пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

31.Эстетический идеал Др. Руси

Древняя Русь в процессе исторического исследования ее духовной жизни все более поражает воображение нашего современника высоким уровнем эстетического сознания, богатством и разнообразием художественных форм, глубиной постижения нравственно-эстетического идеала. Непревзойденные шедевры созданы древнерусскими художниками и мастерами во всех сферах эстетической деятельности. Творения древнерусских зодчих прославленный Софийский собор в Киеве, София Новгородская, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, ставшая символом красоты церковь Покрова на Нерли, Успенский собор в Рязани, ансамбли многочисленных кремлевских сооружений русских средневековых городов и т. д. искусство знаменитых древнерусских иконописцев Феофана Грека (Икона Божией Матери Донская, Успение), Андрея Рублева («Апостол Павел», «Владимирская Богоматерь», «Рождество Христово», Троица), Дионисия (Варвара Великомученица) и др. памятники древнерусской письменности, включая бессмертное Слово о полку Игореве и бесчисленное множество других памятников древнерусской литературы, запечатлели и передали потомкам разностороннюю эстетическую одаренность русского народа, его высокий эстетический вкус. Популяризации и открытию памятников древнерусской культуры чрезвычайно способствовала огромная реставрационная, историко-археологическая и археологическая работа ученых, развернутая на рубеже XIX и XX веков по отысканию, реставрации, атрибуции памятников древнерусской культуры.Так, в 1904 году была найдена и раскрыта от поздних наслоений прославленная рублевская Троица на алтарных столбах Успенского собора, в Звенигороде под Москвой расчищены иконы знаменитого Звенигородского чина и другие.Древнерусская эстетическая мысль возникла очень рано. Корни ее уходят в славянскую мифологию и богатый фольклор славянских племен, прошедших длительный путь развития до периода образования Киевского государства. Киевская Русь, принявшая в Х веке христианство из Византии, обладала к тому времени многовековой языческой культурой, в том числе и довольно сложными эстетическими воззрениями, яркими представлениями о красоте божеств, природы, человека, исходных общественных жизненных начал.Эти эстетические представления и идеи нашли богатое отражение в материалах этнографии, песнях, сказках, играх, поверьях, легендах, многообразных формах фольклора, вышивках, деревянном и каменном орнаменте и т. д. У восточных славян, как и у многих других древних народов, были развиты идеи гармонии, красоты формы, органического чувства природы, эстетическое прославление солнца, воды, земли.У восточных славян уже раньше была своя достаточно развитая культура в области художественного ремесла и строительства.Последние исследования и раскопки это подтверждают. Русь знала литье и чекан, владела тонким мастерством эмалей. Она производила искусные ювелирные вещи бронзовые амулеты и украшения звездчатые подвески, пряжки, колты и гривны древние серьги и ожерелья, осыпанные зернью, увитые сканью.В узоры этих изделий вплетались птичьи, звериные и человеческие фигуры славянский вариант звериного стиля, следы языческой мифологии славян, почитавших бога громовержца Перуна, скотьего бога Велеса, Берегиню мать всего живого и многих других природных божеств. В христианский период русской эстетической культуры возникли новые художественно-эстетические формы богато украшенные мозаикой храмы, иконопись, фресковая живопись, древнерусская литература, летописные своды и т. д.Эстетические идеи Киевской Руси не нашли систематического изложения в специальных трактатах это общая особенность средневековья. Однако эстетическая мысль дошла до нас в других формах, получив отражение в летописях, словах, поучениях, проповедях, хронографах, сборниках, философских, общественно-политических, религиозных источниках, собственно художественных памятниках, былинно-героическом эпосе, пословицах и поговорках, заговорах, плачах и других формах устно-поэтического творчества.До нас дошли письменные источники нескольких типов переводные, оригинальные и смешанного типа.Памятники переводной литературы, такие, как сборник Пчела, в котором был раздел Слово о красоте, Диалектика Иоанна Дамаскина, содержащая раздел О девяти музах и семи художествах, Изборник Святослава 1073 г Поучительные изреченья и слова Менандра Мудрого и др. вводили русского читателя в эстетическую проблематику других народов, знакомили с новыми идеями, понятиями, терминами, категориями, стимулируя развитие оригинальной эстетической мысли.От XI - XIII веков их осталось не очень много, но некоторые из них представляют интерес именно с этой точки зрения. Это Повесть временных лет, Поучение детям Владимира Мономаха, главы русских авторов из Изборника Святослава 1076 года, Слово о законе и благодати митрополита Илариона, Житие Феодосия Печерского, Житие Александра Невского, Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве, Слово о погибели Русской земли, Киево-Печерский Патерик, Житие Бориса и Глеба и др. Все эти произведения, разные по жанру и конкретному содержанию, явились откликом на события русской истории. В них отразилось развивающееся национальное самосознание, в том числе формирующаяся эстетическая мысль.Но не только внешняя красота прославляется в летописи. Вся она пронизана единством этического и эстетического начал, высокой оценкой красоты нравственного идеала, мудрости, просвещения, без которых нет прекрасной, праведной жизни.Чрезвычайно ярким, оригинальным по богатству эстетических идей является Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу XIII век в форме фольклорной притчи. В Слове воспеваются разум, мудрость, красота. Богатство, внешний блеск, по сути дела, выступают антиподами мудрого и прекрасного. Даниил Заточник четко различает внешне красивое и духовно прекрасное. Взяв за исходную позицию положение о том, что сердце умного укрепляется красотой и мудростью, автор говорит далее, что такое соответствие бывает далеко не всегда.В XIV веке творил великий мастер Феофан Грек. Росписи, фрески Феофана Грека стали шедеврами мирового искусства. Они потрясают экспрессией, яркой индивидуальностью образов, динамизмом, глубоким психологизмом, раскрытием внутреннего мира старцев и других традиционных ликов христианской мифологии например, его фрески церкви Спаса-Преображения в Новгороде, 1378. Художественно-изобразительный стиль новгородских икон XIV XV веков становится чрезвычайно поэтичным. Сохраняя поэтический мир русской сказки например, Чудо о Флоре и Лавре, Святой Георгий иконы XV века, новгородские иконы обретают чрезвычайную разработанность цветовой гаммы, сложность и утонченность композиции, изумительную изысканность и легкость кисти. После Куликовской битвы, победы над татарами, началась активнейшая художественная жизнь Москвы, ставшей центром объединения русских земель. Андрей Рублев языком иконографии гениально выразил реально-исторические идеалы русского народа в его борьбе за объединение русских земель, освобождение от татаро-монгольского ига. Традиционные религиозные образы в его творчестве иконы Благовещенского собора в Кремле, Спас, Архангел Михаил, Апостол Павел Звенигородского чина, Троица, росписи Успенского собора во Владимире и др. наполнены новым, нравственно-философским содержанием, глубоко человечны.На рубеже XV XVI веков развернулась острая борьба нестяжателей во главе с Нилом Сорским против монастырского землевладения. Теоретиком противоположной точки зрения выступил Иосиф Волоцкий, известный борец с еретиками. Распространились идеи иконоборства. Утверждая аскетизм, высокую, строгую нравственность, Нил Сорский отвергал и красоту земную, в том числе и иконопись, развивая идеи Новгородско-московской ереси конца XV начала XVI веков. Иосиф Волоцкий выступил защитником иконописания, отстаивая главным образом религиозно-содержательную значимость икон. Борьба была столь острой, что стала предметом обсуждения на Стоглавом Соборе 1551 года. Собор постановил считать иконописание важнейшим государственным делом церковные власти должны всячески способствовать и помогать иконописцам, почитать их паче простых человек.В искусствах (архитектуре, живописи, прикладных) ценится их искусная сделанность, величие, красочность, светоносность, яркость, наличие драгоценных материалов. Храм воспринимается, прежде всего, как огромное роскошное произведение ювелирного искусства. На смену сакральному восприятию природы восточными славянами приходит понимание ее как прекрасного произведения высшего Художника. В ней усматривается теперь прекрасный порядок — «строй», радующий душу человека. В качестве основных характеристик природной красоты выступают величина, высота, округлость, «искусная сделанность», особая выделенность в пространстве. К сер. XIV в. в эстетическом сознании русичей видное место занимает нравственная красота. В литературе складываются идеальные образы героя (князя, ведущего народ на захватчиков — период татаро-монгольского нашествия на Русь) и духовного пастыря (священника). Были построены Десятинная церковь, Дмитровский собор, Борисо-Глебский собор. Построения делались из белого камня (цвет красоты),Владимирский и Новгородский храмы, Софийский собор, Георгиевский собор в 1130 г.


16.06.2016; 22:38
хиты: 229
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь