пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10. история открытия и проблемы изучения СОПИ

«Слово о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в.Первые печатные сообщения о «Слове» принадлежат М. М. Херасковуи Н. М. Карамзину. В 1797 г. М. М. Херасков в примечании к тексту своей поэмы «Владимир» сообщил: «Недавно отыскана рукопись под названием: «Песнь о полку Игореве», неизвестным писателем сочиненная. Кажется, за многие до нас веки, в ней упоминается Баян — российский песнопевец». В том же году в журнале, издававшемся в Гамбурге французскими эмигрантами, — «Обозреватель Севера» Н. М. Карамзин опубликовал заметку, в которой, в частности, говорилось: «Два года тому назад в наших архивах был обнаружен отрывок из поэмы под названием «Песнь воинам Игоря», которую можно сравнить с лучшими оссиановскими поэмами и которая написана в XII столетии неизвестным сочинителем». Однако можно утверждать, что «Слово» стало известным А. И. Мусину-Пушкину несколько ранее, чем 1794-1795 гг.На те же годы, как время обнаружения «Слова», указывает и следующий факт. А. И. Мусин-Пушкин изготовил копию с древнерусского текста «Слова» для Екатерины II, интересовавшейся в те годы русской историей. Текст «Слова» был сопровожден переводом и примечаниями. В этих примечаниях он использовал исторические сочинения самой Екатерины, которые были изданы в 1793 г. Так как ссылок на печатное издание в примечаниях нет, представляется вероятным, что Екатерининская копия «Слова» была изготовлена до 1793 г.Сам граф утверждал, что он приобрел «Слово» в числе других книг у архимандрита Спасо-Ярославского монастыря Иоиля.Было установлено, что сборник, в составе которого находилось «Слово», принадлежал Спасо-Ярославскому монастырю, числился в описи его рукописных книг, но не позднее 1788 г. был, как указано в описи, «отдан» (в описи следующего года та же рукопись числится уже «за ветхостью уничтоженной»). Отдан, видимо, — непосредственно или через Иоиля — А. И. Мусину-Пушкину. Впевые «Слово о полку Игореве» было издано в 1800 г.Однако 12 лет спустя все богатейшее собрание древнерусских рукописей, принадлежавших графу, и в их числе — сборник со «Словом», погибло в пожаре Москвы во время нашествия Наполеона. Сборник, где было помещено «Слово», открывался хронографом Распространенной редакции 1617 г., затем читалась Новгородская первая летопись младшего извода, первая редакция «Сказания об Индийском царстве», древнейшая редакция Повести об Акире Премудром», «Слово о полку Игореве» и первая редакция «Девгениева деяния». Уже состав сборника сам по себе чрезвычайно характерен: «Слово» находится в окружении очень редких в русской письменности памятников или редакций.Издатели порою не смогли правильно прочесть и воспроизвести текст, не всегда понимали значение отдельных слов. Это явилось причиной того, что в первом издании «Слова» оказалось немало неясных по смыслу чтений, так называемых «темных мест».Т. М. принято называть чтения, неясные по смыслу или содержанию, явные нарушения грамматич. норм древнерус. яз. (неверные флексии, отсутствие согласования и т. д.) или непонятные слова.Таковы, напр., чтения «къ мѣти» вм. «къмѣти», «въступилъ дѣвою» вм. «вступила дѣвою», «одѣвахъте» вм. «одѣвахуть» или неправильное понимание слов «зегзица» (кукушка, чайка, чибис), «дань по бѣлѣ» (по белке, по горностаю, по векше)  и др.

Время написания

1. Автор, призывая князей к единению в «золотом слове», обращается к галицкому князю Ярославу Владимировичу, отцу Ярославны. Он умер 1 окт. 1187 г. => написано не позже осени 1187.

В конце эпизод беседы Гзака и Кончака => автору известно о бегстве Владимира из плена => написано не ранее 1187. Итого основная гипотеза состояла в том, что СПИ написано осенью 1187 г.

2. Однако в связи с уточнением хронологии летописания (Бережков) оказалось, что эти события не могут служить основанием для датировки (Бережков доказал, что, вероятно, возвращение Владимира – 1188 г.). Так что слово могло быть написано как до, так и после этих событий.

3. Есть еще идея по-разному датировать составные части. Гудзия считает, что основная часть (до плача Ярославны) была написана в 1185, а заключительная часть – после возвращения из плена. С 1185 годом согласны Рыбаков, Охрименко.

Напротив, Горский предполагает, что Слово создано не ранее 1188 (после возвращения Владимира Игоревича). Но, возможно, пишет Горский, основная часть была написана в 1185, а потом дописали.

Альшиц: Слово было написано после поражения на Калке, но не позже 1238 («старые словесы» - описываются исторические события, а не современные).

Итог: текст создавался при жизни Игоря, то есть до 1202 г. В тексте есть намек о том, что там речь о живых князьях: названы Игорь, Всеволод, Владимир, не назван Святослав Рыльский – умер. Текст создан до смерти Всеволода – до 1196 г.

Проблема подлинности «Слова»

Известный медиевист и специалист по раскрытию подделок А. И.Ермолаев видел рукопись и признал ее подлинной. Кроме того, у рукописи есть конвой: СПИ+хронограф+сказание об Индийском царстве. Сомнение вызывали боги, упоминаемые в тексте, и язык (похож на западно-славянский диалект). В подлинности усомнился М. Каченовский. Нек-ые считают, что «Слово» это подделка под «Задонщину».В Апостоле 1307 г., найденном К. Ф.Калайдовичем в собрании псковских рукописей на последней странице цитата из СПИ. Кроме того, на это указал сам Мусин-Пушкин. Д. С. Лихачев считает, «Слово» подлинным произ-ем.

Автор

На этот счет существуют разные предположения, автор неизвестен, ни в каких других источниках нет информации о нем, так что единственный источник, по которому мы можем судить об авторе – само «Слово». Несмотря на то, что многими предпринимались отождествить автора с известным истории лицом, наиболее адекватным представляется путь обозначения некоторых его характеристик:

1. Некоторые считают, что автор принадлежал к дружине Игоря (или даже был его учителем), некоторые – что к Святославу. «За» первую позицию говорит симпатия, с которой автор высказывается о «гнезде Ольговичей» (это же приводят в доказательство того, что автор был из Черниговской земли). С другой стороны, автор осуждает поход Игоря и восхваляет Святослава – возможно, он был дружинником Святослава и из Киева (Рыбаков). Кроме того, М.С. Грушевский выдвинул предположение о составной природе Слова, то есть до рассказа  о бегстве Игоря из плена – один автор (представитель киевской дружины), далее и до конца -  сторонник Игоря (идею скомпилированности поддержал Ляцкий).

2. О происхождении автора: В. Ф. Ржига – автор был князем или профессиональным придворным княжеским поэтом (были даже версии, что автором был сам Игорь (Шарлемань).Чивилихин – автор был обязательно княжеского происхождения (из употребления слов «брат», «братие», «князь». Еще была полемика о том, был ли автор лицом духовным (Зотов).

Жанр СПИ

1.            Барсов Е.В.: Дружинная, боевая песня-фольклор, то есть соединение черт повести и песни. Традиция называния «Слова» «песнью» идет еще от Карамзина.

2.            Гудзий: Летописная повесть.

3.            Еремин (1950): Слово – ораторское произведение, принадлежащее к типу политического торжественного красноречия (ораторские приемы):

•              автор называет произведение и «словом», и «повестью», и «песнью», что могло быть только в художественной ораторской прозе;

•              термин «Слово»  в ораторской прозе указывал на принадлежность к торжественному направлению (поэтому вынесено в заглавие);

•              Термин    «песнь»    указывал    на    содержание    произведения,    поэтому употреблялся в переносном значении - «хвала», «слава»;

•              Термин «повесть» - «сказание», рассказ», «известие» употреблялся при переходе от вступления к повествовательной части.

4.            Гумилев: Памфлет против А.Невского.

Вместе с тем необходимо отметить, что в Слове соединены два фольклорных жанра: «плач» и «слава» (прославление князей с оплакиванием печальных событий). Слово – книжное произведение, возникшее на основе устного, поэтому здесь органически слиты элементы фольклорных и книжных жанров (причем книжные преобладают вначале).

 


16.06.2016; 22:38
хиты: 157
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь