пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Методы преподавания рисунка в Древней Греции; Основные школы обучения рисования в Др.Греции; Методы преподавания рисунка в Древнем Риме. Методы обучения рисованию в Древней Греции, Древнем Риме.

Древние греки, называвшие себя эллинами, создали свою уникальную культуру, которую можно рассматривать как базу мировой культуры. Трудно дать всесторонний, научный анализ методики обучения рисованию в Древней Греции по разрозненным сведениям древних писателей, отметим некоторые характерные особенности преподавания. • Художники-педагоги утверждали, что в мире царит строгая закономерность, и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических отношениях. • Совершенно бесспорно, что при рисовании соблюдалась ясность и четкость в передаче очертаний предмета. Линия в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без лишних штрихов и росчерков, одними линиями наметить его форму. • Этого можно было достигнуть только в результате многолетней работы над натурой. Греческие художники не только владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами. Ставя во главу изобразительного искусства образ человека, греческие художники наблюдали и изучали человеческое тело во всех его деталях. Используя традицию построения изображения человеческой фигуры по канонам, греческие художники выдвинули новую проблему в искусстве и удачно решили ее в своих творениях. Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры. Памфил первый понял, что рисование развивает пространственное мышление и образное представление, которые необходимы людям всех профессий, а также, что в задачу обучения рисованию входит не только копирование предметов реальной действительности, но и познание закономерностей природы. один из великих скульпторов классической эпохи Древней Греции (V-IV вв до н.э.) – Поликлет родился не раньше 480 г. до н.э. в Аргосе и являлся главой северопелопоннесской, Сикионской школы рисунка. Самые ранние его работы – это статуи атлетов, победителей Олимпиад. Поликлета в первую очередь интересовала проблема формы. Он написал сочинение (трактат) о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. В качестве идеальных – длина ступни 1/6 высоты, высота голов – 1/8 длины тела, лицо и кисть руки равны одной десятой, для лица установлен принцип делении на 3 равные доли. Образами, созданными по «Канону», являются «Дорифор» (копьеносец) и «Диадумен» (юноша с победной повязкой). Проблема, интересовавшая Поликлета, - движение в состоянии покоя. О состоянии художественного образования в Древней Греции свидетельствуют памятники не только изобразительного искусства (настенные росписи, композиции росписи на вазах), но и письменные такие как «Естественная история» Плиния (5 век до н.э.), теоретические труды самих художников. художники Древней Греции по-новому подошли к проблеме образования и значительно обогатили методику преподавания изобразительного искусства: 1. призыв к молодым художникам: всматриваться в окружающий мир, находить в нем прекрасное (для греков прекрасным стала земная жизнь, а не загробный мир, который они изображали похожим на земной); 2. утверждение, что самым прекрасным в жизни является человек –женщина с красивыми формами тела, мужчина с развитыми мускулами (греческие боги изображались по образу и подобию человека. Тогда как Древние египтяне обожествляли птиц, животных и растения, их боги имели фантастический, неземной облик); В целом искусство классической Греции носило реалистический характер, но в его основе лежали свои законы и правила изображения. Греческие ученые и художники открывают законы прекрасного, сущность красоты заключается в строгом порядке, в симметрии, гармонии частей и целого, пропорциях, математически четких отношениях. Скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности частей человеческого тела. Поликлет устанавливает новые пропорциональные членения фигуры, разрабатывая законы внутренней подвижности человеческого тела. Его статуя Дорифор, иллюстрирующая теорию, представляла мужскую фигуру с опорой на правую ногу, служила долгое время образцом для художников. Она была лишена скованности, образ мужчины казался более естественным и живым. Есть предположение, что Поликлет первым взял за основу измерения пропорций человеческого тела размер головы.Древнегреческие художники достигли больших успехов в изображении человека. Существует предположение, что этому способствовало не только математическое изучение пропорций, но и анатомические исследования. Скульптурные изображения человека поражают анатомической точностью. В трудах Аристотеля и Плиния упоминается кружок Полигнота, как один из первых кружков художников. Они отмечают талант художника посредством только линии реально изобразить фигуру в движении складок одежды и разнообразные лица в движении черт (светотеневое решение было не известно), живопись того времени представляла собой полихромный (раскрашенный) рисунок. Настоящей революцией в искусстве рисунка и методики обучения рисованию считается деятельность Аполлодора Афинского (5 век до н.э.). Плиний называет его «светочем искусства». Аполладара считают первым тенеписцем (скиографом), т.к. по свидетельствам историков он впервые ввел светотень, стал моделировать тоном объем формы в рисунке и первым стал смешивать краски и накладывать их на рисунок сообразно свету и тени. О педагогическом таланте Аполладора говорит тот факт, что его учеником был известный художник Зевкис (420-380 гг. до н.э.). Он в свою очередь стремился разработать каноны красоты, которые бы помогли начинающим художникам и изучить красоту окружающего мира, и передать ее в своих произведениях. (Существует легенда о создании Зевкисом образа Елены Прекрасной, который был написан художником с пяти самых красивых девушек Коротона, от каждой из них художник взял самое прекрасное). О таланте художника писали многие его современники. Одной из ярких историй, которая свидетельствует не только о таланте, но и о требовательности к собственному искусству, является история о том, как художник нарисовал мальчика, несущего виноград. К винограду подлетали птицы и клевали изображение. Все выражали восторг, а художник негодовал, по тому что обнаружил недостатки в изображении человека, «если бы я мальчика нарисовал вполне удачно, то птицы должны были его бояться». Многочисленные школы и отдельные художники Древней Греции соревновались между собой в умении рисовать, что способствовало совершенствованию мастерства и методики преподавания рисунка. О таком общении школ и соперничестве свидетельствует написанная Плинием история состязания Зевкиса и Паррасия, на котором были выставлены две работы художников. Виноград, нарисованный Зевкисом, клевали птицы, и художник был горд своей работой. Паррасий же выставил изображение полотнища, нарисованного так правдоподобно, что Зевкис потребовал убрать полотнище и показать картину. Когда же Зевкис понял, что обманулся, он отдал пальму первенства Паррасию. Паррасий имел огромный авторитет среди учеников и коллег, и как художник, и как теоретик. Известен его канон пропорций человека, трактат о линейном рисунке. Эта история свидетельствует не только о стремлении греческих художников к высокому уровню реалистического изображения, но и о том, что такого натурализма, доходящего до иллюзорности изображения предметов, не возможно было достичь без изучения окружающего мира и рисования с натуры. Поэтому будет верно считать, что ведущим методом обучения художников наряду с копированием образцов, был метод рисования с натуры. К 4 веку до н.э. в Греции существовало уже несколько школ рисунка: Фиванская, Эффейская, Сикионская. Художественные школы представляли собой частную студию, мастерскую с ограниченным количеством учеников, имеющих положение подмастерья или помощника мастеров. • Фиванская школа была основана Аристидом и Никомахом. Основное внимание в ней уделялось светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений, иллюзий. • Эффесскую школу основали Эфракор и Зевксис. В ней приветствовалось чувственное восприятие природы, внешняя красота, стремление к иллюзорности в рисунке, правда сам рисунок небезукоризненен. Наиболее сильной в плане подготовки художников была Сикионская, в ней придерживались научному методу обучения строгому рисунку и не поощрялось стремление к чувственной иллюзии.Школа стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес. Основателем школы был Эвпомп (400-375 гг. до н.э.), Учеником и последователем Эвпомпа был Памфил. Плиний писал о нем: "Сам Памфил родом был македонянин, но он первый выступил в области живописи, обладая всесторонним образованием, особенно же знанием арифметики и геометрии; без их знания, по его словам, нельзя было достичь совершенства в области искусства"'. Прекрасно понимая, что, выполняя рисунок с натуры, человек не только наблюдает предмет, но и познает его строение, Памфил стал придавать большое значение рисованию как общеобразовательному предмету и содействовал введению рисования во все греческие школы. Плиний писал: "Благодаря ему сперва в Сикионе, а потом во всей Греции было установлено так, что свободные дети прежде всего учились рисованию, то есть живописи на буковом дереве, причем это искусство было включено в число предметов первоначального образования". Он много работал над проблемами геометрии, так как эта наука помогает развитию пространственного мышления и облегчает процесс построения изображения на плоскости. Знаток и теоретик рисунка эпохи Раннего Возрождения Леон Баттиста Альберти в трактате "Три книги о живописи" писал: "Мне любо изречение древнейшего и славнейшего живописца Памфила, у которого молодые люди благородного звания начали обучаться живописи. Он считал, что ни один живописец не может хорошо писать, не зная хорошо геометрии". Плиний указывает, что на дверях Сикионской школы рисунка было написано: "Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии". Таким образом, представители Сикионской школы были сторонниками математической точности в рисунке, по их мнению, без знаний арифметики и геометрии нельзя было достичь успехов в области искусства. В Сикионской школе был заложен метод научного понимания искусства и вместе с тем научный метод обучения. Курс освоения изобразительного мастерства был длительным до 12 лет и стоил чуть более 26 кг золота. Сикионская школа способствовала введению рисунка как общеобразовательного предмета в детские школы, отмечая роль рисования в развитии внимания, точности глаза и верности руки, а главное то, что оно содействовало успешному выполнению геометрических построений и пониманию закономерности в строении предмета. Материалы и техники рисунка. Рисовали в основном на деревянных (буковых) дощечках, которые для графического изображения покрывались воском (иногда подкрашенным) и рисовали по нему металлическим или костяным стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой). Под кисть и краски буковую дощечку грунтовали левкасом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись для ученических работ или подготовительных эскизов, набросков. Не редко использовался папирус. В качестве изобразительных материалов греки употребляли стилус, уголь, грифель, кисть и краски, земляные и минеральные, клеевые и темперные. Техника - на вощеных дощечках рисовальщик стилу-сом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры. Если рисунок получался неверный, он заминал его пальцем, разрав нивал восковую плоскость и наносил новый. Вывод: 1. Античное искусство в сравнении с древнеегипетским руководствовалось новыми принципами и методами построения изображения. Были заложены основы реалистического изображения с натуры, разработаны основы светотени, пластической анатомии, усовершенствовались пропорции построения человека, зародились основы перспективного изображения предметов и объектов на плоскости. 2. Родился новый метод обучения – рисование с натуры. Основное методическое положение обучения – это научность и осознанность (…«следовать за музой мудрости, ибо только она делает учеников лучше» Платон). Утвердился новый эстетический принцип – «человек – мерило всех вещей». 3. Определена роль рисования как общеобразовательного предмета, развивающего пространственное мышление, содействующего пониманию закономерностей природы (что было необходимо человеку любой профессии). Рисование было введено во все общеобразовательные школы Греции. Древний Рим Римляне высоко ценили произведения греческих художников, коллекционировали их и не чинили препятствий любования ими широких масс любителей искусства. Казалось бы, в Древнем Риме были созданы все условия для дальнейшего развития художественного образования. Римские художники, как и греческие, стремились к жизненной правде, к реальности изображения, т.е. к точному реалистическому рисунку. Особенно ярко это проявлялось в портретном искусстве. Изображения людей имело ярко выраженный индивидуальный характер, поражало жизненной правдой. К этому времени относятся фаюмские портреты. Однако это реалистическое направление не получило должного научного развития в теоретических трудах художников. Не сохранилось сведений о технологии и методике выполнения портретов для начинающих художников. Есть свидетельства о том, что многие из вельмож и патрициев занимались рисованием и живописью. Рисование преподавалось в общеобразовательных школах, чему свидетельствуют не только рукописи, но рисунки на папирусе. Процветающее римское общество требовало большое количество художников-ремесленников для оформления общественных зданий и частных домов, поэтому профессиональная подготовка художников была краткосрочной (в Греции обучение длилось до 12 лет), что заставляло педагогов отходить от глубоко продуманных методов обучения, которыми пользовались художники-педагоги Греции. Греческие художники педагоги старались развить в учениках способность самостоятельно разрешать высокие проблемы искусства, призывали учеников овладевать искусством с помощью науки, осуждали ремесленнический подход к искусству. Тогда как в обучении рисованию в Древнем Риме преобладало копирование образцов, механическое повторение приемов работы, что удаляло молодых художников от истинного реалистического рисунка. Таким образом, несмотря на все благоприятные условия, методика художественного образования в Древнем Риме не получила дальнейшего развития. Римляне лишь пользовались достижениями греческих художников, а со временем и пренебрегли многими из научных принципов. Как свидетельствуют уцелевшие памятники живописи и скульптуры, художники Рима в основном копировали творения художников Греции. Многие из копий выполнены с большим мастерством, но в большинстве своем копии уступали подлинникам, что говорит о том, что римские художники так и не смогли достичь высокого уровня профессионального мастерства, которым владели художники Древней Греции. Техники и материалы рисунка. Римляне впервые стали употреблять сангину в качестве рисовального материала. Художники предпочитали работать на папирусе и холсте. Вывод: 1. Не смотря на преемственность культур Рима и Греции и благоприятные общественные условия, система художественного образования в Древнем Риме, не получила должного развития. 2. В обучении рисованию преобладал метод копирования и механического освоения технологических приемов работы различными материалами. 3. Рисование было признанным общеобразовательным предметом.


15.01.2016; 08:19
хиты: 102
рейтинг:0
Гуманитарные науки
изобразительные искусства
изобразительное искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь