Чтобы достичь художественного образования, необходимо соответствующие содержание, которое «присваивается» учеником с помощью учителя путем их взаимодействия на основе принципов (педагогической стратегии) и методов обучения и воспитания (педагогической тактики).В каждой педагогической системе (концепции) они разные: определенной цели соответствует определенное содержание и свои средства (принципы и методы).Эта разница, особенности различных подходов к художественному образованию, проявляется и на уроке, т.е. в самом процессе обучения и воспитания, и в его результате.Эти особенности проявляются и в построении, структуре урока его проектировании (моделировании), оценке результатов.
Понимание этапов процесса обучения, структуры урока зависит от типа обучения: традиционное, развивающее, проблемное, программированное и т. д. В каждом из них по -разному соотносятся деятельность преподавания (учитель) и деятельность учения (учащийся) — главных «действующих лиц» обучения.
Традиционная педагогическая наука определяет урок как основную форму учебно-воспитательной работы с детьми в общеобразовательной школе. В зависимости от цели, темы и содержания конкретного урока изобразительного искусства принято определять его тип. Обычно используются следующие типы уроков:
- урок овладения учащимися новыми знаниями;
- урок формирования и усвоения навыков умений и навыков;
- урок обобщений и систематизации знаний и умений;
- урок комплексного применения знаний навыков и умений (повторения и закрепления);
- контрольно-проверочный урок
- урок смешанного типа, комбинированный.25
Исходя из современной концепции художественного воспитания, урок изобразительного искусства можно рассматривать как особый тип урока, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности — законам искусства.
Т. Я. Шпикалова, например, выделяет такие типы уроков изобразительного искусствакак: урок-сочинение, урок-образ, урок-эксперимент, урок-повтор, урок-вариация, урок-импровизация, урок-путешествие, урок-праздник26.
В пособии для учителя О. В. Островской можно найти описанние следующих типов уроков изобразительного искусства: проблемный урок, учебный диалог, урок-восхождение, урок с вопросами-парадоксами, авторский урок, урок-образ, урок-вернисаж, праздник искусств, художественно-педагогические игры, урок-путешествие, русские посиделки.
Очевидно, что при такой разнообразной классификации, для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определённая структура. Вместе с тем в структуру почти каждого урока входят одни и те же основные элементы (этапы) урока:
- организация занятия;
- проверка домашнего задания;
- объяснение (сообщение) нового материала;
- закрепление нового материала;
- подведение итогов урока;
- задание на дом27.
Однако, Б. М. Неменский определяя урок изобразительного искусства как урок-образ, считает, что прочтение педагогом такого урока может быть личностным, урок всегда несет элемент театрального действия. Задачи учебно-педагогического характера (воспитательные, развивающие, познавательные) урока-образа решаются через художественную форму предъявления и форму освоения художественного материала самого предмета «Изобразительное искусство», с помощью сопереживания, вдохновения, увлечённости. В структуру урока-образа обычно входят элементы театрального действия: замысел (идея), завязка, конфликт, кульминация, монолог, развязка, концовка, эпилог28.
Представители проблемного обучения ориентируют структуру обучения (проблемного урока) на звенья творческого процесса — их создание и проявление в деятельности учащихся. Звеньями обучения при этом, например, являются:
- постановка проблемы и осознание познавательных задач;
- возникновение гипотезы решения задачи в результате различных форм работы учащихся;
- закрепление, и совершенствование знаний и привитие умений и навыков
- применение знаний и их оценка, выявление умственного развития29.
Л. Б. Рылова считает, что обобщенная дидактическая структура элементов или этапов процесса движения обучения (структура развивающего урока) выглядит следующим образом:
- (а) постановка цели перед учащимися и тем самым организация готовности к деятельности или непосредственно к включению в деятельность;
- (б) организация восприятия, осознания учащимися и закрепление в их памяти первоначальной информации, т.е. усвоение исходных знаний;
- (в) организация и осуществление усвоения способов деятельности на основе усвоенной информации путем воспроизведения ее и упражнений в ее применении, в том числе, вариативно преобразующем по образцу;
- (г) организация и осуществление усвоения опыта творческой деятельности путем решения проблем и проблемных задач, в ходе которого усвоенные знания и умения применяются творчески и вместе с тем самостоятельно добываются новые знания;
- (д) целенаправленное воспитание и самовоспитание качеств личности в ходе изучения всего учебного материала на его основе и реализация всех этапов обучения путем эмоционального воздействия на учащихся, обеспечения их эмоций, интереса; увлечения, радости самоутверждения и самопроявления и т.д.;
- (е) обобщение усвоенного и введение его в систему ранее усвоенного;
- (ж) контроль результатами деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Формулы структуры урока могут быть, например, такие: Д (а б в е ж),
Д (б в г ж), Д (г е в ж).
Как видно из формул применения такой структуры урока, её элементы динамичны и подвижны. Их последовательность не носит статичный, раз и навсегда упорядоченный характер (как, например, элементы традиционного урока) и зависит, в первую очередь, от выбора методов достижения цели урока (блока уроков), от характера взаимодействия учителя и учащихся по передаче и освоению необходимого содержания учебного материала.
Для лучшей организации и проведения занятий традиционная педагогическая наука рекомендует предварительно составить план-конспект урока. При составлении плана-конспекта следует придерживаться определённой формы и структуры. В нем должно быть отражено:
- Вид занятий или художественно-творческой деятельности.
- Тема урока.
- Цель урока.
- Задачи урока (воспитательная, образовательная и творческая.).
- Оборудование: для учителя, для учащихся.
- Эскиз использование классной доски.
- План и ход урока.
- Список использованной литературы30.
Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Образовательные:
· Активизировать познавательный интерес к искусству и природе
· Учить осознанно выполняет линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы
· Ознакомить детей с работами русских художников на тему «Зимняя природа».
· Научить рисовать кистью толстые, тонкие и суживающиеся линии.
· Ознакомить со схематическим изображением деревьев.
· Формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих выбранной технике
Развивающие:
· Развивать память, внимание кругозор учащихся;
· Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазии
· Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком.
· Обогащать словарный запас детей
· Развивать учебно-управленческие умения: оценивать свою деятельность и работу товарища по образцу (критериям), предложенным учителем.
Воспитательные:
· Способствовать эстетическому восприятию учебного материала
· Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности
· Воспитывать бережное отношение к природе