пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


58. Формирование художественно-творческой активности учащихся на уроках ИЗО

Основой преподавания изобразительного искусства является его деятельное освоение. На первый план выходит опыт творческой активности, который в новом стандарте становится более разнообразным и вариативным. Более того, раздел, связанный с постижением школьниками основных закономерностей живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных и зрелищных искусств, вытекающих из их изобразительной природы, и самих произведений искусства, прежде всего, предполагает не просто знакомство с авторами произведений, а собственно художественную деятельность. Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования ее идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Опыт творческой активности учащихся включает в себя актуальные умения и навыки выразительной передачи окружающего мира с его собственной интерпретацией. Основные метапредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы. При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события в истории – исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика). Образовательная система, которая строится на принципах широкого, свободного и осознанного выбора – сложная, требующая серьезных организационных усилий, трудовых затрат. Но та творческая атмосфера, тот дух, который в ней существует, многое окупает. И, что особенно важно для педагога, эта система словно отражает себя в ученике, который растет и развивается в соответствии со своими задатками,склонностями, способностями, становится яркой, неповторимой человеческой индивидуальностью. Чему же хотели бы научиться наши дети посредством уроков ИЗО? В основном их желания связаны с творческой самореализацией, общением, решением нравственных проблем и ориентацией в современном мире. Оказалось, что наши дети хотят рисовать, разбираться в шедеврах живописи, быть лучше всех, общаться с людьми без ссоры, убеждать в своей правоте, быть интересными, дружить, всегда выполнять намеченное, найти профессию, которая была бы интересна и дала бы возможность жить хорошо. Понятно, что все эти желания учеников имеют очень мало общего с содержанием образования, предлагаемым ребенку сегодня. Как говорят дети мы, учителя, учим их предмету. Они не видят, что мы учим их организованности, ответственности и т. д. Дети этого не видят. И нужно помочь им увидеть. Как? Именно это и определило направление моей работы. Воспитать творческую личность сложно. С каждым учеником учитель нянчится по-своему. И тем не менее непрекращающийся процесс творчества в человеческой истории доказывает, что при всей своей сложности и нетехнологичности развитие творческой личности – задача вполне разрешимая. Необходимо только, чтобы еще до обучения ребенка способам постановки и решения проблем, до оттачивания их мастерства в изобразительной деятельности и даже до социальной организации творческого дела учитель глубоко определил для себя, что представляет для него личность ребенка. К сожалению, в нашей школе дети ко мне приходят закончив начальную школу, что затрудняет процесс развития, так как у детей уже сложен соответствующий стереотип к урокам изобразительного искусства. Чаще всего лучшие рисунки у таких ребят бывают в процессе выполнения домашней работы, где они сознаются, что им помогали родители. И чтобы выяснить, на что способен ученик пятого класса, как с ним дальше работать и вести наблюдения, я использую арт-терапию или интерпретацию рисунка. Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. Относительно молодой возраст имеет направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, которое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным ) творчеством…» В своей работе я пользуюсь методикой С.В. Стариковой (кандидата педагогических наук Центра социально-педагогических технологий Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО). Грамотно нарисовать может научиться каждый, так же как читать и писать. И даже если человек не ставит перед собой цель стать профессиональным художником, он узнает в процессе обучения цену точной линии, удачного мазка, поймет, насколькосложна и трудоемка работа художника. Кроме того, элементарное умение владеть карандашом и кистью очень пригодиться в жизни. Конечно, за то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, детей не научить в должной мере грамоте рисунка, живописи и скульптуры. Но важно воспитывать у них отношение к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности. Для развития творческой активности учащихся на уроках стоит использовать следующие этапы работы: 1. Знакомство с произведениями искусства должно быть впечатляющим. Это достигается их эмоциональной характеристикой, построенной на образных сравнениях, литературно-музыкальных ассоциациях. Примером может служить использование литературного и музыкального ряда при проведении урока по теме «Основы языка изображения». 2. После создания хорошей эмоциональной атмосферы можно переходить к творческой работе. Для этого используется литературный ряд: загадки, стихи и отрывки из литературных произведений, сказки, легенды. 3. Проверку качества знаний и усвоенного материала целесообразно проводить в игровой форме: игра «Внимательный слушатель» по итогам урока-лекции; решение кроссвордов. 4. В домашнее задание стоит включать игровые моменты и творческие задания: поисковая работа, самостоятельное составление кроссвордов, КВНы. Часто на обобщающих уроках я использую театрализацию. Конечно, такие уроки требуют подготовки, но и результат того стоит. Как горят глаза детей, как они ждут таких уроков! Количество наглядного и иллюстрированного материала, сделанного руками учащихся, год от года растет. Каждый месяц работает в школе съемная экспозиция рисунков. А поделки мы с удовольствием дарим малышам из детского сада. Проблема восприятия художественного произведения всегда интересовала и продолжает интересовать как самих художников, теоретиков искусства, критиков, так и тех, кому адресовано изобразительное искусство – зрителей. Данная проблема сложна и многогранна. Задача педагога состоит в попытке разобраться и проанализировать процессы постижения художественного смысла произведения, стать посредником между маленьким зрителем и искусством. Для этогоможно использовать методы художественно-эстетического воспитания, способствующие развитию творческой активности учащихся на уроках ИЗО. Главный – метод художественного уподобления, состоящий в эмоциональном слиянии зрителя с чувствами и позицией автора произведения. Для вхождения человека в состояние уподобления, сопереживания, открытости к восприятию искусства любой урок необходимо строить, используя принципы театральной драматургии. Драматическое искусство, как и все другие искусства, имеет дело преимущественно с развитием жизни чувств в человеке, что должно быть важно для тех учителей и школ, которые видят свою задачу в развитии подвижной и открытой миру душевной жизни ребенка. Совершенно очевидно, что искусство затрагивает душу человека глубже, сильнее, чем область знания и, следовательно, имеет гораздо больше возможностей для благотворного, преображающего, гармонизирующего воспитательного момента. Метод художественного уподобления может использоваться: 1.Как непосредственная иллюстрация феномена. Например: изображение цветом гнева, радости, любви, конфликта. 2.Позволяет обратиться к своему душевному состоянию, понять причину переживаний, сомнений. 3.Для развития фантазии, воображения, творческой самостоятельности. 4. Способствует раскрытию и совершенствованию человеческого потенциала невербального и вербального самовыражения. Второй метод – метод поэтапных открытий: постепенность вживания в тему, раскрытие через переживание различных ее граней. Процесс постижения произведений изобразительного искусства на уроках усложняется из-за маленького жизненного опыта детей, отсутствия жизненной позиции, а также нехваткой времени на уроке. Школьной программой по изобразительному искусству предусмотрены как специальные часы знакомства с творчеством того или иного художника, так и наполнение зрительного ряда – произведений художников как иллюстраций и как способов подачи и раскрытия темы урока. И вот здесь учителю нужно построить, зачастую, короткую беседу так, чтобы ученик мог усвоить информацию, которую несет то или иное художественное произведение. Что дает метод поэтапных открытий? 1. Развивает умение слушать. 2. Дает возможность аргументировать свои идеи. 3. Личностный рост учеников через расширение кругозора.4. Овладение учениками умениями анализировать произведение. 5. Рост осознания учениками собственного «я». Третий - метод единства восприятия и созидания: любое эстетическое переживание по поводу воспринимаемого художественного произведения можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности. Изобразительное видение формируется за счет образного видения ученика – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет наблюдаемого объекта, явления. Для этой цели необходимо проводить деловые игры на уроках. Игра в художников и зрителей: на протяжении урока учащиеся выступают то в роли зрителей, то в роли художников, тем самым приобщаясь к специфике основных видов художественной деятельности (восприятия и созидания). Что дает метод единства восприятия и созидания? 1.Новые возможности для самораскрытия подростка. 2.Умение решать свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. 3.Развивает навык сотрудничества. Следующий метод – метод широких ассоциаций – направлен на творческую интерпретацию содержания художественного произведения. Каждый человек воспринимает художественное произведение субъективно, соотнося его с собственным жизненным опытом, общение же с искусством помогает достраивать этот опыт. Близок методу широких ассоциаций метод актуализации личного опыта ребенка. В своей практике учитель изобразительного искусства сталкивается с тем, что у школьников мало жизненных впечатлений, знаний элементарных основ изобразительной грамоты и умений общаться с изобразительными материалами. Создается проблемная ситуация – противоречие между желанием что-либо изобразить и умением это сделать. Цель учителя ИЗО заинтересовать и научить, обогатить зрительные представления подростков, развить воображение, вооружить школьников изобразительными умениями и знаниями, достичь определенного уровня изобразительной грамотности в изображении тех или иных элементов композиции с натуры, по памяти и по воображению. Метод широких ассоциаций может использоваться: 1.Как прием в методе передачи знаний, когда содержание картины несет непосредственное знание о психологических явлениях. 2.Как прием для постановки проблемы. 3.Как художественная ситуация, направленная на духовное начало в человеке. 4.Как способ исследования своего «я».Активизировать деятельность ребенка, повысить его мотивацию к общению с искусством поможет метод индивидуальной и коллективной поисковой работы. Во втором полугодии пятого класса необходимо работать по углублению и расширению знаний, полученных на уроках, наблюдению и осмыслению окружающей действительности. Поисковая работа находит выражение в коллекционировании репродукций по выбранным темам, в создании индивидуальных и коллективных альбомов, в подготовке докладов, устройстве выставок, в чтении литературы по искусству, посещении выставок, хотя в сельской местности с выездом ребят в художественные музеи проблематично. Но сейчас нам на помощь пришел Интернет и доступ к информации стал реальнее. Самостоятельная работа школьников развивается и направляется педагогом в соответствии с основными учебно-воспитательными задачами каждого года обучения. В результате учащиеся должны получить представление о роли искусства в жизни общества; знать основные этапы зарубежного искусства, искусства своего народа. Этот метод: 1 – открывает большие возможности для самодвижения. 2 – укрепляет творческий потенциал. 3 – помогает учащимся выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства. 4 – помогает найти резервы в собственной индивидуальности, дает возможность найти точку опоры в своей уникальности. Необходимо направлять ребенка на выполнение любого задания учителя творчески, но творчество немыслимо без свободы, поэтому следующий метод – метод свободы в системе ограничений. Этот метод предполагает знание основных изобразительных средств и техник, умение использовать их. Это всегда оставалось неким пробелом в школьном обучении. Чтобы поддерживать интерес к предмету, на уроках можно и нужно использовать разные художественные материалы и техники выполнения работ. Учащиеся рисуют карандашом, красками, углем, пастелью, гуашью; занимаются живописью, графикой, декоративной росписью, конструированием из бумаги, работают с соленым тестом, глиной, пластилином, выполняют аппликации и силуэты, мозаики и витражи, осваивают технику батика. Выполненные художественные работы дети могут использовать как подарки родным и друзьям. Это способствует развитию интеллекта и формированию положительной мотивации к деятельности на уроках. Что дает метод свободы в системе ограничений.1.Овладение учащимися умениями пользоваться различными художественными средствами и техниками. 2.Развивается воображение и творчество подростка через развитие фантазии. 3.Обеспечивает развитие у учащихся рефлексии. 4.Укрепление и развитие веры в себя, в свой творческий потенциал. 5.Желание своим трудом приносить радость себе и своим близким. Использование на уроках метода диалогичности позволяет научить ребенка общаться с произведением искусства, вступать с ним в диалог, ибо общение с искусством всегда диалогично. Так как, по сути, урок является уроком-проблемой, то само собой невозможно обойтись без диалогических форм общения на протяжении всего занятия. Ученики задают вопросы, решают художественные задачи, предлагают свою точку зрения о увиденном, обсуждают назревшую проблему и в конце урока приходят к какому-то определенному мнению. В ходе урока, общаясь с учениками, учитель уточняет для себя, какие темы усвоены прочно, а над какими следует поработать на последующих занятиях: у каких учеников сформировано умение к сотрудничеству, а какие предпочитают работать в одиночку. Кроме того диалог становится поиском ответа на многие вопросы. Делая анализ художественного произведения, учащиеся постигают в диалоге общечеловеческие ценности, тайны человеческой натуры, особенности своего характера. Организуя диалог, педагог стремится, учитывая степень активности учащихся, преодолевать их слабые стороны, опираться на сильные стороны, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель. Метод диалогичности помогает: 1- приобрести жизненно необходимый навык делового общения, умение формулировать вопрос, вести дискуссию. 2- теоретически обосновывать проблему или находить способы ее решения. 3- развивать умения выступать публично; 4- развить субъектную активность; 5- развивать умение слушать; 6-утвердиться ученику как личности; 7.понять, что большинство проблем имеют многозначное решение. Для активизации мышления используется метод сравнений, когда из веера возможностей разного решения проблемы ребенок может выбрать одну. Для этой цели на уроках желательно проводить сравнительный анализ произведений профессионального или народного искусства в контексте основной темы,задач урока и четверти. В сравнения вовлекаются природа, музыка, поэтическое слово. Это помогает ученику видеть разные пути воплощения художественного замысла. (см. приложение «Пейзажная лирика на уроках ИЗО». Что дает метод сравнений? 1.Открыть свой путь к искусству. 2.Помогает донести до подростка идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему. 3.Найти себя как художника, зрителя. Для активизации деятельности используется метод коллективных и групповых работ по проектам. Для усиления активности ребят на уроках я всегда использую индивидуальную, групповую и коллективную проектную деятельность. Ценным в методике проектов является то, что все теоретические знания, полученные при обучении, ребенок должен уметь реализовать на практике, используя свой собственный потенциал. Работая над проектом, ребенок учится ориентироваться в различных источниках информации, используя и информационные технологии. Эта работа позволяет организовать подлинно творческую, исследовательскую самостоятельную деятельность школьника, формируя потребность в самообразовании и зрительскую культуру, развивает интеллект и познавательный интерес у детей. Этот метод дает возможность для: 1.Организации сотрудничества учителя и учеников; 2.Организации сотрудничества учеников между собой (в том числе – обеспечение взаимопомощи) 3.Доброжелательности в общении. 4.Формирования стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач; 5.Создания ситуации выбора. 6.Создания условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся. 7.Ориентации учащихся на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление личностного смысла учения. 8.Организации познавательных способностей. 9.Формирования эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе. Метод экспрессии в творческой ситуации. Этот метод позволяет осуществлять в какой-то мере целостный подход к человеку как единству, в котором все функции взаимосвязаны. Приемы метода – рисование, ваяние,моделирование с бумагой, красками, образные разговоры, описание картин и произведений, музыка ит.д., т.е. средства искусства. Благодаря этому личность обогащается, выступая одновременно в роли творца и в роли воспринимающего. Этот метод дает возможность выражать агрессивные чувства в рисунке и за кратчайший срок освобождаться от них, помогает укрепить положительные чувства друг к другу, развивает воображение т творчество через развитие фантазии. Метод экспрессии в творческой ситуации дает для развития подростка: 1.Дает возможность выражать агрессивные чувства в социально приемлемой манере и за кратчайший срок освобождаться от них. 2.Развивается воображение и творчество через развитие фантазии. 3. Метод способствует развитию самосознания в силу того, что познание своей эмоциональной жизни (сферы) происходит через усиление внимания к собственным чувствам, особенностям личности, воображения, мышления, отношений. 4.Помогает укрепить взаимоотношения с людьми. Сходство(совпадение) в художественном творчестве становиться основой для развития симпатии и положительных чувств друг к другу. В заключении хочется сказать, что проявление и развитие творческой активности на уроках ИЗО во многом зависит от окружения, в котором находится ребенок в образовательном учреждении. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе принадлежит учителю. Если учитель будет против проявления творческой активности ученика, то творческое начало ребенка может быть подавлено. Поддержка и развитие творческой активности учащихся могут осуществляться разными путями. Одни приемы и методы будут пригодны для одних детей, другие для других. Учитель должен быть свободен в выборе пути для развития творческой активности своих учеников. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ребенка в проявлении творчества. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой творчества. Поощряет успехи и не задерживает внимания на неудачах. Ошибки ребенка рассматривает, скорее, как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат на уроках ИЗО должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и поддерживать их попытки и старания проявлять творческую активность даже при неудаче. Поощрение творческой активности может осуществляться путем отступления от жесткого плана урока, когда большинство ребят проявили интерес к какой-то проблеме или вопросу.Учитель сам может ставить вопросы, стимулирующие творческое мышление, используя так называемые «открытые» вопросы, на которые можно найти несколько ответов. Атмосфера на уроках ИЗО должна обеспечивать свободу выражения, вопросы и взаимодействие учащихся. Необходимо планирование учебных ситуаций, вопросов, дискуссий, когда дети знают что их участие приветствуется и ценится. Важным моментом является умение выслушать другого. Сопоставление различных точек зрения позволяет учащимся развивать свою творческую активность


15.01.2016; 09:05
хиты: 3872
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
изобразительное искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь