Эллинистическая философия – период, который стал завершающим в развитии философии Древней Греции и характеризуется этической направленностью и адаптацией восточных религиозных течений.
Одной из наиболее известных школ этой эпохи была школа, основанная последователями кинизма. Это учение провозглашало пренебрежение и отрицание всего внешнего – начиная с физических потребностей и заканчивая наукой. Киники были убеждены, все блага приходят исключительно изнутри человека и не имеют отношения к внешнему, которое не только не способствует проявлению в человеческой жизни этих благ, но даже являет собой препятствие на пути к счастью.
Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) и его последователи выдвигали несколько иные жизненные и философские принципы, хотя в их учении счастье также является одной из главных философских категорий. В учении Эпикура есть своя гносеология, онтология, физика, однако наиболее значимой в истории философии стала его этика.
В основе: удовольствие и наслаждение есть благо, но Эпикур не имеет в виду распутство, он понимает под наслаждениями, прежде всего, "отсутствие телесных страданий". Само понятие наслаждение в учении Эпикура пробрело некую интеллектуальную утонченность, и одним из компонентов такого наслаждения Эпикур считал занятия философией.
В конце VI в. до н.э., немного позже школы Эпикура, эллинистический период античной философии ознаменовался образованием другой известной философской школы – школы стоиков.
Зенон (334 – 262 гг. до н.э.) основатель школы стоиков.
Основополагающий принцип: счастье заключается в том, чтобы во всем следовать природе.
Наиболее крупные римские стоики: Сенеки, Марка Аврелия, Эпиктета. В идеях мыслителей того периода почти совершенно утрачен интерес к философским проблемам, лежащим за пределами этики. А что касается самой этики, то римские стоики провозглашали идеи универсального братства людей, снисхождения, любви к своим ближним и даже к врагам.
Еще одним известным течением, которым знаменита эллинистическая философия, является скептицизм.
Пиррон (360 – 280 гг. до н.э.) основатель школы скептицизма.
Идея его учения состояла в том, что именно философ считался, по мнению Пиррона, человеком, стремящимся к достижению счастья. Счастье заключается, прежде всего, в отсутствии страданий и полном спокойствии. По мнению скептиков, ни один способ познания нельзя определить как ложный или истинный, философское отношение к вещам заключается в воздержании от суждений об этих вещах. Достоверными являются только наши чувственные впечатления, а суждения приводят лишь к заблуждению.
В итоге развития новых философских воззрений на мир и на общество в целом, две старые школы, основанные Платоном и Аристотелем, постепенно утратили свой авторитет, и отошли на второй план.