1. Это категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности.
Образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (образ войны, образ Наташи Ростовой).
Образ существуют в нескольких значениях:
- образ мира или человека;
- образ – предметная деталь, изобразительная подробность;
- образ – троп, метафора (особый способ художественной выразительности.
В понятии образ слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.
1. Как отражение действительности образ наделен: а) чувственной достоверностью; б) пространственно-временной протяженностью; в) предметной законченностью; г) самодостаточностью.
Но он не смешивается с реальными объектами, ибо отграничен рамками условности от всей окружающей действительности и принадлежит внутреннему иллюзорному миру произведений.
2. В качестве идеального объекта образ обладает некоторыми свойствами понятий, представлений, моделей, гипотез и других мыслительных конструкций. Образ не только отражает, но и обобщает действительность, раскрывает в единичном, случайном – сущностное, вечное. Но в отличие от абстрактного понятия образ нагляден, он не разлагает явления на отвлеченно-рассудочные составляющие, но сохраняет чувство целостности и неповторимости.
С одной стороны, образ отражает действительный мир, а с другой – творит новый, неповторимый.
В процессе создания образа происходит переход чувственного отражения в мыслительное обобщение и далее в вымышленную действительность и ее чувственное воплощение.
Создание образа – это путь от реального к идеальному (в процессе познания) и от идеального к реальному в процессе творчества.
Образ предполагает единство реального и идеального, объективного и субъективного, единичного и общего, сущностного и возможного. Образ – это пересечение предметного и смыслового миров.
В образе один предмет явлен через другой (образ-троп), чем достигается наивысшее смысловое напряжение (А как Б). С точки зрения обыденной логики, за такими суждениями нельзя признать ни истины, ни ложности: «Музы говорят ложь, которая похожа на истину».
Специфика словесного образа
Это менее наглядный образ. Даже рисуя, поэт воссоздает не зримый облик предмета, а его смысловые, ассоциативные связи. Специфика словесного образа проявляется во временной организации. Образы передают динамику превращения, отсюда в эпических и драматических произведениях преобладание сюжетной образности. В лирике преобладают образы-тропы.
Классификация:
1. Предметный компонент. Образы детали, портрет, пейзаж – фабульный слой, образы характеров и обстоятельств. Целостные образы мира и чувств.
2. По смысловой обобщенности образы делятся на индивидуальные, характеры (типичность), вечные образы (Дон-Кихот). Мотив – повторяющийся образ (мотив метели и ветра у Блока). Топос – общее место (мир как театр). Образ – архетип наиболее характерного в человеческом воображении (постоянный фонд сюжетов и ситуаций).
Ю. Борев определяет художественный образ как содержательную форму искусства. Художник сталкивает явления и высекает искры, освещающие жизнь новым светом. Образ строится через сопряжение далеко отстоящих друг от друга явлений.
Для образа характерны:
1) самодвижение;
2) многозначность и недосказанность;
3) индивидуализированное обобщение (общее через индивидуальное);
4) единство мысли и чувств (прочувствованная мысль и обмысленное чувство);
5) строительным материалом образа является реальный мир и личность художника;
6) оригинальность.
Типы художественной образности
Аллегория (греч. allegoria иносказание), лит. прием или тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли аллегории могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина), так и типичные явления, характеры, мифологические персонажи, даже отдельные лица. В аллегории присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой, но именно смысловой план первичен: образ фиксирует уже какую-либо заданную мысль. Аллегория традиционно служит басне, сатире, гротеску, утопии и одновременно сближается с жанром притчи, параболы.
Гротеск (франц. grotesque, итал. grotesco – причудливый, от grotta – грот), тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.
В истории и теории литературы в гротеске видели то комический прием, то сатирическое заострение, то акцентировали в нем смелость фантастической образности. От всех этих и других средств и способов художественной изобразительности гротеск отличается самим типом условности – открыто и сознательно демонстрируемым: гротеск создает особый гротескный мир – мир аномальный, неестественный, странный, и именно таким представляет его автор – в отличие от фантастики, основанной на допущении (временном соглашении с читателем) доверия к реальности созданного художником мира, и сатиры, нередко включающий алогизм гротеска в естественный и нормальный – по видимости – порядок вещей. Художественная вершина гротескного мира – «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле. Получает свое воплощение в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».