пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

39. Методика и организация проведения урока тематического рисования в общеобразовательной школе.

Основные учебно-воспитательные задачи и содержание уроков тематического рисования: развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представить задуманную композицию. Содержание их - изображение явлений окружающей жизни, прошлого и будущего нашей Родины, иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Роль тематического рисования в развитии творческой фантазии, наблюдательности, воображения и творческого потенциала учащихся и мыслительной активности, художественно-эстетическом воспитании школьников. Рисовать на темы, значит, сочинять на основе впечатлений от увиденного, услышанного, прочитанного, выражая своё эмоциональное отношение. Однако, как писал Л.Выготский: “Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии”. Задачи учителя: развитие у детей творческого отношения к процессу рисования, поощрение самостоятельности в выборе сюжетов, эмоциональности в их раскрытии, выразительности композиции и техники выполнения.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, художественно-твор­ческих способностей учащихся в процессе обучения рисованию на темы. В тематических рисунках детей чаще всего изображаются дома, предметы окружающей обстановки, человек, который является труднейшим объектом для изображения, однако он является доминирующим мотивом детского рисования, т.к. больше всего интересует детей. Причем, человек и дом изображаются обычно фронтально, а машина - в профильном изображении. В тематических работах младшие школьники все предметы рисуют на одной горизонтальной линии. Дорога рисуется параллельными линиями из одного края листа в другой, столбы и деревья рисуются наклонными и в В подростковом возрасте наблюдается новое отношение детей к рисованию. «Воображение в этот период характеризуется переломом, разрушением и поисками нового равновесия» (Л. Выготский). Теперь уже труднее работать без натуры, хочется работать графическими средствами, т.к. пострадал цвет, появился интерес к разнообразным видам и техническим способам работы (гравюре, мозаике, конструированию). Нет былого чувства ритма и красочной нарядности, т.к. пропала интуиция в выборе выразительных средств и композиции.

В младших классах ставиться задача доступными средствами правильно разместить изображение на листе, передать смысловую связь между предметами, их пропорции, основную цветовую окраску. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии происходит в процессе эмоционально-эстетического отношения к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей.

3. Структура уроков тематического рисования. Методика ведения композиционного поискаОсновные приемы развития художественно-образного мышления школьников в процессе рисования на темы.

Работа над тематическим заданием ведётся, как правило, в течение 2-3-4 уроков (в зависимости от размера листа). На первом уроке выполняется рисунок карандашом, на втором - композиция завершается в цвете. Первым условием грамотного урока тематического рисования является вводная беседа на первом уроке, где раскрывается содержание задания, и выбираются сюжеты. Большое значение на этом этапе работы с детьми имеет так называемое “устное рисование”, т.е. подробное описаниеучениками предполагаемого рисунка, ответы на вопросы учителя по сюжету.

Работа над тематическим заданием ведется в таком случае по следующему плану:

1.Разбор темы, выбор сюжета.

2.Поиск композиционного решения, которое находитсвое выражение врисунке карандашом.

3.Беседа по картинам, имеющая направленную подготовку учащихся к работе надтемой.

4.Выполнение окончательного варианта в цвете с использованием натурного материала в композиции.

5. Подведение итогов урока, анализ работ учащихся.

Если учесть, что выполнение задания требует соответствующей подготовки, ясно, что завершить работуменее чем за два часа, невозможно.

Руководство учителя, его помощь ученикам, выражается не только в выборе сюжетов для рисования. Как и любое сочинение, композиция на заданную тему имеет свой черновик. Это эскиз, набросок сюжета. Он схематичен, но его главное достоинство - выражение замысла изобразительными средствами. Учитель напоминает о линии горизонта, о выделении главного в композиции и расположении предметов в смысловой взаимосвязи. На большой лист дети переносят рисунок в масштабе. Особое внимание на этих уроках обращаем на композиционное решение замысла. Незнание элементарных приемов композиции приводит к тому, что работы учащихся однообразны, кроме того, школьник, не получая нужных знаний, вынужден делать давно уже сделанные человечеством открытия.

На втором уроке дети работают красками. Однако это не значит, что работа может быть пущена учителем на самотёк. Кроме словесной работы об использовании цвета для образного выражения композиции, необходима подготовка учащихся к цветовому решению темы, тренировочные упражнения по работе с красками. Здесь большую помощь может оказать анализ образцов детских работ из методического фонда учителя.

Одним из важнейших требований к уроку тематического рисования является формирование у школьников умения добиваться выразительности. Поэтому для того, чтобы уроки рисования на темы опирались не только на практический опыт, но и на знания, полученные в ходе изучения художественного наследия прошлого и настоящего, необходимо установить тесную связь тематического рисования с беседами по искусству. Такое требование выдвигается практикой работы в школе. Цель беседы по картине: привлечение внимания и развитие интереса учащихся к теме задания, а также направление на усиление мыслительной деятельности и выработку у них практических умений и навыков.

В содержание занятий на уроках тематического рисования входит изображение различных сюжетов из жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческое сочинение картин на разнообразные темы. Тематический рисунок дает возможность ученикам приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами ОЗО искусства. На уроке учитель может провести предварительную беседу, использовать отрывки из литературных произведений, показать примеры из творчества выдающихся художников. Для рисования тематической композиции учащимся необходимо сделать наброски с натуры.

Тематический рисунок помогает учителю ближе познакомиться с духовным миром учащихся, проследить как развиваются его способности образного представления и воображения.

Особое внимание нужно уделить методике преподавания композиции на уроках тематического рисования. Работа над тематической композицией начинается с поисков сюжета, задача учителя – выбрать доступный для данного возраста сюжет. Успешному решению поставленной задачи помогает использование прямых зрительных впечатлений детей. Учителю нужно постоянно активизировать мысленную активность учащихся, учувствовать в их работе от начала до конца. Следует объяснить, что композиция картины помогает художнику не только ясно раскрыть сюжет, но и выразить свое отношение к данному событию или явлению. Нужно предупредить учащихся о том, что обилие изобразительных объектов не всегда помогает раскрытию сюжета. Излишнее обилие объектов часто лишает изображение идейного содержания.

Обучение композиции нужно начинать с раскрытия основных ее правил и законов. В тематической композиции приходится встречаться со следующими законами композиции: симметрия и асимметрия; равновесие и ритм; статика и динамика; подчинение второстепенного главному; выделение зрительного центра и выявление главного в композиции картины, закон золотого сечения, равновесие, целостность, открытость, замкнутость.

Закон симметрии – соответствие правой и левой части композиции. Асимметрия требует нарушения равновесия и в композиции появляется динамика. Равновесие требует композиционной устойчивости картины. Ритм в композиции создается чередованием одного и того же предмета или одного и того же движения фигуры.

Закон статики требует ровных спокойных движений линий и масс, четких членений композиции по вертикалям и горизонталям.

Закон динамики требует резкой смены направления движения масс, расположение фигур в картине по диагоналям, спиралям, зигзагообразным движениям.

Закон подчинения второстепенного главному требует, чтобы один предмет привлекал к себе внимание через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Закон выделения зрительного центра, то есть выделение главного с помощью его композиционного размещения. По законам перспективы, зрительный центр находится на линии горизонта в точке пресечения ее с вертикалью. Золотое сечении(золотая пропорция)- деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть относится к большей,как большая ко всей величине. З.с впервые встречается у Евклида(ок. 300 до н.э.)используется для построения правильного пятиугольника.. Термин З.с. ввел Ом в 1835.Принято считать что объекты содержащие З.с.- гармоничные Дети не будут решать эти задачи в такой сложной форме, но знать их следует.


15.01.2016; 08:50
хиты: 150
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
изобразительное искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь