пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Политический и социально-экономический строй русских земель во второй половине XI - первой трети XIII в.

Социально – экономический строй:  1. Управление

В  современной   исторической науке сложилось традиция,  изображающая Киевскую землю чуть  ли не оплотом монархизма в Киевской Руси и противопоставляющая ее в этом отношении городам с сильным вечевым началом, таким, как Полсук и Новгород.

а) князь;

В.Л.Янин   и  М.Х.Плешковский усматривают в новгородской республике нечто финаменальное,совершенно непохожее на социально -  политическую организацию древнерусских княжеств, в частности    Киевского    княжества,     где господствовала  якобы монархическое начало. 58 М.П.Толочко пишет о том, что "верховным главой" в Киеве являлся великий князь.  Правда,известную роль играло и вече:  "При  сильном киевском князе вече была послушным придатком верховной власти,  при слабом -  зависимость была  обратной.  Другими  словами,  в  Киеве XI-XIIвв. существовали, дополняя друг друга,а нередко и вступая и в противоречие,  орган феодальной демократии (вече) и представитель монархической власти (великий князь)". 59  0Формирование территориальных связей,  складывание  города - волости (города - государство) более или менее хорошо прослеживается на материалах,  относящихся  к  истории  Киевской земли.  Под 996г.  летопись сообщает о  том,что  старая  система родовой защиты начинает давать сбои.  Владимир как представитель отживающего строя ищет пути решения этой проблемы.  С летописью  перекликается  известная былина об Илье Муромце и Соловье - разбойнике.  В  образе  Соловья  следует  видеть  не "столько   придорожного  грабителя,  сколько представителя  косных   сил   родоплеменного строя." Прав  Б.А.Рыбаков,  отметивший,  что соловей - не обычный  разбойник  на  большой дороге,  который живет за счет проезжих торговых караванов.Можно сказать, что образ Соловья  порожден эпохой формирования территориальных  связей.  Родовой  строй  уходил  в прошлое отнють не безболезненно,  подчас отчаянно сопротивлялся. Весьма характерно упоминание летописью бедняков и нищих,  живых в Киеве во времена Владимира: "И сотвори (Владимира.  -Авт.) праздник велик...  болярам и старцем градским,  и  убогим  раздая  именье много". 5   0Князь  "повеле  всякому  нищему и убогому приходите на двор  князь  и  взимает всяку потребу питье и яденье, и от скотьниць кунами". 5  0Эти убогие и нищие конечно, явление нового времени - периода распада старого родоплеменного единства.

б) община;

В  коллизиях  гибели родоплеменного  строя рождалась новая   киевская  община,  которая властно заявляет о себе со страниц летописи.Это несмотря на то что летописец стремился в первую очередь отразить деятельность князей.В 980г.  Владимир, собрав огромную рать, пошел на своего брата  Ярополка  княжившего  в Киеве. Ярополк не мог "стати противу, и затворился Киеве с людьми своими и с Блудам". 514 Владимиру удалось склонить к измене Блуда. И стал Блуд "лестью"  говорить  князю:  "Кияне слются  к Владимеру,  глаголюще" Преступай к граду, яко предамы ти Ярополка. Побегни за град." 515  0Напуганный   Ярополк  "побежал",  а Владимир победно "вниде  в  Киев". 516   0Отсюдатясно, что уже в этот ранний период положение князя в Киеве в  немалой  мере  зависело  от расположения к нему городской массы. Поэтому не выглядит неожиданной и  история,  произошедшая с тмутараканским Мстиславом, когда он "приде ис Тъмутороканя Кыяву,  и  не  прияма его кыне". 517  0Князья, правившие в конце X начале XIвв.  считались с растущей  силой  городской  общины,  стремились ее как-то ублажить. Не случайно Святополк скрывая от киевлян смерть Владимира, 518  0а сев на стол,  созвал "кыян" и "нача даяти им именье". 519  0После убийства  Бориса  и Глеба,  он также "созвав люди, нача дояти овем корзна, а другим кунами,  и  раздая  множество". 520   0Крепнущая городская община держала в поле зрения и религиозный вопрос,  Князь Владимир предстает на страницах летописи  в  окружении  не  только дружинном,  но и народном. Вместе с "людьми" он совершает  языческие  жертвоприношения. 521Особенно важно подчеркнуть причастность "людей" киевской общины  к  учреждению  христианство на Руси.  Они присутствуют на совещании по выбору религии,  подают  свой  голос,избирают "мужей добрых и смысленных" для заграничного путешествия с целью  "испытания вер". 522   0В  одной из скандинавских саг говорится о том,  что по вопросу о вере  русский князь  созывает народное собрание. 524  0При решение важнейших вопросов князья должен  были считаться с мнением городской общины. Внимательное отношение к городской общине  станет еще понятнее,  если учесть, что она обладала военной организацией,в значительной  степени независимой от князя. Вои, городское ополчение - действенная военная сила  уже  в  этот ранний период. Именно с воями князя Владимир "поиде противу" печенегам в 992г. 525  0Любопытно, что в легенде, помещенной в летописи под этим годом,  героем выставлен  не  княжеский дружинник,  а ..нама - кожемяка - выходец из простонародья. В 997г. Владимир не сумел выручить  белогвардейцев,  поскольку "не бе бовой у него,  печенег же множьство  много". 526 Без  народного ополчения (воев) справиться с печенегами  было  невозможно.  Вои   активно участвовали и в междоусобных княжеских распрях.  Не зря советники Бориса  Владимировича говорили ему: Се дружина у тобе отьня и вои. Пайди, сяди Кыеве на столе отни". 527  0Вои так же служили опорой Ярославу в его притязаниях на Киев, а Святополку - для отражения ярославовых полков. 528

в) вече;

Так начинался процесс формирования волостной общины в Киевской земле.  Особый интерес представляет события в Киеве в 1068-1069гг.,в которых перед  нами  выступает  достаточно конституированная городская община.  Так пик ее самовыражение - вече,  т.е.  сходка  всех свободных  жителей Киева и его окрестностей. Возмущеные,  требующие оружие киевляне собираются   на  торговище.  Из  слов  летописца явствует,  что "людье", собравшиеся на вече,сами принимают решение вновь сразиться с половцами и предъявляют князю требование о выдаче коней и оружие. То есть проявляется независимость веча по  отношению  к  княжеской власти. В событиях 1069-1069гг. киевская община действует  как  вполне  самостоятельный социум,  ставящий  себя на одну доску с княжеской властью.  Вместо изгнанного  Изяслава киевские  "людье"  сажают  на стол Всеслава.Что  касается  состава  киевлян,   изгнавших Изяслава,   то   к   этому  вопросу  имеется несколько  точек  зрения.  М.Н.Тихомиров   и Л.В.Черепин считали, что термин "людье киевтии" обозначает торговоремесленное население Киева. 529  0Б.Д.Греков писал о том, что "движение киевлян 1068г. против Изяславича в основном  было движением городских масс".  В то же время он замечая: "Но не только в XIв,а и позднее трудно отделить городскую народную массу от сельского населения. Необходимо допустить,  что  и в этом движении принимало участие сельское  население,  подобно  тому,как это было в 1113г.  в Киеве". 530  0Несколько иначе к решению этого вопроса подходит  В.В.Мавродин:  "Кто  были  киевляне - "людьи кыевстии?" Это не могли быть ни  киевская  боярская знать, ни воины киевского "полка", ни тем более княжеское дружинники,  так  как  и те,  и  другие,  и  третьи не нуждались ни воружии, ни в конях. Нельзя также предложить,что  под  киевлянами "повести временных лет" следует подразумевать  участников  битвы  на берегах Альты,  потерявших в бою с половцами и все свое военное снаряжение и коней.  Пешком  и  безоружными  они не могли бы уйти от быстроногих половецких коней,  от половецкой сабли и стрелы.  Прибежали в Киев жители окрестных сел, спасавшиеся от половцев. Они-то и  принесли в Киев весть о том,  что половцы рассыпались по всей  киевской  земле,  жгут,убивают грабят, уводят в полон. Их-то и имеет в виду "Повесть временных лет", говорящая о киевлянах бегущих от половцев в Киев." 531 На Киевском вече вечники без князя обсуждают сложившуюся обстановку, изгоняют одного правителя и возводят на княжеский стол другого,договариваются  о  продолжении борьбы с врагом,   правят   посольства.    В    событиях 1068-1069г.г.  вече  вырисовывается как верховный орган  народоправства,  возвышающейся над княжеской властью.

г) система "старший город - пригороды"

Что касается системы "старший город - пригороды", то первые ее проявления  мы замечаем в начале XIв. Летописецсообщает: "Болеслав же винеде в Киев с  Святополком. И рече Болеслав: "Разведете дружину мою по городом на покоръм",  и  быть  тако." 532   0Здесь,  судя  по всему,  упоминаются пригороды Киева.  Захват главного города означает  распространение власти и на пригороды.  Из Киева Святополк отдал  распоряжение:"Елико  ляхов по городам,  избиваибте я".  И избиша ляхы." 533  0В летописном рассказе о  событиях 1068-1069г.г.  есть еще одна любопытная деталь,  ярко характеризующая  городскую общину.  Изгнав  Изяслава "киевляне "двор же князь, разбиша, бесчисленное множество злата и серебра кунами и белью." 534  0Такого рода явления мы встречаем и в других землях. Князья на Руси  существовали в значительной степени за счет кормлений - своеобразной платы  свободного населения за отправление ими общественных служб, происхождение которой теряется в далекой древности. 535  0Все это способствовало выработке взгляда на княжеское добро  как на общественное отчасти достояние, чем и мотивировано требование,  предъявленное  князю киевлянами:  дать и оружие и коней. Князья в Киевской Руси должны были снабжать  народное ополчение  конями  и  оружием. 536   0Итак,  под 1068-1069г.г.  летописец разворачивает выразительную  картину деятельности киевский волостной общины.  Становление киевской общины осуществлялось на путях утверждения демократизма социально-экономических отношений. Не даром князья апеллируют к мнению общины даже в вопросах внутрекняжеского быта.  В  1096г."Святополк  и  Володимер  послата  к олгови,глаголюща аще:  "Поиде Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли пред людьми градьскими,да быхом оборонили Русьскую землю  от  поганых." 537   0Олег,  "послушав  злых советников",надменно отвечая:  "Несть мене  лепо  судити епископу,  ли игуменом, ли смердом". Последняя фраза говорит о многом.  Во-первых,  она намекает, что за "людьми градскими" скрывались демократические элементы, почему Олег и уподобил их смердам. Во-вторых из нее следует что князь приглашался в Киев не  только для  выработки  совместных  действий  против "поганых",  но для  разрешения  межкняжеских споров,   где   "людям  градским"  наряду  с епископами, игуменами и боярами предназначалось быть посредниками. В дальнейшем "кыяне" переходят к активным действиям,  указывающим на  широкие  полномочия киевской общины.  То центральное место,  которое занимало вече  в социально-политическом   механизме  Киевской власти в  середине  XIIв.  определяется  не только его социальным составом но и тем кругом вопросов,  который оно решало.  В компетенции  вече находились вопросы,  касающиеся войны и мира,  избрания князей.  Более того, эта  компетенция  распространялась  даже  на назначение судебно-административных "чинов".


21.01.2016; 14:02
хиты: 89
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь