пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

II семестр:
» ИОГП 2
» ИГПЗС 2
» ТГП 2
» ИГПЗС кр
I семестр:
» ИОГП
» ИГПЗС

Средневековый Китай. Уголовные установления Тан

.

Уголовный кодекс китайской династии Тан (618-907 годы нашей эры) относится к группе крупнейших правовых памятников мировой цивилизации. Это первый из китайских юридических сводов, полностью сохранился. Он содержит в конкретных нормах основные принципы китайского уголовного права, которые впоследствии легли в основу всего китайского законодательства и повлияли на правотворчество сопредельных с Китаем стран.

Кодекс разработан по распоряжению основателя династии Тан - Гао-цзу В 653 году под руководством родственника императора, был создан окончательный вариант. Кодекс "Тан люй шу и" состоит из 30 цзюанів (цзюань - это отдельный свиток с текстом, аналог раздела), 502 статей и 12 глав:

1) наказания и правила их применения (57 статей. Цзюані 1-6);

2) охрана и обеспечение запретов (33 статьи. Цзюані 7-8);

3) служебные обязанности и порядок их выполнения (59 статей. Цзюані 9-11);

4) семья и брак (46 статей. Цзюані 12-14);

5) государственные конюшни и хранилища (28 статей. Цзюань 15);

6) самовластные мобилизационные действия (24 статьи. Цзюань 16);

7) разбой и хищения (54 статьи. Цзюані 17-20);

8) драки и тяжбы (60 статей. Цзюані 21-24);

9) мошенничества и подделки (27 статей. Цзюань 25);

10) разнородные уголовные установления (62 статьи. Цзюані 26-27);

11) задержания и побега (18 статей. Цзюань 28);

12) судопроизводство и тюремное содержание (34 статьи. Цзюані 29-30).

 

Кодекс хорошо организовано. Разработчики снабдили каждую статью комментариями, разъяснениями, "вопросами" и "ответами", примерами.

Право Древнего Китая отличается от европейских и многих восточных правовых систем несколькими важными признаками. Право здесь не является освященным божественным авторитетом. "Изобретение" права приписывался "варварам", поскольку последние, по мнению китайцев, не имели моральных регуляторов поведения и поэтому вынуждены были прибегать к внешней принудительной силы закона.

В быту китайцев обращения к праву считалось позорным. Кодифицированного гражданского права Китай вообще до XX века не имел, поскольку хозяйственные отношения регулировались преимущественно административным путем. Что касается уголовного права, то, как считалось, в "лучшие времена" в нем не было необходимости, поскольку люди руководствовались исключительно нормами морали.

Становление китайской государственно-правовой доктрины, в том числе уголовно-правовой, проходило под влиянием четырех традиционных для Китая учений: конфуцианства, даосизма, моїзму и легизма. Все четыре школы имели целью привести огромную империю, которую раздирали социальные противоречия, династические войны и народные восстания, к внутренней гармонии, к порядку, который стал бы продолжением и отражением универсального порядка, заданного Небом. Ставилась цель создать практическую теорию идеального гармоничного общества..

Преступления и наказания

Тяжесть преступлений в "Тан люй шу и" измеряется степенью нарушения нравственного долга. Самые тяжелые из них объединяются в "Десять зол" (Цзюань 1, ст. 6). В кодексе они характеризуются как "предельное зло". К их числу относятся "Намерение Восстание против", "Умысел Великой строптивости", "Намерение измены". Эти три вида преступлений так или иначе направлено против государства и власти императора. Далее идут "Злостная строптивость" (нанесение побоев, намерение убить или убийство ближайших родственников), "Извращение" (убийство трех человек в одной семье, расчленение, изготовление ядов, гадания), "Большая непочтительность" (хищения ритуальных приборов, предметов императорского обихода, неуважительные высказывания "про Того, кто в паланкине", вообще "поведение, не соответствующее моральным устоям Ли подданного"), "Синовня неуважение" (донос на деда, бабку, отца, мать, их плохое обеспечение, нарушение сроков траура и проч.), "Вражда" (намерение убийства или продажи дальних родственников, нанесение побоев мужчине, донос на родственников), "Нарушение обязанности" (убийство главы заведения, своего начальника округа, уезда, своего наставника, невыявление скорби о смерти мужа, новое замужество до окончания траура), "Внутренний Хаос" (вовлечение в развратных отношений родственников, наложницы отца или деда). Большое количество статей кодекса (33) посвящена преступлениям против порядка управления. Должностные преступления делились на "частные", то есть лично корыстные, и "общественные", что не имели корыстного характера. Кодекс различает преступления спланированные умышленные. Кодекс предусматривает пять видов наказаний: 1) наказания легкими палками; 2) наказание тяжелыми палками; 3) ссылка; 4) каторжные работы; 5) смертную казнь через удавлення или отсечения головы. Кодекс не содержит телесных наказаний и квалифицированных видов смертной казни. Наказание - от легких палок до смертной казни - могли заменяться штрафами от 1 до 120 цзинів меди  или компенсироваться понижением в должности. Однако такие изменения не допускались в отношении преступлений, входящих в "Десяти зол".

Порядок назначения наказаний

Это самая сложная и наиболее подробно разработанная часть кодекса. Наказание скрупулезно высчитывалось. Установленные в нем санкции представляют собой усредненный стандарт и ориентированы на свободных простолюдинов. Для знатных и лично зависимых наказание могло или смягчаться, или становиться жестче. В каждом отдельном случае преступление расценивался ситуативно, а мера наказания должна точно соответствовать степени знатности, ранта, занимаемой должности, семейному положению и многим другим обстоятельствам. Цель наказания заключалась в восстановлении нарушенной преступлением гармонии путем адекватной компенсации. Наказание должно быть равным по силе преступления. Если преступник раскаялся в содеянном и устранил причиненное им зло, он не подлежал наказанию. Судебные функции в период Тан выполнялись уездной или окружной администрацией, для чиновников - теми ведомствами, в которых он служил. Преступления, которые карались каторгой или ссылкой, рассматривались центральными ведомствами. Смертную казнь мог назначить только император.

Кодекс  указывает на "Восемь причин для обсуждения", которые устанавливают особый порядок назначения наказаний для родственников императора, приближенных к нему, "достойных и благородных мужчин", лиц, имеющих "великую доблесть", занимающих должности третьего ранга и выше, почетные должности второго ранга, титулы знатности первого ранга, представителей предыдущих династий и тех, "кто старательно работает". В случаях, когда лица перечисленных категорий совершали преступление, не тянул за собой смертной казни, наказание им снижалось на одну ступень и могло или заменяться уплатой соответствующего штрафа, или компенсироваться понижением в должности. В случаях, когда предусматривалась смертная казнь, правительственный департамент докладывал дело императору с просьбой разрешения на "обсуждение" дела. После "обсуждения" правительственным департаментом материалы дела снова посылались императору для "неоспоримого решения". Однако такой порядок назначения наказания не применялся для преступлений, которые входили в "Десяти зол". При назначении смертной казни император по запросам судебной палаты подтверждал свое решение или пять раз, или три раза, или один раз, в зависимости от характера преступления. Назначения и исполнения наказания определялись рядом факторов: нельзя было назначать смертную казнь, если преступник был единственным, кто должен был ухаживать за старыми или больными родителями. Именно в таких случаях нельзя было назначать ссылки, выполнять наказание весной и летом, чтобы не нарушить "гармония жизни".

Характерной чертой "Тан люй шу и" есть строгое преследование преступлений против семейной морали. Достаточно сказать, что тот, кто донес на своих родителей, деда или бабку, подлежал удавленню, даже если донос был правдив..

 

 


16.01.2016; 21:23
хиты: 69
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь