ПРоблема |
Понятие |
Главная идея |
Человек |
Родовая сущность |
В центре учения Л.Фейербаха – человек как «единственный, универсальный и высший предмет философии». По Гегелю, природа создана Абсолютной Идеей, по Л.Фейербаху, она вечна, высшим ее творением является человек. Родовая сущность человека – всеобщие, надындивидуальные характеристики людей. Это разум, дающий силу мышления; воля, дающая силу характера; сердце, дающее возможность любить. Их синтез образует свободу: свободный человек – мыслящий, действующий, чувствующий человек; исключение хотя бы одного компонента разрушает родовую сущность. Для ее реализации необходимо общение между Я и Ты: человек стремится к счастью (таково веление его воли), но эта цель не достижима вне единения с другим человеком |
Религия
|
Отчуждение
|
Разрушает родовую сущность (лишает человека свободы). Истоки религии коренятся не в обмане и невежестве, а в природе человека и условиях его жизни: · зависимость от природы, страх перед ее непонятными явлениями; · абстрактное мышление создает понятия, оторванные от действительности; · ограниченность сил, человек обращается к высшей силе за помощью; · человек счастья не достигает: религия утешает счастьем в загробном мире. Бог – это проекция человеческого духа: не Бог сотворил человека, а человек сотворил Бога. Качества, которыми наделяют Бога, – это качества человека, который отделил их от себя и приписал вымышленному «высшему существу». Чем больше качеств человек у себя отнимает, тем духовно беднее он становится (отчуждение). Человек сам себя ставит в зависимость от этого существа, полагая, будто природу и его самого сотворил Бог. Культ Бога нужно ниспровергнуть и создать культ человека, который и есть Бог: «Человек человеку – Бог» |