пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Научная поэзия Древнего Рима. Поэма Лукреция «О природе вещей». Замысел, структура и проблематика. Влияние философии Эпикура.

Уже на ранних этапах эпохи античности большое значение придавалось не только развлекательной, но и дидактич. функции поэзии. Художеств, структура и стиль Д. п. восходят к героич. эпосу. Осн. размерами были первоначально дактилич. гекзаметр, позднее элегич. дистих. В силу жанровой специфики круг тем Д. п. был необычайно широк и охватывал различные научные дисциплины, философию, этику. К другим образцам Д. п. следует отнести произведения Гесиода «Теогония» — эпич. поэму об истории происхождения мира и богов — и «Труды и дни» — поэтич. повествование о земледелии, содержащее значительный дидактич. элемент. В 6 в. до н. э. появились дидактич. стихотворения Фокилида и Феогнида; такие философы, как Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, излагали в поэтич. форме свои учения. В 5 в. не поэзия, а проза заняла ведущее место в дидактич. литературе. Новый подъем дидактич. поэзии начался в период эллинизма, когда показалось заманчивым применить художеств, форму для изложения научных идей. Выбор материала определялся не столько глубиной познаний автора в той или иной области знания, сколько его стремлением рассказать как можно подробнее о малоизуч. проблемах: Арат (дидактич. поэма «Явления», содержащая сведения об астрономии), Никандр (2 дидактич. стихотворения о средствах против ядов). Примерами Д. п. являются поэмы о строении земли Дионисия Периегета, о рыбной ловле — Оппиана, об астрологии — Дорофея Си донского. Еще до знакомства с греч. Д. п. у римлян существовали собств. дидактич. произведения (например, трактаты по сельскому хозяйству), однако на них рано оказали влияние художеств, средства греч. Д. п. Появились лат.переводы эллинистич. авторов (Энний, Цицерон). Наиболее крупными оригинальными произведениями являются философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», представляющая собой изложение материалистич. учения Эпикура, и эпич. поэма Вергилия «Георгики», в которой он, учитывая бедств. состояние сельскою хозяйства Италии вследствие гражданской войны, поэтизирует крестьянский уклад жизни и восхваляет труд земледельца. По образцу эллинистич. поэзии написаны поэма Овидия «Фасты» — поэтич. рассказ о старинных обрядах и сказаниях, вошедших в рим. календарь, — и его вариации на эротич. тему, содержащие элемент дидактики. Д. п. использовалась также для распространения христианского вероучения: Коммодиан («Наставления язычникам и христианам»). Жанр Д. п. существовал вплоть до нового времени. В Византии для лучшего запоминания мн. учебные пособия были написаны в стихотворной форме.

В Риме эпикуреизм нашел своего поэта. Это был Тит Лукреций Кар (родился около 98 г., умер в 55 г.), автор поэмы «О природе вещей»

поэма его, не получившая окончательной отделки, была издана затем Цицероном. Выбирая для философского трактата форму дидактической поэмы. Для последователя Эпикура стихотворная форма изложения является несколько неожиданной.

Но в действительности поэма Лукреция отнюдь не является только философским трактатом. Это — подлинное художественное произведение, открывающее своим четким и конкретным видением

Лукреций выступает не как ученый теоретик, а как просветитель, страстный борец с религией и ее суевериями, провозвестник научно-материалистического миросозерцания. Освободить человечество от гнета тяготеющих над ним предрассудков, от страха перед богами и смертью — такова задача поэмы Лукреция. Предметом своего изложения он берет не этику «наслаждения» и «безмятежности», конечную цель всей философии Эпикура, а естественно-научную часть системы, направленную 'против веры в божественное управление миром и в загробную жизнь. учение Эпикура :Боги существуют, но ведут блаженную жизнь в «межмировых пространствах» и не имеют никакого отношения к мировому процессу, совершающемуся по механическим законам. Эту же точку зрения принимает Лукреций. Алчность, борьба честолюбии, жажда власти, готовность к любым преступлениям и бесцельному кровопролитию — характерные черты современного общества в изображении Лукреция. Источник социального зла Лукреций усматривает в ложных мнениях людей, а самым опасным из ложных мнений представляется ему страх перед смертью, вытекающий из религиозных представлений о загробной жизни души..

Поэма составлена в гексаметрах. Она состоит из шести книг. Поэт, ставящий себе целью опровергнуть 'представления о божественном управлении миром, не счел возможным обойтись без традиционного обращения к божеству в начале произведения. В качестве божества-покровителя поэмы о природе Лукреций избрал Венеру, которую он прославляет с большим воодушевлением, как зиждительную силу мира. Но немедленно же после этого обращения поэт возвещает об антирелигиозной установке своего произведения.

Религия — источник не только заблуждений, но и всевозможных преступлений; она — мрак, «потемки души», которые должны быть рассеяны с помощью яркого света, возженного учением Эпикура.последовательно развертывает механистическую картину мира,

По естественным законам, без всякого участия богов, одни предметы сменяются другими в вечном обращении природы. : ничто не разрушимо

«природа ничему не дает без смерти другого родиться.»

Бесконечное количество невидимых малых телец, атомов, и безграничное пустое пространство исчерпывают природу; никакой третьей сущности, помимо материи и пустоты, в природе нет.

Третья книга содержит учение о душе и духе. Лукреций различает «душу», как центр жизни, и «дух» («ум»), местопребывание сознания, но указывает на их теснейшую взаимосвязь.смерть не имеет к нам никакого отношения; пока мы живы, нет смерти, когда наступает смерть, нет нас. Страх перед смертью вызван грубыми суевериями, непониманием законов природы, неуменьем использовать жизнь и уйти от нее наподобие гостя, насытившегося пиршеством.

разбирается вопрос о любви. Эпикуреизм вполне последовательно осуждал бурную страсть, нарушающую покой души и создающую ложные представления о мнимых достоинствах любимой;.

он пишет в старинном стиле, с длинными фразами, Архаизующий язык придаёт поэме известный характер торжественности.обеспечили ей в античности полное признание. Даже христианские авторы, при всей своей враждебности к «безбожному» учению Эпикура, пользовались материалами Лукреция

антирелигиозная установка его вызывала многочисленные нарекания со стороны представителей церкви


27.01.2016; 20:54
хиты: 115
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь