Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе.
Гегель: «настоящие содержание лирики составляет сам поэт, поэтически конкретный субъект». Островский: «поэзия обладает незаменимой нечем способностью воздействовать на эмоциональный мир человека, помогает ему увидеть и понять чувства, переживания.
Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть, кроме наслаждения, кроме форм для выражения мыслей и чувств поэт дает и самые формулы мысли и чувства. Всякий ждет, что вот он мне скажет что-то прекрасное, новое, чего не достает мне. , но он скажет и это сейчас же сделается моим. формулы, выведенные поэтами, учат ценить красоту, ненавидеть подлость и т.д.».
Поэзия помогает растить детей эмоционально – грамотными. Детям надо читать разные стихи, в зависимости от возраста. Лирические произведения всегда вызывают трудности. Одни считают, что не надо анализировать лирические произведения. В анализе мы должны с одной стороны избежать социологического подхода, с другой стороны избежать формального разбора.
Избежать ненужной утолщенности и затененности анализа. Нам о стихах приходится говорить прозой – это вызывает трудности. При анализе мы имеем дело с речью. с тенденцией к обобщению – одно из самых существенных свойств стихотворений. Слово в стихе становится более весомым, оно получает добавочный смысл. В связи с этим нельзя разбирать лирическое произведение как эпическое.
Путь к пониманию отдельного произведения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Лирическая система организуется образом автора.
Формы выражения авторского сознания:
- лирический герой;
- поэтический мир.
Лирическая система – совокупность лирических реалий, объединенных определенно выраженным отношений к действительности и художественным строем. Если автор выражает себя через одну форму, лирические системы – одноэлементны (Фет, Лермонтов) и есть многоэлементные (Некрасов, Жуковский). автор иногда выступает от своего лица, иногда от лица героев.
Лирический герой – особая форма выражения авторского сознания. Лирический герой и носитель речи, и предмет изображения, он стоит между читателем и изображаемым миром. Для лирического героя характерно некоторое единство (внутреннее, идейно – психологическое). С единством внутреннего мира может сочетаться единство биографическое (у Блока).
Лирического героя можно вводить с младших классов. Лирический герой обычно воспринимается как образ самого поэта, реально существующего человека. Иногда бывает сквозной образ лирического героя (ранняя лирика Лермонтова).
Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения (Фет – лирика о любви, страдания). Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности.
Эмоциональный тон – определенное мировоззрение, эмоциональная реакция, лирическое самосознание.
Соотношение понятия «автор», «лирический герой» и «эмоциональный тон» то же, что в эпосе действительное лицо, персонаж и картина.
Образ переживания – лирический образ ( у Лермонтова – стремление к свободе).
Лирический сюжет – наиболее значимые, эмоционально – напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевного состояния, настроения лирического героя, а события, являющиеся источником возникновения этих чувств, часто описываются неполно, намеком и их иногда восстанавливают по каким-то вехам автора. Лирический сюжет – партитура чувств ( по Маранцману).