Диале́ктика (др.-греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивноготеоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления.[1] В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийскойфилософских традициях. Само слово «диалектика» происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря «Диалогам» Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но стремились найти истину путём обмена своими мнениями. Начиная с Гегеля, диалектикa противопоставляется метафизике — такому способу мышления, который рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга[2].
В истории философии виднейшие мыслители определяли диалектику как:
- учение о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит)[3];
- искусство диалога, понимаемого как постижение истины путём постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них (Сократ)[4];
- метод расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон)[3];
- наука, касающаяся общих положений научного исследования, или же, что одно и то же, — общих мест (Аристотель)[5];
- учение о совмещении противоположностей (Николай Кузанский, Джордано Бруно)[3];
- способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (Кант)[3];
- всеобщий метод познания противоречий как внутренних движущих сил развития бытия, духа и истории (Гегель)[3];
- учение и метод, принимаемые за основу познания действительности и её революционного преобразования (марксизм-ленинизм)[3].