пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Диалектика причин и условий

 

В ряде криминологических работ можно наблюдать четкое и универсальное разграничение факторов – причин преступности и факторов – условий, кᴏᴛᴏᴩые ей способствуют. Это как бы предполагает понимание причин и условий как неких совершенно определенных, раз и навсегда заданных именно в данном качестве явлений.

В ряде учебников по криминологии, например, разграничиваются причины преступности несовершеннолетних (отрицательные влияния в семье, в ближайшем окружении, подстрекательство со стороны взрослых преступников, длительное отсутствие определенных занятий) и условия (безнадзорность как отсутствие должного контроля со стороны семьи, недостатки учебно-воспитательной работы и т. п.). В учебнике "Криминология" 1995 года издания вновь отмечается классификация причин с выделением условий.

На самом деле оценка одних явлений в качестве причин, а других в качестве условий носит относительный характер. Конкретное явление в одних взаимодействиях может играть роль причины, в других – условия.

В начале 80-х годов было выявлено немалое число хищений государственного и общественного имущества в крупных и особо крупных размерах. Стоит заметить, что они совершались организованными формированиями, ориентированными на обогащение любым путем. Их участники действовали продуманно, создавали все условия для безопасности такого рода хищений. В частности, не обеспечивалась должная внешняя охрана объектов, был запущен и запутан учет материальных ценностей. Важно заметить, что одновременно данные преступники не скрывали факта приобретения машин, дач, ценностей. Стоит сказать, для таких лиц плохое состояние учета и контроля было определенным итогом их преступной деятельности на ранних этапах и условием ее расширения – совершения хищений уже в крупных и особо крупных размерах. При этом немалое число других работников, видя такое состояние социального контроля на предприятиях, а также безнаказанность хищений, быстрое обогащение их субъектов, в подобных условиях начинали выносить с предприятия все, что могли. То есть уже для иных расхитителей плохие охрана объекта и учет во взаимодействии с безнаказанностью крупных расхитителей играли роль причин преступлений.

Вообще какое-то обстоятельство, пусть дамке крайне отрицательное, трудно само по себе назвать причиной преступности. Его взаимодействие с разными типами личности может привести к диаметрально противоположным результатам. В случае если речь идет о человеке, активно не приемлющем преступное поведение, то плохая охрана объекта может побудить его добиваться должного порядка охраны. В условиях широкого и безнаказанного злоупотребления служебным положением одни лица вступают в сделки со взяточниками, а другие – вступают с ними в борьбу.

Важно заметить, что однако, при всем этом можно выделить обстоятельства, в кᴏᴛᴏᴩых люди статистически чаще, чем в других, совершают преступления. Нужно помнить, такие обстоятельства называют криминогенными, т. е. несущими в себе как бы возможность преступного поведения. Антикриминогенными называют те обстоятельства, кᴏᴛᴏᴩые затрудняют совершение преступлений, стимулируют правомерное поведение. Но их оценка как таковых относительна. К примеру, в числе антикриминогенных факторов обычно называли отсутствие безработицы. Действительно безработица – и ϶ᴛᴏ установлено многими исследователями – статистически чаще связана с преступлениями, чем занятость. Значит, полная занятость как будто бы антикриминогенна. Но оказалось, что, когда она сочеталась с тем, что нерадивый работник не дорожил ϲʙᴏим местом и в условиях дефицита кадров даже сам диктовал условия администрации предприятия, такая ситуация приводила к выпуску недоброкачественных товаров, припискам и другим хозяйственным преступлениям.

Причина становится таковой именно во взаимодействии с условиями. Ранее существовало механистическое представление о действующей причине и недействующей причине. При этом только действующая причина в концепции диалектического детерминизма и есть причина. Еще Гегель отмечал, что "причина есть причина постольку, поскольку она порождает некᴏᴛᴏᴩое действие" и если "причина потухает в ϲʙᴏем действии, тем самым потухает также и действие, так как оно есть исключительно определенность причины".

Нет преступного поведения и, следовательно, его причины, если, например, имеются лица с системой потребностей, ценностных ориентации и установок, ориентирующих их на преступное поведение, если даже такие лица находятся в микросреде, поощряющей нарушения закона, но при ϶ᴛᴏм реализация преступных намерений практически невозможна. К примеру, такие лица находятся под усиленным контролем (в местах лишения ϲʙᴏбоды или в иных условиях) либо объекты предполагаемых посягательств находятся под надежной охраной. При всем этом плохая охрана объектов сама по себе неспособна обусловить преступное поведение в отсутствие лиц, готовых посягнуть на данный объект, или без возможной помощи данным лицам со стороны других субъектов в сбыте похищенного, сокрытии следов преступления и т. д.

Иначе говоря, каким бы ни был отрицательным сам по себе отдельно взятый фактор – ситуация или характеристика человека – ϶ᴛᴏ еще не может оцениваться как основание для их оценки как причины преступного поведения, преступности. Налицо только формальная возможность преступления, т. е. такая, кᴏᴛᴏᴩая с равной долей вероятности может произойти, а может и не произойти.

Философской основой различных вариантов теорий прирожденного преступника, опасного состояния какого-то человека, а также вульгарно-социологического подхода в криминологии, вообще отказывающегося от изучения личности преступника и ограничивающего исследование только факторами внешней среды, будет концепция однозначного детерминизма. Последний не признает формальную возможность в понимании диалектического детерминизма. Реальную же возможность, т. е. более высокий уровень, чем в формальной возможности, наступления определенных последствий, отождествляет с необходимостью, т. е. с обязательным осуществлением возможности.

На ϶ᴛᴏм основании, например, выдвигаются конкретные проекты по превентивному заключению под стражу лиц, склонных к правонарушениям. Но склонность и совершение правонарушений – разные явления. Закон позволяет ограничивать законные интересы и права исключительно в случае совершения противоправного поступка. И ϶ᴛᴏ правильно, так как далеко не каждый ранее судимый и пьющий человек может рассматриваться уже как рецидивист. В случае если он будет оценен как лицо, с высокой долей вероятности способное совершить преступление, – ϶ᴛᴏ основа для применения предупредительных, а не правоохранительных мер, о чем будет подробно говориться далее.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что даже если очень сложной может показаться интеракционистская концепция причин преступности, надо понимать, что она не сложнее реальной жизни. А упрощение ситуации в теории ведет к пустой трате сил и средств на практике. По϶ᴛᴏму еще раз следует отметить необходимость вычленения указанных выше причинных комплексов, различных взаимодействий, разграничения при ϶ᴛᴏм причин и условий. Иначе борьба с преступностью не будет борьбой в подлинном смысле ϶ᴛᴏго слова.

Таким образом, если быть точными, то надо указывать, что криминология изучает диалектическую детерминацию преступности с вычленением причинности. Это более точно демонстрирует суть криминологического изучения. Указание на диалектическую детерминацию подчеркивает недопустимость однозначного описания причины, констатации однозначной связи последующих состояний системы с ее предыдущими состояниями, недиалектической изоляции и вырывания из общей цепи и комплексов связи двух элементов, простого перечисления всех факторов, оказывающих влияние на преступность.

 


20.01.2017; 01:49
хиты: 127
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь