Преступления и наказания по Кутюмам Бовези
Вопрос о преступлениях и наказаниях является одним из наиболее важных в Кутюмах Бовези. Памятник фиксирует процесс формирования основных принципов и институтов уголовного права средневековой Франции, многие из которых будут определять его специфику и в более позднее время.
Преступлениям и наказаниям специально посвящена гл. 30 Кутюмов Бовези. При рассмотрении этого вопроса следует обратить внимание на достаточно высокий того времени уровень юридической техники данного раздела, выражающийся главным образом в отходе от казуистики и попытке создания абстрактных понятий. Анализ соответствующих параграфов гл. 30 «О преступлениях» (§ 823, 824—827 и др.) позволяет сделать вывод том, что французские правоведы в этот период уже смогли выработать некоторые общие подходы к дефиниции преступного деяния, определению его тяжести и др.
Анализ гл. 30 позволит выделить отдельные институты так называемой общей части уголовного права: формы вины (умысел и неосторожность), соучастие, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, и др.
В основу классификации преступных деяний по Кутюмам Бовези положена не только тяжесть преступления, но и вид налагающегося за него наказания, о чем прямо говорится в § 823. Необходимо четко обозначить три основных вида наказаний и круг преступлений, закоторые они предусмотрены.
В Кутюмах Бовези рассматриваются, прежде всего, особо тяжкие преступные деяния (грубые нарушения существующего правового порядка), отнесенные к так называемой высшей королевской юрисдикции: убийство, изнасилование, фальшивомонетничество, ересь и колдовство, поджог и др. (§ 824—887). Каждый из названных составов преступлений требует отдельного рассмотрения. В частности, особого внимания заслуживает измена (traisori) — специфический институт уголовного права средневековой Франции, который представлен здесь и как самостоятельный состав преступления, и как форма вины (прямой умысел или «злая воля») при совершении преступлений против личности, отягчающая ответственность (§ 826—827).
Главной целью наказания по Кутюмам Бовези является возмездие и устрашение. За особо тяжкие преступления (убийство, фальшивомонетничество и др.) к основному наказанию в виде смертной казни могло быть добавлено жестокое дополнительное наказание.
С вопросом о преступлениях и наказаниях напрямую связан вопрос об организации суда и судебной процедуре. Характерной чертой средневекового права является тесное взаимодействие норм материального и процессуального права.
В Кутюмах Бовези закрепляется существование различных видов судов со своей подсудностью. Различались светские и церковные суды. Светские суды в свою очередь делились на королевские и сеньориальные. Систему королевских судов образовывали суды прево, бальи и созданный в 1260 г. в результате судебной реформы Людовика IX высший апелляционный суд во Франции — Парижский парламент. Здесь особо подчеркивается необходимость соблюдения принципа подсудности: «со ступеньки на ступеньку» (§ 322).
Бальи рассматривали дела, относящиеся к королевской юрисдикции, поэтому весьма интересны закрепленные в гл. 1 Кутюмов основные качества («добродетели»), которыми должен был обладать бальи. Студенту следует не только перечислить указанные здесь «добродетели», но и объяснить причины их закрепления, а также и иерархию. Основная масса гражданских и уголовных дел во Франции XIII в. продолжала рассматриваться в судах отдельных феодалов, пользующихся различными иммунитетами, в том числе и судебным. В то же время Кутюмы Бовези фиксируют процесс постепенного усиления позиций королевской юстиции, ее вмешательства в деятельность сеньориальных судов. В документе неоднократно подчеркивается, что король— высший арбитр и судья во Франции. Об этом свидетельствует, например, содержание § 1214—1215, 1883, где говорится о том, что только король может судиться в своем собственном суде. Характерно также, что Парижским парламентом часто осуществлялась практика «перехвата» дел из сеньориальных судов (§ 44, 1165).
Анализ Кутюмов Бовези позволяет выявить и такие важные черты организации судебной системы в средневековом обществе, как сословный характер суда, существование «суда равных» на всех ступенях социальной лестницы. Участие в суде сеньора являлось одной из основных обязанностей его вассала, прямо вытекало из договора о вассалитете. Разобраться в этих предписаниях позволит анализ § 1884, 1920 и др.
В Кутюмах Бовези закрепляется состязательный судебный процесс: привод ответчика в суд, а также сбор доказательств по-прежнему лежал на истце. В документе подробно рассматривается процедура вызова в суд, уважительные причины неявки и отложения судебного разбирательства (§ 57—58, 98—102 и др.1). Значительный интерес представляют закрепленные в § 1145—1156 восемь видов доказательств в суде, одним из которых является поединок (gages de bataille). Примечательно, что автор Кутюмов несколько скептически относится к этому виду доказательства, называя его «наиболее опасным».