Платон (428/427 – 348/347 до н.э.): древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.
Основатель Академии – собственной школы философии и основоположник идеалистического направления философии.
В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:
- окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;
- реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;
- мир – это не что иное, как отражение чистых идей;
- чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;
- все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.
Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.
Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.
Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.
По Платону существует семь типов государства:
- монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;
- тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;
- аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;
- олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;
- демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;
- тимократия. Несправедливая власть большинства.
Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.