Устройство (средство) — элемент имитационной модели, который позволяет провести имитацию процесса обслуживания.
- простые (одноканальные) — обслуживают одновременно одну заявку
- сложные (многоканальные) — позволяют одновременно обслуживать несколько заявок.
Устройствам задаются приоритеты:
- абсолютные (более приоритетная заявка прерывает обслуживание текущей заявки)
- относительные (заявка большего приоритета ожидает окончания обслуживания текущей заявки).
Заявка — инициирует начало какого-либо процесса в системе. Заявка характеризуется внутренней структурой: одиночная/групповая (группа однотипных заявок). Генератор заявок — описывает законы поступления заявок в систему:
- детерминированные (четко определяют время поступления заявки в систему)
- вероятностные (можно использовать нормальное, равномерное, экспоненциальное и др.)
Задачи — представляют собой любую активность — элемент процесса
Очередь — элемент модели, который отображает пассивность и производит статистическое накопление результатов. Очередь включает заявки, которые по каким либо причинам не могут быть обслужены. Очереди ставятся перед каждым устройством, на входе системы, на выходе либо в точках, которые являются потенциальными «узкими» местами в системе, либо в этой точке необходимо провести дополнительное накопление результата.
Процесс — то, для чего описывается модель.
- простые: последовательный характер выполнения; минимальное количество типов заявок и условий инициации процесса и обслуживания заявок; наличии простых устройств в обслуживании.
- сложные: описываются большим количеством типов заявок; имеют сложные условия развития и инициации; используются сложные, многофазные устройства.
Для описания процесса необходимо знать:
- заявки, которые с ним связаны
- характер их поступления в систему (условия инициации самого процесса)
- устройства, которые связаны с обслуживанием в рамках данного процесса
- план-график выполнения работ или задач в рамках данного процесса
- условия связи с другими процессами
- критерий оценки эффективности
События — связаны с изменением состояния системы и ее объектов. События обеспечивают прерывистость процесса. Процесс представляется из набора активностей и пассивностей. Начало каждой активности связано с возникновением события в системе
Системное время
Механизмы учета системного времени:
- время изменяется равномерно с определенной дискретностью (счетчик времени срабатывает при определенном количестве единиц, при каждом срабатывании возникают события, которые помещаются в специальный список будущих событий. Если время события, находящегося в списке меньше либо равно времени срабатывания счетчика, то событие запускается на выполнение). — неэффективно для большей части систем (счетчик срабатывает вхолостую)
- скачкообразное изменение времени в соответствии с возникновением событий. Список будущих событий — каждое событие имеет характеристику времени возникновения.
Управляющая программа (монитор) просматривает список будущих событий и извлекает событие, которое находится в вершине, производит:
- изменение значения счетчика времени (=времени наступления данного события)
- запуск на выполнения данного события.
Цели ИМ
Основная цель имитации – создать экспериментальную модель, которая в основных чертах имитирует поведение реального объекта - оригинала, причем быстро и экономно.
- изучение системы и построение теории или гипотезы, которые могут объяснить ее поведение;
- эффективное управление системой;
- использование этих теорий для предсказания будущего поведения системы (прогнозирование).