История права и государства Нового времени представляет собой начало современной истории этих институтов. Она включает переход от лично-зависимых индивидуальных и групповых отношений к индивидуальной свободе, гарантированной упразднением сословного деления и признанием равенства граждан перед законом. В области политической организации феодально-сословное представительство окончательно сменяется представительством на основе всеобщего и равного избирательного права. Традиционные отрасли цивильного и карательного права дополняются новой и обособленной отраслью регулирования организации и деятельности учреждений государственной власти в центре и на местах, получающей впоследствии наименование отрасли конституционного (иногда государственного) права данной страны.
Правовые институты Нового времени продолжают испытывать на себе, прямо или опосредованно, воздействие происходящих в обществе перемен и становятся одной из важных сфер социальной активности и общения, где означенные перемены, связанные с переходом от традиционного (аграрного) общества к современному (индустриальному), получают свое частичное воплощение, поддержку и закрепление. Эти перемены были обусловлены, прежде всего, ростом промышленного производства и распространением интенсивного торгового обмена не только в пределах какой-то одной страны, но и далеко за пределами отдельных стран и даже исторических регионов. Это произошло в период географических открытий и колониальной экспансии европейских держав в страны Нового Света.
Религия:
Особый род перемен произошел на пороге Нового времени в области религиозной организации и отправления культа. Эти перемены известны под названием Реформации, затронувшей организационную, обрядовую и догматическую стороны жизни католической церкви во многих странах Западной Европы.Главными идеями реформаторов церкви в Новое время помимо борьбы с торговлей индульгенциями и критикой догмата о папской непогрешимости стали идеи свободы индивида в отправлении религиозных обрядов и поддержка популярной в целом ряде европейских стран идеи верховенства власти народа. Другим основополагающим принципом новой теологии стало положение о священстве всех верующих, т.е. об упразднении характерного для католицизма различения и разделения на клириков (священников) и мирян (прихожан). Это последнее повлекло за собой также упразднение монастырей, отмену целибата (запрета на вступление в брак для священников) и признание духовного равенства в делах веры между мужчинами и женщинами.
Политические перемены в ходе первых европейских революций
Важное направление перемен связано с последствиями радикальных политических потрясений, которые пережили в начале новой истории европейские народы и государства. Они вызвали крушение ряда древних монархических режимов с их сословной иерархией и привилегиями и появление впервые в истории этих стран республиканских режимов власти и управления. Эти новые режимы провозгласили и реализовали на практике
- идеи верховного правления народа,
- необходимости гарантий неотчуждаемых прав человека на жизнь и свободу,
- на равенство всех граждан перед требованиями закона,
- нацеленность на понимаемую справедливость и общее благо
- на свободу выбора рода занятий, распоряжения собственностью и др.
Возникающие на этой основе новые идейно-доктринальные и политические структуры создают предпосылки для формирования общества свободных и равных граждан, в котором обеспечивается конституционные признания некоего минимума неотъемлемых прав и свобод сограждан. А также несокрушимость народного правления, высокая авторитетность и принуждающая сила конституционных законов страны для сограждан и служителей государства и др.
Определенную роль сыграл интерес к античному опыту, пробужденный деятелями итальянского Возрождения. Помимо определенного возвеличения человеческого достоинства, отчасти с антицерковными и антифеодальными выпадами, важный аспект этого заинтересованного восприятия опыта греков и римлян составил древний опыт управления делами общества и государства.
Таким образом, в Новое время возникает новый образец правильно устроенного государства, отличный от образцов античной цивилизации и от просвещенного абсолютизма. Наряду с началами свободы, законности и общего блага, которые ценились еще с греко-римских времен, здесь особое значение приобретает способ распределения властных полномочий верховной власти государства, в частности обособления и равновесия властей, таких как законодательная, исполнительная и судебная.
Главным заинтересованным слоем движения к уравниванию в свободе, к личной и имущественной неприкосновенности в этот период стало ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ, которое и возглавило в ряде случаев это движение к ГРУЖДАНСКОМУ обществу. Это новое общественное состояние получило название "буржуазное общество", по имени буржуа (житель городов).
Другие направления перемен
Функционирование права испытывает в Новое время влияние ряда новых факторов, прежде всего технологических и научно-технических. На этот же период приходится завершение процесса становления наций-государств, начавшегося в средние века и ускоренного устремлениями абсолютных монархий с их верховным единодержавием, бюрократической иерархией и специализацией. Упорядочивание и кодификация права происходили путем собирания местного права и общегосударственного законодательного материала в единые своды, подразделяющиеся отныне на своды (кодексы, книги) гражданского, карательного, конституционного права и др.
Особым вниманием пользовалось конституционное право, которое призвано было регулировать распределение и осуществление государственной власти в центре и на местах, а также взаимоотношения учреждений государственной власти между собой и с гражданами.