Основной формой учебно-воспитательной работы является урок, который должен отвечать ряду требований:
- наличие целей и задач;
- соблюдение дидактических принципов (воспитывающее обучение,принцип научности,наглядности,сознательности и активности,систематичности и последовательности,доступности и последовательности);
- постоянное обогащение школьников знаниями;
- использование разнообразных методов занятий;
- диферецированный подход к детям с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Типы уроков:
- Урок сообщение школьникам нового материала;
- Урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков;
- Урок выявления знаний школьников путем проверки;
- Урок смешанного типа.
Для каждого типа урока ИЗО характерна определенная структура:
- организация занятий;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала;
- самостоятельная работа учащихся;
- закрепление нового материала на подведении итогов урока
- домашнее задание.
Методы обучения подразделяются на объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский, исследовательский.
Обучение начинается с объяснительно-иллюстрационного метода, который заключается в передаче учащимся информации различными способами – зрительными, слуховыми, речевыми. Возможная форма этого метода это рассказ, демонстрация разнообразного наглядного материала.
Для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод, в основе которого лежит многократное воспроизведение действия. Его формы – упражнение, беседа, повторение, описание наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа, так и с учителем.
Метод обучения, направленный на самостоятельное решение творческих задач называется исследовательским. Сущность метода заключается в творческом добывании знаний и способов деятельности.
Чтобы передача содержания образования предмета «изобразительное искусство» была успешной, чтобы принципы (т. е. стратегия или условия преподавания) работали в самом процессе обучения на уроке, необходима еще и тактика (как и что необходимо делать), т. е. методы обучения[13].
Н. Н. Ростовцев под методом обучения понимает «способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость»[14]. Это самое популярное определение метода обучения.
Другое определение можно найти у Б. М. Неменского, который отождествляет методы конкретной программы и формы обучения. Он говорит: «методы программы — это форма проявления ее содержания в процессе обучения»[15].
Более общее, современное определение метода обучения предлагает, например, В. В. Краевский: «Метод обучения — это конструируемая с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и усвоение ими определенной части содержания образования»[16].
Современная дидактика определяет следующие основные методы обучения:
1. объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) — этот метод состоит в том, что учитель всеми доступными средствами (рассказом, наглядностью, ТСО и т. д.) организует осознанное восприятие учащимися учебного материала. Средствами этого мете нужно обеспечить структурирование знаний, т. е. такое построение знаний, при котором у учащихся складывается система знаний о предмете в определенной взаимосвязи;
2. репродуктивный (инструктивно-репродуктивный) — это метод усвоения действий, формирования умений и навыков. Для этого есть один способ — воспроизведение или репродуцирование. Он состоит в том, что учитель конструирует задания на тренировку, упражнения, повторение;
3. проблемное изложение — это изложение, в котором учитель сам ставит проблему, создает проблемную ситуацию, раскрывает противоречие, в ней заложенное, показывает ход его разрешения, со всеми противоречиями этого peшения. То есть если для формирования думающих личностей нужно привлекать их к соучастию, рассуждению, думанью. В процессе проблемного изложения обязательно присутствует переживание, которое влияет на усвоение нового материала;
4. частично-поисковый (эвристический) — это метод, при котором учитель ставит проблему, дает проблемную ситуацию, а учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью (под руководством) учителя;
5. исследовательский — это метод, при котором учитель конструирует творческие задания, а учащиеся самостоятельно их решают, то есть вычленяют проблему, определяют заложенные в ней противоречия, формулируют задачи, ищут пути ее решения (строят гипотезу и доказательства ее решения). Применение этого метода предполагает самый высокий уровень творческого развития личности и является основным методом проблемного обучения[17].
Каждый из общедидактических методов обучения определяет педагогическую сущность приемов, форм обучения и их систем. Конкретное соотношение элементов современного содержания образования и методов обучения показано в таблице
Помимо общедидактических методов каждая конкретная программа по изобразительному искусству определяет свои специфические методы обучения. Довольно часто эти методы тесно переплетены с формами художественно-творческой деятельности и объединены схожими названиями.
Например, В. С. Кузин называет такие методы преподавания изобразительного искусства как беседа, объяснение, анализ натурной постановки и произведений изобразительного искусства, поэтапное выполнение рисунка (планирование общего хода работы), фронтальная демонстрация наглядных пособий и приемов работы над заданием, индивидуальный показ и исправление ошибок и др.[18]
Б. М. Неменский считает, что методы тесно связаны не только с формами, но и принципами преподавания изобразительного искусства. «Взаимосвязь между принципами, методами и конкретным построением содержания программы не однолинейна. Они слиты в педагогическом процессе и нелегко отделимы друг от друга». Целостность программы обеспечиваютопределённые методы, через которые реализуются соответствующие принципы. Тем не менее, в данной концепции можно выделить, например, следующие методы обучения изобразительному искусству:
- метод педагогической драматургии;
- метод поэтапных открытий, т. е. четкого вычленения тем каждого урока и их неповторимость;
- метод единства восприятия и созидания (практической работы) на каждом уроке;
- метод обобщающих уроков;
- метод широких ассоциаций;
- метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;