Говоря о периодизации детского рисования, нельзя не упомянуть труды выдающегося отечественного психолога Л. С. Выгодского. В своих исследованиях он вводит понятие «высшие психические функции», которое означает собственные человеческие приобретения, присвоенные индивидом в процессе его социального развития. Среди высших психических функций он выделяет процессы овладения средствами культурного развития и мышления, одним из которых и является рисование. Обобщая опыт психологических материалов по исследованию периодов становления изобразительной деятельности, Л. С. Выгодский выделяет четыре ступени развития детского рисования:
1. ступень рисования головоногов: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далёких от правдоподобной и реальной передачи объекта;
2. ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;
3. ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;
4. ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11 – 13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п.[32]
Таким образом, изобразительная деятельность младших школьников переживает период становления на ступень правдоподобного реалистичного изображения. Из всех видов изобразительной деятельности детей больше всего изучен рисунок. Характерные черты рисунков детей 6 – 9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.
1. Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.
2. Рисуют, как правило, они жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.
1-4 кл. в это время закладываются основы между жизненным опытом детей и изобразительной деятельностью.У школьников преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально чувственное восприятие.При обучении следует учесть,что приобрет.знания,умения и возможность их применения выступает не как цель обучения, а явл. Осн.средствами формирования худ.культуры.Ведущей деят-ю для школьников становится учение,хотя еще присутствует игровая.Замысел рисунка как и его композиция может меняться в теч.работы.Ребенок рисует больше по памяти,че с натуры. Предметы для рис.с нат. Должны располагаться на белом фоне, позднее можно включать цветной,но он должен быть контрастным по отношению к предметам.Предметы располаг.чаще в фас и профиль. Только к 10-11 годам у ребенка возникает возможность пространственного изображения. Особенности детского рисунка: -фризовость изображения (располаг.на 1 линии), -отсутствие загораживаемости,-цвет несет смысловую нагрузку, -падающие деверья и дома,-мелкие изображения,-прозрачное или ренгтгеновсткое изображ.-небо решается полосой,-солнце в углу листа.