пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Немецкий идеализм: гносеология и этика И.Канта.

Эта философская школа получила развитие в 70-е годы XVIII – первой трети XIX века. Основателем был Иммануил Кант, его последователями – Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг, Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Немецкая классическая философия имела идеалистический характер: И.Кант и И.Фихте являлись субъективными идеалистами, Ф.Шеллинг и Г.В.Ф.Гегель – объективными идеалистами. В рамках немецкой классической философии была разработана целостная логико-гносеологическая модель идеалистической диалектики, содержащая понимание общих принципов развития бытия.

 

2. ГНОСЕОЛОГИЯ И ЭТИКА И.КАНТА.

Его творчество подразделяется на «докритический» и «критический» этап. В «докритический» этап И.Кант интересовался философией природы:

· пространство и время – это объективные, «пустые» вместилища материи;

· Вселенная бесконечна и состоит из огромного числа звездных систем;

· Солнечная система возникла из раскаленной газовой туманности. 

«Критический» период начался в 1770 году. Материализм сменяется субъективным идеализмом, гносеологический оптимизм уступает место агностицизму. Свое учение И.Кант теперь называет «критическим»: философы исследовали мир с помощью разума, но не исследовали разум как инструмент познания. Прежнюю философию он считал догматической, слепо верящей в способности разума, хотя их никто не проверял. «Критика» – это и есть такая проверка.

«Критика разума» привела к гносеологическому перевороту в философии:

· до И.Канта центральной частью учений была онтология, у него – гносеология, специфика познающего субъекта. И.Кант переосмыслил само понятие субъекта и стал считать его характеристикой всеобщность. В субъекте он выделил два уровня: эмпирический – индивидуально-психологические особенности человека, и трансцендентальный (находящийся за пределами опыта) – надындивидуальное начало в сознании субъекта, образуемое априорными формами, с помощью которых можно получить всеобщее и необходимое знание.

· И.Кант завершил спор эмпиризма и рационализма эпохи Нового времени. Он признавал объективное существование внешнего мира («вещей-в-себе», воздействующих на органы чувств и порождающих представления о них). Предмет наглядного представления – «вещи-для-нас», т.е. «вещи-в-себе» в нашем восприятии, феномены (явления). У них две стороны: материальное основание (содержание), данное в опыте (идея эмпиризма), и форма, приводящая эти ощущения в определенный порядок. Форма – априорна, от опыта не зависит, находится в душе до и независимо от опыта (идея рационализма). И.Кант синтезировал идею опытного происхождения знания с идеей наличия доопытных начал мышления. Мир определяется априорными формами активного сознания субъекта.

По И.Канту, знание бывает апостериорное (опытное) и априорное (доопытное). Оно фиксируется в аналитических и синтетических суждениях: первые обозначают уже известное, вторые дают новое знание. И.Кант поставил вопрос об источниках и границах познания или как возможны априорные синтетические суждения в математике, естествознании и философии?Чистый разум не может доказать или опровергнуть бытие высших сущностей, но он не запрещает верить в Бога, бессмертие души и свободу воли. Человек может выбирать между верой и неверием. По И.Канту, руководствуясь голосом совести, человек должен выбрать веру, с ней связана нравственность (переход от теоретического разума к разуму практическому, от гносеологии к этике).

Практический разум призван руководить поступками человека. Нравственность – особая способность души, наряду со способностью познания, но отличная от нее. Рассудок вводит нас в природу, практический разум – вневременной, трансцендентный мир свободы. Мир природы – феноменальный, мир свободы – ноуменальный (умопостигаемый) – «вещей-в-себе» и высших сущностей.

Воля человека автономна от природной необходимости и божественного предопределения. Однако воля не может быть абсолютно свободной и сама себя ограничивает, подчиняясь всеобщему, априорному моральному закону – «категорическому императиву»: каждый человек должен поступать так, чтобы его поступок могли бы к всеобщему благу совершить и другие, чтобы воля индивида могла стать всеобщим законодательством. Высшей ценностью и целью является человек, реализуя свою свободу, каждый должен уважать свободу других.


14.01.2016; 19:59
хиты: 76
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
восточная философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь