальный тип господства вытекает из веры людей в обязательность рационально обоснованных правил установления власти и наличия деловой компетенции у носителя власти.

Всемирную известность получил его труд "Протестантская этика и дух капитализма" (1904–1905), раскрывший роль ценностей индивидов в экономическом развитии. Сравнивая распространенность той или иной религии и уровень экономического развития в разных странах, М. Вебер выявил, что в наиболее успешных капиталистических странах сильно влияние протестантизма. Одной из главных особенностей этого религиозного течения было признание практической хозяйственной деятельности "богоугодным занятием".

Таким образом, Вебер, в противовес марксизму, показал роль культурных ценностей в самом появлении и развитии капитализма.



22.03.2018; 14:55
хиты: 99
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь