Два этапа эволюции детского рисунка (открыл К.Риччи): доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Стадия каракуль длится по-разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе бумаги и особая проблема в это время - остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно, как это сложно дается. Самый известный тип каракулей - бесконечная спираль; взрослые пытаются ее по-своему интерпретировать, говорят: "Это он рисует звук, движение..." - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.
Часто стадию каракулей или стадию "мараний" (какой понятный, почти житейский термин!) сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи, когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребенок стремительно овладевает "звуковой материей". Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур - "круг".
Очень важно уметь замкнуть контур, потому что закрытый контур дает форму. У ребенка еще нет четкого ощущения формы, а оно необходимо для движения, для освоения предметного мира. До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них "вот такие", показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно квадраты.
Вторая стадия доизобразительного периода – от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это – папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.
Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период, первая стадия которого – стадия предметного рисования (схематичного изображения). Первые предметные изображения, как правило, не создаются специально, они "узнаются" в том, что нарисовано. Например, изобразив множество довольно кривых кружков, трехлетний мальчик спрашивает себя: "Это снег?" Рука опережает образ. Но первым осознанным предметным рисунком у каждого ребенка, в какой бы точке мира он ни жил, становится изображение человека. Более того, человек надолго останется излюбленным персонажем детского рисования, а образ его будет меняться вместе с развитием и изменением автора рисунков.
Предметное рисование проходит множество периодов, угасает и переходит в почерк. Сначала дети рисуют не себя, не папу или маму - они изображают человека "вообще", просто человека. - Первое, что у них получается, - знаменитый "головоног", созданный буквально по инструкции детской песенки: "Точка, точка, запятая, минус - рожица кривая, ручки, ножки, огуречик - вот и вышел человечек". Нос в виде запятой вовсе не обязателен (в отличие от глаз и рта); "огуречик" же кривым замкнутым контуром охватывает вместе голову и туловище, из которых торчат в стороны палочки-ручки и палочки-ножки. Обратите внимание: ни о каком умении считать, разумеется, пока нет и речи, тем не менее на первых предметных рисунках маленьких детей всегда два глаза, две руки и две ноги, а рот всегда один - никто еще из трехлетних детей ни разу в этом не ошибался.
Следующая стадия развития рисунка - стадия правдоподобных изображений - характеризуется постепенным отказом от схемы и попытками воспроизвести действительный вид предметов. В человеческой фигуре ноги приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются волосы, иногда оформленные в тщательно прорисованную прическу. Шея приобретает соизмеримость, плечи - округлость. Больше внимания уделяется изображению одежды. Все это достигается не сразу. Рисунок проходит и промежуточную стадию, на которой часть его оформляется еще почти совершенно схематически.
Несмотря на все отмеченные изменения, в детских рисунках продолжают оставаться неизменными три основные черты. Во-первых, рисунки, как и прежде, представляют собой только контуры изображаемых предметов. Даже когда они имеют достаточно сложное содержание, оттенки и светотени отсутствуют. Во-вторых, все еще не соблюдается пропорциональность изображения: человек может превышать ростом дом, нарисованный по соседству. Наконец, сохраняется зарисовка тех частей предмета, которые в действительности при данном его положении не могут быть видны. С этим связана и наиболее характерная особенность детского рисунка - его прозрачность. Например, на рисунке человека может присутствовать кошелек, лежащий в кармане, и даже монеты, лежащие в этом кошельке.
В возрасте 5-7 лет освоение образного мира в рисунке также происходит - от человека к его окружению. Пропорции первыми устанавливаются именно в человеческой фигуре. Характерный рисунок этого периода: высокий большой человек рядом с маленьким многоэтажным домом и маленькой легковой машиной. Пятилетний автор не понимает нашего недоумения: "Да, этот человек приехал на своей машине, он живет в этом доме, да, на третьем этаже, видишь, вот его окошко и балкон". А нам кажется несуразной несоотносимость размеров изображаемого человека и его мира: "Как же он в дом-то войдет и в машину сядет?" На самом деле это нормальный этап развития детского рисунка. Через него проходят все дети, и со временем в рисунке все "уравновесится", а правильные пропорции установятся и в окружающем мире.
Часто в рисунках фигурируют члены семьи. Уже в 5-6 лет дети хорошо осознают внутрисемейные отношения и демонстрируют их в своих рисунках. Те, кого ребенок особенно любит, изображаются более тщательно: ребенок стремится добиться максимального сходства и всячески украшает портрет. В изображении семьи могут также присутствовать желаемые, но реально не существующие родственники. Рисунки подобного содержания могут служить ценным материалом для диагностики внутрисемейных отношений и условий семейного воспитания. В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в желаемую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это соответствует центральному личностному новообразованию развивающегося ребенка: у него отчетливо представлено чувство доверия к внешнему миру и чувство личной ценности. Когда ребенок начинает рисовать себя в неприятных ситуациях, это свидетельствует о его неблагополучном эмоциональном состоянии.
К подростковому возрасту рисование, по-видимому, в основном исчерпывает свои психологические функции, его адаптивная роль снижается. Ребенок переходит к более высокому уровню абстракций, на первые позиции выдвигается слово, позволяющее с гораздо большей легкостью, чем рисование, передавать сложность событий и отношений.
Знание возрастных особенностей детей и их проявления в изобразительной деятельности необходимо для учителя ИЗО для того, чтобы правильно выстроить процесс обучения и воспитания, найти эффективные методы и приемы обучения детей, способствующие развитию их интереса и творческих способностей. Знания особенностей детского изобразительного творчества позволяет психологам и педагогам дать «объективную оценку субъективному миру» ребенка, определить его интеллектуальный уровень и эмоциональную чувствительность на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Рассмотрим лишь три возрастных этапа детского изобразительного творчества в рамках школьного образования. Так как необходимо соблюдать преемственность в художественном образовании и знать уровень возможностей первоклассников, рассмотрим характерные черты изобразительной деятельности старшего дошкольника.
Старший дошкольный период изобразительной деятельности – это период перехода от ассоциативного образа отдельных предметов к устойчивому замыслу и его реализации через изображение.
Новообразование: ребенок стремится через игру и изобразительную деятельность осознать взаимосвязь между предметами и объектами, их взаимообусловленность.
В этот период отмечается расцвет детского композиционного творчества. Детям от природы дано чувство композиции, равновесия и выделения главного. У ребенка не развито аналитическое мышление, он не стремится к передаче точного изображения, достаточно отдаленного сходства с объектом и его узнаваемости.
Характерные особенности композиции в детских рисунках, в которых проявляются возрастные особенности дошкольников:
- Эгоцентризм детей проявляется в центричности композиций, изображения предметов располагаются по кругу «вокруг художника (главного)», проявляется развитое чувство равновесия.
- Появляется новое восприятие листа бумаги. Лист воспринимается как вертикальное пространство между небом и землей, в котором живут и существуют предметы и живые объекты. Композиция приобретает фризовость и чувство верха и низа.
- Диспропорциональность позволяет без труда выявить главное в рисунке, с него, как правило, начинает осуществлять ребенок свой замысел в рисунке.
- Стремление рассказать о действии, явлении ведет к постепенному заполнению листа изображениями, не заслоняющими одно другим.
- Знание об объекте изображения приводят к тому, что ребенок всегда изображает предмет в самом выгодном ракурсе, несущем максимум информации о предмете, совмещает в одном рисунке внешнее и внутреннее строение, делая рисунок прозрачным, несколько точек зрения на предмет изображения (слева и справа, фронтальное и сверху).
- Композиции отличаются большой декоративностью, условностью изображения: немыслимые ракурсы (египетское изображение), плоскостность, условное цветовое решение.
- Ребенок всегда проявляет в рисунке собственное отношение к тому, что изображает, т.е. рисунки дошкольников эмоционально выразительны.
Основная задача педагогов развивать познавательный интерес к окружающему миру, зрительную память и эстетическое и эмоциональное отношение к воспринимаемому.
Младший школьный период – это период становления логического мышления, переход от условной схемы к формальному изображению. Считается, что до 10 лет детское изобразительное творчество способно развиваться самостоятельно.
Особенности младшего школьника, влияющие на его изобразительную деятельность:
- конкретно-образное мышление;
- целостное восприятие;
- развитое воображение;
- высокая эмоциональность;
- увлеченность процессом деятельности, без установки на ее результат;
- легко переключается с деятельности на деятельность;
- быстро устает от однообразной деятельности;
- интерес на уровне любопытства;
- высокий уровень самостоятельности в работе;
- учитель – единственный авторитет.
Характеристика изобразительной деятельности младшего школьника.
- Высокая творческая интерпретация действительности, основанная на личном зрительном опыте, памяти, знаниях. Детям этого возраста не свойственно срисовывание, рисование с натуры предмета, если он не представляет для него интерес. Даже при рисовании с натуры дети рисуют скорее «по поводу» натуры, изображение, как правило, далеко от схожести с натурой, основанной на зрительной памяти. При рисовании с натуры они вольно пририсовывают фон, приукрашивают, гиперболизируют детали.
- В рисунке изживается схема, он становится более правдоподобным, хотя лишен пластического решения и наделен условностью. Рисунок младшего школьника очень декоративен, т.к. его отличает плоскосность и цветовая условность.
- Для композиции еще присущи черты дошкольного рисунка: диспропорциональность, доминирование главного, фризовость, незаслоняемость предметов, совмещение нескольких точек зрения, вращение листа, но складывается новое отношение к листу бумаги. Лист становится пространством, которое имеет не только верх и низ, но и глубину, так появляется многоплановость (несколько фризов) в рисунках детей.
Основное действие педагога – развитие зрительной памяти, образного мышления. Вместе с тем педагог должен в процессе работы с детьми:
- развивать наблюдательность, пополняя образную память;
- развивать эстетическое восприятие и умение давать эстетическую оценку увиденному;
- поощрять проявления самостоятельности;
- учить фиксировать лист и точку зрения;
- развивать чувство пропорций (соразмерности) в изображении;
- учить следовать задуманному сюжету;
- развивать умение полно использовать средства выразительности;
- воспитывать уважительное отношение к собственной и чужой работе.
Открытие, которое делает младший школьник к концу обучения в начальной школе – изображение должно быть похожим на изображаемое. Возникает вопрос КАК рисовать, поэтому учитель постепенно подготавливает младшего школьника к реалистическому изображению через постановку задач рисования с натуры или по памяти конкретного предмета.
57. Формирование умений и навыков в практике обучения ИЗО