ПРоблема |
Понятие |
Главная идея |
Человек |
Родовая сущность, труд |
Родовая сущность состоит в свободе и творческом труде. Человек – это: · общественно-историческое существо: является высшим творением природы, но родовую сущность реализует только в обществе: «Человек есть совокупность общественных отношений». В каждую историческую эпоху формируется тип человека, соответствующий общественным отношениям этой эпохи. · предметно-практическое существо: главной формой деятельности является труд, цель которого – создать благоприятные условия существования человека путем преобразования природы. В процессе труда человек имеет дело с тремя видами предметов – это орудие труда, предмет труда и продукт труда |
Труд |
Опредмечивание – распредмечивание, отчуждение – присвоение |
· Опредмечевание / распредмечивание – переход творческой способности в предмет / переход материальной предметности в творческую способность; · Отчуждение / присвоение – утрата / возвращение сущности человека. Отчуждение – это негативный социальный процесс, характеризующийся превращением условий, процесса и результатов труда в силу, чуждую и враждебную человеку и господствующую над ним. Формы отчуждения: · от процесса труда – человек выходит из процесса труда обедненным и опустошенным: труд является мучением, рабочий не утверждает, а отрицает себя, изнуряет свою физическую природу, разрушает духовные силы; · условий труда от труда – рабочему противостоят материальные и интеллектуальные условия его труда (отстранен от управления производством); · отчуждение результатов труда – продукты труда, произведенные рабочим, ему не принадлежат, он относится к ним как к чуждым предметам; · отчуждение от родовой сущности – люди утрачивают свое родовое единство, человеку противостоит другой человек; физическая и духовная сущность человека не принадлежат ему самому, отделены от него. Отчужденный труд является не свободным и не творческим: труд существует вне рабочего, как нечто чуждое ему, рабочий свободен только вне процесса труда в своих животных отправлениях. Отчуждение – это форма реализации опредмечивания, когда оно предстает как закабаление предметом. |
Общество |
Формация, способ производства, социальная революция, классы, коммунизм |
Исторический материализм: «общественное бытие людей определяет их сознание». В общественном бытии на первом месте стоит производство материальных благ. Общественно-экономическая формация – общество на определенной ступени исторического развития, обладающее своеобразным отличительным характером. Типология формаций: первичная – первобытнообщинная; вторичные – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая; третичная – коммунистическая. Формации отличаются содержанием общественных отношений, но в основе каждой лежит способ производства материальных благ: включает в себя производительные силы (люди и орудия труда) и производственные отношения (отношения собственности на средства производства, т.е. орудия и предметы труда). Производственные отношения образуют базис формации, от которой зависит политико-идеологическая надстройка. Смена формаций происходит путем социальной революции, в основе которой лежит смена способа производства: «революции – это локомотивы истории». Все вторичные формации являются антагонистическими (в них есть противоречия и конфликты). Их источник – частная собственность на средства производства. В соответствии с ней формируются классы – большие группы людей, имеющие разное отношение к собственности на средства производства. В классовых обществах имеет место неравенство, эксплуатация, отчуждение. В этих обществах присвоение человеком родовой сущности невозможно: необходимо общество со справедливыми общественными отношениями – коммунизм. Главный принцип коммунизма – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». В этом обществе нет частной собственности и ее последствий. Только в коммунистическом обществе человек получит возможность для реализации своих творческих способностей и свободы |