Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу входят задания по составлению узоров, оформление альбомов, по декоративному оформлению помещений. Служит для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся.
Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта. Народное искусство- это особая отрасль ДИ в которой творческий процесс протекает на основе потомственного передавания мастерами из народа целой системы традиций и худ. Принципов, канонов, образцов, сюжетов, орнаментальных мотивов. Народный промысел-это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой товарное производство художественных предметов широкого применения при обязательном использование творческого ручного труда
Методика организации и проведения урока декоративного рисования.
Методика декоративно-прикладной деятельности - подраздел методики преподавания изобразительного искусства. Рассматривает особенности содержания, форм и методов организации и проведения занятий декоративно-прикладной деятельности. М. решает вопросы изучения на занятиях изобразительным искусством народного и декоративно-прикладного искусства (его видов, техник и др.), а также освоения учащимися в этом процессе и умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. По содержанию занятия подразделяются на: изучение техник народных промыслов (Гжель, Дымково, Хохлома, Городец, Жостово); составление орнамента в полосе, круге, квадрате и предметах быта; изображение плакатов на различные темы; все виды работ с бумагой; флористика; составление композиций из природных материалов.
етодика проведения уроков по декоративно-прикладному искусству в начальных классах.
В I классе дети должны усвоить по разделу декоративного рисования простейшие сведения о создании предметов декоративно-прикладного искусства, их основных особенностях: связь формы предмета декоративно-прикладного искусства с его практическим назначением (функцией), связь декоративного украшения (орнамент, цвет и т. п.) с формой предмета, с материалом, из которого создан предмет. Дети должны научиться выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных форм животного и растительного мира.
Содержание занятий по декоративному рисованию в I классе: рисование узоров и декоративных элементов с образца; самостоятельное выполнение в полосе, квадрате, круге узоров из форм растительного и животного мира (декоративная переработка листьев деревьев, кустарников, цветов, грибов и т. д.), а также геометрических форм (кругов, треугольников, прямоугольни-ков.И В процессе выполнения декоративной работы дети учатся при ценят ь линии симметрии, чередование элементов.
Примерные задания в I классе: рисование в полосе, круге, квадрате узоров из форм растительного и животного мира, а также из геометрических форм на белой и цветной бумаге с об-разца| и самостоятельно.
На уроке дети получают первые сведения об изделиях декоративно-прикладного искусства; учатся правильно вести работу (карандашом и красками) над простейшим декоративным рисунком из геометрических форм.
В начале урока учитель проводит беседу. В ней он обращает внимание детей на то, что самые разнообразные предметы, окружающие человека, украшены различными узорами, орнаментами. При рассматривании этих узоров, орнаментов легко заметить в них изображения самых разнообразных объектов действительности (цветов, ягод, листьев, рыбок, птиц, бабочек, жуков), геометрические формы. Школьники вспоминают, где они видели узоры, орнаменты, украшения, на каких предметах, что эти узоры изображают. Учитель задает детям вопрос: «Ребята, как вы считаете, почему многие из окружающих нас предметов украшаются узорами, орнаментами?»
Заканчивается беседа обобщением учителем ответов учащихся. Подчеркивается, что узоры, орнаменты призваны украшать, декоративно оформлять предметы, делать их приятными глазу человека и удобными в обращении. Человек издавна привык окружать себя красивыми вещами. (Демонстрируются таблицы.)
После беседы учитель показывает образец (узор в полосе из геометрических форм) и говорит детям о том, что сейчас на уроке они начнут учиться выполнять декоративные рисунки, и в частности узор в полосе. На данном уроке они должны научиться последовательно вести работу над декоративным рисунком. На классной доске вывешивается образец узора, и школьники под руководством педагога анализируют его. Затем на доске демонстрируются основные этапы работы над рисунком. Школьники приступают к рисованию. Они рисуют вслед за учителем после объяснения им очередного этапа работы.
Лист бумаги располагается горизонтально, затем проводится полоса — две ровные горизонтальные линии, которые ограничиваются короткими вертикальными отрезками. Полученный прямоугольник делится на шесть равных частей. Для облегчения этого процесса деление рекомендуется начинать от середины. С этой целью проводится вертикальная линия и полученные по-ловинки делятся на три равные части. Все линии .построения должны быть слабыми, тонкими.
Затем в каждой шестой части прорисовываются элементы узора — с левого верхнего угла проводится наклонная лршия вниз, затем снова вверх и т. д. В середине каждого полученного треугольника рисуются кружочки. Линии построения стираются резинкой, и начинается работа акварельными или гуашевыми красками. Учитель напоминает детям, как следует держать (в руках кисть, разводить краску и пользоваться блюдцем в качестве палитры. Во время самостоятельной работы учащихся педагог проводит с ними фронтальную и индивидуальную работу. В конце урока ученических рисунка анализируются. Затем учителе рекомандует детям в течение недели понаблюдать за осенней природой и определить основные цвета осенних листьев.
При выполнении данного задания первоклассники учатся последовательно вести работу над декоративным рисунком в круге; знакомятся с понятиями «симметрия» и «ритм»; учатся правилам работы гуашевыми красками.
Учитель сообщает детям тему урока, время выполнения задания (2 урока), материал, в котором выполняется задание. Узоры, орнаменты в круге дети не раз видели в декоративном оформлении тарелок, блюдец, подносов, потолков. Школьникам демонстрируется образец — таблица с узором в круге.
Необходимым условием успеха выполнения детьми декоративного рисунка в круге является применение в процессе рисования линии симметрии и ритма. Педагог с помощью изделий прикладного искусства, таблиц объясняет детям, что означают понятия «симметрия» и «ритм», раскрывает необходимость использования линии симметрии и ритма в декоративных рисунках. Постепенно первоклассники начинают усваивать, что с и м м е т р и я — это соразмерность, полное соответствие (по расположению, величине) одной половины целого другой половине. Р и т м—равномерное чередование каких-нибудь элементов в декоративном рисунке, в произведениях изобразительного искусства.
Затем школьники в течение 5—6 минут выполняют упражнение: на листе бумаги быстро от руки проводят несколько кругов, один круг в другом. Начинают с большого круга, внутри которого находятся все остальные. Это упражнение развивает руку школьников, их умение без предварительного построения проводить окружности. После упражнения преподаватель на классной доске показывает поэтапное выполнение линейного рисунка узора.
Задав школьникам ряд вопросов с целью выяснения пони-мания ими последовательности в ы пол пен и я линейного рисунка узора в круге и продемонстрировав таблицы, учитель разрешает детям приступить к рисованию. Первый этап работы снова показывается на доске.
Рисование узора начинается с проведения посередине листа бумагк вертикальной и горизонтальной линий (рис. 19). От точки пересечения линий (центр круга) откладываются равные отрезки] Отмеченные точки на линиях соединяются плавными округлыми линиями. Затем откладываются отрезки в два раза меньше первых и проводится второй круг. Далее прорисовываются элементы узора. В конце урока все лишхи ностроения стираются и таким образом рисунок готовится к дальнейшей работе над ним красками.
В начале второго урока преподаватель просит, чтобы учащиеся внимательно посмотрели на образец и свой рисунок, сравнили их и исправили ошибки в рисунке. Затем учитель подробно показывает школьникам приемы работы гуашевыми красками — как разводить краску, как смешивать краски, как закрашивать большие и маленькие участки форм (см. с. 67—68 данного пособия).
.Школьники упражняются в выполнении сразу красками отдельных простейших элементов узора — линии, мазка, точки. На это упражнение отводится 5 минут, после чего учащиеся работают над -завершением своих рисунков красками (цветн. табл. 35). Вслед за учителем дети последовательно раскрашивают рисунок узора (рисование с образца — это не срисовывание образца, а последовательное и одновременное рисование учителя и учащихся)
При выполнении задания у первоклассников совершенствуются умения последовательно вести работу над декоративным рисунком, работать акварельными и гуашевыми красками.
Сообщив школьникам тему урока и время, отводимое на выполнение учебного задания (2 урока), учитель демонстрирует таблицу с узором (образец) и вместе с ними анализирует узор. При этом учитель отмечает, что данный узор сложнее предыдущих, так как в нем изображены животные (в частности, медведь) и их сочетание в композиции значительно сложнее узоров из геометрических и растительных форм.
Затем учитель на классной доске показывает последовательность выполнения линейного рисунка узора. Учащиеся вслед за ним повторяют все этапы рисунка. Вначале проводится полоса— две горизонтальные линии и две вертикальные. Полученный прямоугольник делится на четыре равные части — проводится вертикальная линия посередине и половинки делятся на две равные части. 'Тонкими линиями намечаются основные части, элементы узора. Далее следует детальная прорисовка рисунка узора'—в каждой четверти изображается идущий медведь с палкой, пень, цветы и бабочки. Завершается построение линейного рисунка узора уточнением всех элементов узора как в целом, так и в частях. Для подготовки рисунка иод акварель резинкой стираются все линии построения.
Второй урок начинается с предварительного упражнения: на отдельном листе бумаги дети выполняют красками один из основных элементов узора. На упражнение отводится 8 минут. После него преподаватель на планшете с наклеенной бумагой наглядно показывает последовательность выполнения узора в цвете. Школьники одновременно с учителем работают над своими рисунками.
Завершение работы над рисунком узора в цвете дети начинают с закрашивания легким тоном краски фона. Далее идет насыщение цвета с постепенным выявлением в цвете главных элементов, частей, деталей узора.
На уроке первоклассники учатся самостоятельно составлять простейший узор в полосе из геометрических форм.
Объявив школьникам тему урока, учитель говорит о том, что впервые дети должны самостоятельно составить узор, не срисовывая его с образца. Предварительно следует вспомнить порядок работы над декоративным рисунком (когда дети рисовали с образца). Впервые на уроке декоративного рисования выполняется и предварительный карандашный рабочий эскиз.
Заканчивается работа над рисунком красками. При этом учитель обращает внимание детей на гармоничное, яркое сочетание цветового тона фона и цветовых тонов остальных элементов узора.
При выполнении этого задания дети знакомятся с декоративной переработки формы и цвета объектов тельноети— природы, животного мира.
явлением действи-iff
После объявления темы учебного задания, времени, отводимого на него, учитель подробно рассказывает о задачах, кот/орые ставятся перед школьниками, о последовательности выполнения рисунка. Демонстрируются таблицы. /
Затем учащимся, напоминается о том, что на предыдущем уроке они рисовали с натуры птиц, животных. Учитель говорит, что на данном уроке можно применить полеченные знаний в декоративном рисунке, но необходимо научиться декоративно обобщать форму и цвет изображаемых птиц, животных.
На классной доске педагог показывает примеры декоративной переработки в узоре фррмы, очертаний петуха, лисы. ;
Проведя короткую беседу с учащимися и выяснив степень понимания ими сущности декоративной переработки объектов действительности, учитель разрешает школьникам приступить к рисованию.
Рисование узора дети могут начать, например, со схематичного, небольшого по размерам, рабочего эскиза. Представив четко с помощью рабочего эскиза основное содержание своего рисунка, школьники начинают его линейное построение. Выполнение узора начинается с рисования квадрата, который затем делится диагональными, линиями. Взятый за основу квадрат, объясняет педагог, может быть, например, платком, тогда в представлении детей составление ими узора в квадрате выражает собой декоративное украшение платка. Определив центр квадрата и четыре равные части, учащиеся откладывают в сторону свои рисунки pi на других листах бумаги тренируются в рисовании отдельных элементов узора, в стилизации форм животного мира.
После выполнения упражнения учащиеся продолжают работу над линейным построением рисунка -- детально прорисовывают все элементы узора. Особое внимание обращается на симметричное расположение цветов в каждой четверти квадрата-узора. В конце урока рисунок готовится для завершения его в цвете —
резинкой стираются все линии построения, остальные же линии доводятся резинкой до еле заметного состояния.
На втором уроке учитель напоминает школьникам о конкретных задачах данного урока и на планшете с наклеенной бумагой показывает различные варианты декоративного обобщения цветовой окраски птиц, животных. Так первоклассники начинают понимать, что декоративная переработка цвета реальных объектов означает, как правило, несоответствие цвета элементов узора действительному цвету этих элементов (птиц, растений и т. п.) в жизни. Это объясняется тем, что задачи в рисовании с натуры и в декоративных рисунках разные. В рисовании с натуры главное — как можно правдивее передать цвет объектов, а в декоративном рисовании подбираются любые (наиболее выразительные) цвета. •
В конце урока проводится обсуждение нескольких ученических рисунков и закрепление нового учебного материала. Преподаватель задает школьникам ряд вопросов, ответы на которые свидетельствуют о глубине понимания детьми приемов декоративной переработки формы и цвета реальных объектов в декоративные, об усвоении школьниками особенностей построения узора в квадрате,
Примерные вопросы: какое изображение можно назвать ром? /1з каких объектов действительности составляются узоры? Как используются эти объекты в декоративных рисунках без изменения или видоизменяясь? Что такое декоративное щение в цвете, в форме? Зачем в декоративных рисунках применяется линия симметрии? Что характерно для узора, орнамента? Какие виды орнаментов бывают, для чего они используются? Как надо начинать рисование узора в полосе, квадрате, как дальше вести работу над рисунком?
При выполнении этого задания школьники учатся перерабатывать форму и цвет объектов растительного мира в декоративные.
На задание отводится два урока. На этих уроках школьники впервые должны самостоятельно продумать элементы узора и композицию из объектов растительного мира в круге. Навым для*школьников является и выполнение узора цветовым контрастным фону силуэтом. Выполнение данного узора педагог связывает с возможным вариантом оформления тарелки.
На классной доске демонстрируются приемы декоративной переработки формы, очертаний различных цветов (ландышей, ромашек, васильков, незабудок и т. п.), листьев, примерные композиции узора. Примеры стилизации цветов, листьев остаются на доске до конца урока, дети могут выбрать из них элементы узора и по-своему их скомпоновать.
Начиная работу над декоративным рисунком, школьники выполняют схематичный рабочий эскиз, в котором решают, на основе декоративного обобщения каких цветов они будут выполнять узор в круге, сколько раз будут повторяться чередующиеся элементы узора (на сколько равных частей можно разбить весь узор). Затем ведется последовательное выполнение рисунка. Чтобы окончательно решить элементы узора, учащиеся на отдельных листах бумаги упражняются в стилизации форм цветов.
Второй, урок начинается с проверки правильности выполнения линейного построения рисунков узора и исправления замеченных ошибок. Затем учащиеся приступают к работе красками.
Предварительно на отдельных листах бумаги они по заданию учителя упражняются в рисовании различных цветов и в их декоративном обобщении красками (на упражнение отводится 5—8 минут). Работа красками ведется постепенно, по сухому.
Во II классе школьники на уроках декоративного рисования усваивают простейшие сведения о декоративном обобщений форм и цветовой окраски растительных форм и форм животного мира, о симметрии, выразительности линии и цвета в изделиях декоративно-прикладного искусства; начальные сведения о декоративно-сюжетной росписи: русские прялки, декоративные ткани.
Дети узнают об эстетических особенностях русской деревянной игрушки и современной — технической. Второклассники учатся согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов и цвет фона узора; использовать световой контраст — темное на светлом, светлое на темном.
Во II классе дети самостоятельно составляют более сложные (по композиции и форме декоративно обобщаемых объектов), чем в I классе, узоры в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике.
Они выполняют также декоративно-сюжетные композиции в полосе, круге, квадрате. Во II классе закрепляется умение школьников применять в декоративной работе линию симметрии и чередование отдельных элементов узора.
Примерные задания во II классе:
а) рисование узоров в полосе, прямоугольнике, круге, треугольнике из декоративно переработанных форм растительного и животного мира (стилизация форм и цвета листьев и веток сирени, березы, дуба, вишни, сливы, земляники; стилизация форм и цвета жуков, стрекоз, бабочек, цветов, грибов, яблок, груш, слив, птиц, рыб).
Составление декоративно-сюжетной композиции на основе стилизации форм растительного и животного мира, а также с использованием изобразительных элементов из иллюстраций к басням и сказкам;
б) выполнение эскиза узора к коврику для кукол, к закладке для книг на основе декоративной переработки растительных (листья, цветы, грибы) и геометрических (круг, треугольник, квадрат) форм;
в) составление праздничного узора (к 1 Мая, к 8 Марта и т. д.) из цветов и листьев в прямоугольнике;
г) украшение орнаментом предметов, выполненных на уроках трудового обучения.
На уроке у учащихся формируются умения самостоятельно составлять узоры в полосе из более сложных, по сравнению с I классом, растительных форм. Дети учатся использовать в декоративных рисунках цвет как средство художественной выразительности.
Для расширения представлений и знаний детей о декоративно-прикладном искусстве учитель проводит беседу, в ходе которой демонстрирует принесенные на урок отдельные произведения декоративно-прикладного искусства — узоры на платье, резьба по дереву и т. п. Детям показывается диафильм «Народное художественное творчество».
После анализа предметов декоративно-прикладного искусства и просмотра диафильма преподаватель говорит о том, что во II классе составление узора осуществляется из более сложных, чем в I классе, растительных форм и в более сложной компоновке.
Школьники начинают рисовать. На первом этапе работы они выполняют небольшой по размерам рабочий эскиз, затем делают с натуры быстрые наброски отдельных растительных форм, рисуют ветки рябины, калины. Наброски выполняются карандашом, акварельными или гуашевыми красками, а также цветными мелками на тонированной бумаге, цветном картоне. Тонкими линиями школьники рисуют узор в полосе, детально изображая все элементы узора. В конце урока учащиеся стирают резинкой линии построения — готовят рисунок для завершения его красками.
В начале второго урока школьники в течение 10—15 минут упражняются в стилизации цвета отдельных элементов узора и затем начинают работать красками.
Проводя фронтальную и индивидуальную работу с детьми, учитель показывает приемы работы акварелью, гуашью, примеры декоративной переработки растительных форм.
У второклассников формируются умения перерабатывать реальные формы, цветовую окраску насекомых в декоративные и самостоятельно составлять узор применительно к конкретной вещи (закладка для книг); развиваются умения согласовывать цвет стилизованных декоративных элементов и цвет фона в узоре.
Объясняя материал, учитель говорит школьникам о. том, что во время выполнения декоративного рисунка следует вспомнить процесс рисования с натуры бабочки (бабочку рисовали на предыдущем уроке), вспомнить пропорции ее тельца, очертания, цветовую раскраску. Педагог рекомендует посмотреть на рисунки бабочек, выполненные на уроке рисования с натуры, и на коллекцию бабочек.
Особо подчеркивается то, что ученики впервые должны составить эскиз узора к практически нужной вещи — закладке для книг, которую следует сделать на уроке труда, а потом в соответствии с эскизом раскрасить.
Последовательность декоративной переработки реальных форм бабочки в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно-методических таблиц.
На классной доске педагог демонстрирует основные этапы линейного построения примерного рисунка узора из декоративно переработанных форм бабочки. С помощью вопросов проводится закрепление нового материала. Затем рисунки с классной доски стираются и учащиеся приступают к работе, причем учитель следит, чтобы учащиеся самостоятельно сочинили композицию узора.
Рисование узора начинается с проведения горизонтальной или вертикальной полосы, которая делится на четыре или на шесть квадратов. Внутри каждого квадрата изображается стилизованная бабочка.
Расстояния между бабочками заполняются изображениями стилизованных цветов. Бабочки и цветы даются в ритме — или по диагонали, или под углом друг к другу.
Во время выполнения детьми линейного построения рисунка узора педагог следит за тем, чтобы учащиеся все построение рисунка вели тонкими, с легким нажимом линиями — рисунок будет завершаться в цвете (рис. 20).
На втором уроке школьникам напоминаются учебные задачи и последовательность выполнения рисунка узора в цвете. Учащиеся еще раз уточняют свои рисунки, исправляют замеченные ошибки и резинкой стирают линии построения, затем в течение 8—10 минут выполняют упражнение в переработке реальных форм и цвета бабочки в декоративные. Упражнение делается в цвете акварельными красками.
После упражнения учащиеся приступают к завершению своих декоративных рисунков в цвете ).
В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических рисунков. Во время анализа декоративных рисунков преподаватель еще раз подчеркивает, что, выполняя данное учебное задание, учащиеся впервые самостоятельно составляли декоративный узор к украшению практической вещи — закладки для книг
Объясняя материал, учитель говорит школьникам о. том, что во время выполнения декоративного рисунка следует вспомнить процесс рисования с натуры бабочки (бабочку рисовали на предыдущем уроке), вспомнить пропорции ее тельца, очертания, цветовую раскраску. Педагог рекомендует посмотреть на рисунки бабочек, выполненные на уроке рисования с натуры, и на коллекцию бабочек. "
Особо подчеркивается то, что ученики впервые должны соста вить эскиз узора к практически нужной вещи — закладке для книг, которую следует сделать на уроке труда, а потом в соответствии с эскизом раскрасить.
Последовательность декоративной переработки реальных форм бабочки в стилизованные учитель раскрывает с помощью учебно-методических таблиц.
На классной доске педагог демонстрирует основные этапы линейного построения примерного рисунка узора из декоративно переработанных форм бабочки. С помощью вопросов проводится закрепление нового материала. Затем рисунки с классной доски стираются и учащиеся приступают к работе, причем учитель следит, чтобы учащиеся самостоятельно сочинили композицию узора.
Рисование узора начинается с проведения горизонтальной или вертикальной полосы, которая делится на четыре или на шесть квадратов. Внутри каждого квадрата изображается стилизованная бабочка.
Расстояния между бабочками заполняются изображениями стилизованных цветов. Бабочки и цветы даются в ритме — или по диагонали, или под углом друг к другу.
Во время выполнения детьми линейного построения рисунка узора педагог следит за тем, чтобы учащиеся все построение рисунка вели тонкими, с легким нажимом линиями — рисунок будет завершаться в цвете .
На втором уроке школьникам напоминаются учебные задачи и последовательность выполнения рисунка узора в цвете. Учащиеся еще раз уточняют свои рисунки, исправляют замеченные ошибки и резинкой стирают линии построения, затем в течение 8—10 минут выполняют упражнение в переработке реальных форм и цвета бабочки в декоративные. Упражнение делается в цвете акварельными красками.
После упражнения учащиеся приступают к завершению своих декоративных рисунков в цвете (цветн. табл. 36).
В конце урока проводится коллективное обсуждение всех ученических рисунков. Во время анализа декоративных рисунков преподаватель еще раз подчеркивает, что, выполняя данное учебное задание, учащиеся впервые самостоятельно составляли декоративный узор к украшению практической вещи — закладки для книг
20. Начало работы художника (закладка для книг).
над узором в полосе
изображение наносится и в центре круга. Все построение ведется тонкими, еле видимыми линиями, учащиеся должны все время помнить о том, что на следующем уроке они завершают работу над рисунком узора красками.
Во время самостоятельной работы учащихся педагог помогает детям выразительнее скомпоновать узор, использовать более удачные примеры декоративной переработки, демонстрирует всему классу рисунки учеников с выразительной композицией.
На втором уроке учитель напоминает школьникам конкретные задачи данного урока и разрешает им приступить к самостоятельной работе. Прежде всего учащиеся уточняют линейный рисунок узора, исправляют замеченные в нем ошибки и затем в течение 5—10 минут упражняются в стилизации цвета изображаемых форм растительного животного мира. После упражнения школьники завершают работу над узором в круге красками.
Несколько законченных рисунков учащихся анализируются на уроке.
В III классе дети составляют эскизы простейшего декоративного оформления предметов быта, творчески используя в работах графические элементы и цвет.
В III классе в декоративные работы вводятся изображения пятиконечной красной звезды, серпа и молота, колосьев, дубовых листьев* и т. п. Школьники выполняют несложные тексты из брускового шрифта.
Примерные задания в III классе:
а) составление эскиза декоративного оформления различных изделий из декоративно обобщенных форм и цвета объектов растительного и животного мира, а также , на темы басен и сказок;
б) выполнение эскиза праздничной открытки с небольшими текстами (брусковый шрифт): «С Новым годом!», «8 Марта», «Поздравляем!», «День космонавтики», «Мы за мир!», «Да здравствует 1 Мая!»
В программе по ИЗО под редакцией В.С.Кузина 20% учебного времени отводится декоративно-прикладной деятельности. В программе «ИЗО и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского декоративно-прикладная деятельность занимает особое место она изучается наряду с другими видами деятельности раскрывая прикладное значение искусства, преобразующую роль его в жизни человека. В начальной школе (в первых трех классах ) детям дается общее представление о декоративно-прикладном искусстве, о специфике его языка, материалах и техниках ДПИ. Впервые в этой программе были раскрыты основные принципы ДПИ, семиотика орнаментов в русском ДПИ и его народные корни.
В программе «ИЗО. Основы декоративно-прикладного и народного творчества» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. ДПИ занимает ведущее место. В ней наряду с основными законами ДПИ (на примерах орнаментального искусства), рассматриваются национальные корни ДПИ стран и народов мира, а также народное искусство России, основных ее художественных промыслов. Впервые в этой программе ДПИ рассматривается как синкретическое искусство, связанное с народными традициями и культурой (устный и музыкальный фольклор, народные праздники, крестьянский лад).
Столь возросший интерес к ДПИ и народному художественному творчеству отразился как на содержании программ по ИЗО (возросло количество часов на ДПД), так и на содержании этого вида художественной деятельности (народное декоративно-прикладное творчество, связь его с другими видами народного художественного творчества и бытом).
Содержание ДПД на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства:
- уроки стилизации, составления самостоятельных узоров и стилизованный изображений (основные этапы стилизации: уплощение, упрощение, поиск пропорций и внутреннего ритма: линейного, тонального, цветового, учет материала и техники изображения );
- уроки освоения композиции орнамента в полосе, круге, квадрате, сетчатый орнамент и т.д.;
- изучение традиционных росписей народных художественных промыслов: Гжель, Хохлома, Городец, Мезен и д.р. от повтора до вариации;
- составление эскизов изделия с декоративным оформлением (соблюдение основных принципов ДПИ: единство формы, декора, назначения) от повтора через вариацию к импровизации);
- изготовление изделия с соблюдение технологий ДПИ и соблюдением основных принципов ДПИ.
Значение уроков ДПД:
Обучающее:
- Дают представление о ДПИ и многообразии его форм и широте назначения. Знакомят с основными народными художественными промыслами России.
- Раскрывают основные законы, принципы ДПИ (стилизация, ритм, единство формы, декора, назначения).
- Раскрывают генеалогические корни ДПИ и его синкретических характер.
- Дают представление о преобразующем эстетическом назначении искусства.
- Раскрывают связь ДПИ с народными традициями.
- Знакомят детей с разнообразием материалов и технологий ДПИ.
- Дают основы декоративной стилизации, композиции и цветоведения.
- Дают методику ведения работы над декоративной композицией и эскизом изделия.
Развивающее:
- Развивают умение стилизовать и составлять орнаментальные композиции.
- Развивают чувство стиля, ритма, цвета, гармонии, пропорции, единства формы и декора.
- Развитию творческой активности.
- Развивают навыки кистевой росписи, работы в различных материалах и техниках.
- Развивают художественный вкус.
Воспитывающее:
- Воспитывают патриотические и интернациональные качества личности.
- Воспитывают интерес, уважение к народному искусству, гордость за свой народ.
- Воспитывают эстетическое отношение к произведениям ДПИ, художественного вкуса.
- Воспитывают творческое отношение к любой деятельности.
- Воспитывают культуру художественного труда, аккуратность.
Структура уроков ДПД
1 вариант урока ДПД на основе изучения народного промысла.
Первый урок
- Организация восприятия нового материала.
- Вводная беседа: история промысла, восприятие и сравнительный анализ декоративных изделий (вычленение особенностей этого промысла). Составление характеристики промысла.
- Изучение художественной особенности, специфики языка декора (стилизации) изделий народного промысла. Показ основных технологических приемов и этапов работы по выполнению элементов декоративной композиции в рамках промысла (роспись, лепка, плетение, вышивание…).
- Самостоятельная работа №1. Упражнение-повтор элементов росписи, лепки, узлов …
- Анализ задания. Показ образцов работы.
- Самостоятельная работа №2. Вариация композиции из изученных элементов, т.е. составление узора, части декоративной композиции или композиции декора (изделия) по заданным композиционным схемам.
- Анализ работ. Оценка результатов. Повтор изученного.
Второй урок.
- Повтор изученного. Закрепление пройденного.
- Изучение особенностей декоративной композиции, ее разнообразие в рамках промысла.
- Анализ задания. Показ этапов разработки и работы над декоративной композицией.
- Импровизация на тему художественного промысла, т.е. самостоятельная работа с соблюдением техники и специфического языка промысла. Например, эскиз росписи блюда в стили Хохлома, разработка букв в стиле Гжель, платья для карнавального костюма городецкая или дымковская барышня.
- Анализ детских работ.
2 вариант урока ДПД.
- Водная беседа. Восприятие произведений декоративно-прикладного искусства.
- Объяснение нового материала: основы декоративной композиции, основы цветоведения в декоративной композиции или понятие декоративной стилизации.
- Анализ задания. Показ вариантов решения учебной или творческой проблемы. Показ этапов ведения работы и технологических приемов.
- Самостоятельная работа.
- Анализ детских работ. Итог урока.
Критерии оценки детских декоративно-прикладных работ.
Работа выполнена по мотивам народного промысла.
- Соблюдение специфики художественного промысла.
- Самостоятельность в разработке композиции и ее качество.
- Навыки работы в материале.
- Собственное отношение к работе.
Работа выполнена на основе самостоятельно разработанного стиля.
- Соблюдение основных принципов декоративно-прикладного искусства
- Творческое потенциал.
- Композиция.
- Навыки работы.
- Собственное отношение к работе.