Стремясь выделить самостоятельный предмет филологии и придать ему более определенные и самобытные черты, Ю. В. Рождественский приходит к необходимости отчетливо разграничить частной и специальной филологии.
Предметом частной филологии является «изучение конкретных фактов конкретной языковой культуры», «каждая частная филология содержит описания состава текстов на данном языке, их историческую интерпретацию и современное состояние исследований».
К общей науке относятся «специальные науки о речи: языкознание, литературоведение, стилистика и т.д.»
При четком соблюдении этих профилей единственной целью общей филологии становится: «дать ориентировку в океане текстов и ориентировку в принципах их исследования».
Общая филология Рождественскогого призвана восполнить недостающее, забытое звено филологии, ее историческое ядро, которое должно быть переосмыслено, исходя из данных о фактуре речи. Прав ученый и в том, что содержание филологии не исчерпывается ни самим предметом языкознания, ни предметом литведа, и тогда, когда ставит перед филологией задачу выйти на «средостение между учением о языке и учением о литературе».
Скорее всего, концепцию Рождественского нужно понимать как стремление построить филологическое здание на иных основаниях, как создание плана альтернативной филологии, в к-ой также найдется место и теории языка, и теории лит-ры, рассмотренным под особым углом зрения. Оправдан ли такой подход? Да, если применить его к филологии по отношению к науке словесности.
В этом случае словесность необходимо понимать как отечественный аналог филологии. (В. И. Аннушкин), в к-ором проблемы традиционной мировой филологии должны быть изрядно переосмыслены. Далее идет подход Слова как Логоса, воспринимаемого в качестве «творящего духа в его производимости». (И. И. Давыдов)
Современное исследовательское поле русской словесности В.В.Аннушкинопределяет как «наука о слове, или совокупность «словесных наук». Особая забота этой науки – «важные культурообразующие тексты». Одна из задач- вернуть понятия фактуру речи, правил речи и т.д.
Таким образом, условимся, что общую филологию как науку о словесности и филологию как научную общность следует рассматривать как две самостоятельные филологические проекции гуманитарного знания, различающихся набором требований.